Право слово

http://www.gorodnews.ru - Добавил smi в категорию Pазное

Свобода, как живой организм, рождается и рано или поздно вырождается. Она изменчива, непостоянна, временами капризна. У каждого свое понимание свободы. Для русских это верховенство собственного эго над законом, правом и любым запретом. Это возможность лукавить и ни за что не отвечать.



Правда по-русски

Говорить о свободе слова в России решительно нетактично. Реализация этой самой свободы невозможна без культуры слова. Иначе реплика из первых уст рискует покрыться плесенью. Цензура влезет в нее грязной ложкой.

Сегодня в России правды в избытке. Слово - это такое же стратегическое сырье, как нефть или газ. Сырье потому, что не каждое слово в натуральном виде подашь на стол. Не всякая правда есть конечный продукт переработки мысли, потребный, съедобный. Правда нуждается в правильном приготовлении, ибо из двух сырых яиц можно с равным успехом приготовить глазунью или шалтай-болтай.

Кстати, о болтовне. Информация о стране, в которой живешь, - это предмет первой необходимости. Нормальный человек использует телевизор не реже, чем нужник. Подходит к нему два-три раза в день, садится на табуретку, будто на горшок, и внимательно смотрит новости. Каждый выпуск для гурманов пропаганды и тех, кто ею наелся. Отчего не напомнить, что правит у нас одна “Партия”, работает та же “Партия”, и, вероятно, существует всего одна “Партия”. Страной управляет дюжина молодцов. Порядок строгий: ежедневный сбор за одним столом для обсуждения народных чаяний. “Тайная вечеря” с ВВП в эфире программы “Время”. Мы строим “Суверенную Демократию” с сокровенным смыслом “Сам Дурак” в режиме On-line.

О дне сегодняшнем

Итак, скромный “интраверт-рантье” поселился в кремлевских апартаментах.

Не прошло и десятка лет после распада Советского Союза, как бывшие его граждане вновь заговорили о “сильном государстве”, “внешних и внутренних врагах”, “нефтегазовых конъюнктурах”. Великую страну кичливо поминали у себя на кухне.

С Путиным пришли амбиции, уверенность в себе и безудержное желание “мочить всех в сортирах”. За крепкое словцо президента уважали. Оратор, дзюдоист, “гэбэшник”, чем не глава государства?

Народ молил о борьбе с коррупцией и толстобрюхими олигархами. Распределение имущества “по понятиям” возбудило классовое сознание. Имущие и нищие, богатые и бедные с трудом уживались в одной стране. Безропотный и безработный плебс с голодной улыбкой на лице умирал.

Прохожих на улицах потрошили, как кроликов, насиловали, убивали, грабили. Люди не чувствовали себя в безопасности ни в собственном дворе, ни за железной дверью квартиры. Их принуждали платить бандитам и кому-то еще. Это больше не списывали на лихолетье. С беспределом в стране давно смирились (ежегодный рост преступности: более 30 000 убийств в год), тотальная криминализация экономики (6 000 предприятий в год захватывали рейдеры), а также контрабанда в вагонах и “оборотни в погонах”.

И только государство, наблюдая со стороны, создавало новые партии, строило гражданское общество, укрепляло нравственность с помощью церкви, расплачивалось по советским, царским и еще по неизвестным долгам, словом, решало насущные проблемы россиян.

Приватизацию сочли “грабительской и безумной” (Юрий Лужков), но вовсе не думали пересматривать ее итоги (что фактически привело ко второму разделу госсобственности). По закону ни один чиновник (будь то клерк или министр) не имеет права на собственный бизнес.

Но что есть закон для нашего человека, особенно из культурной столицы? В итоге все крупные предприятия, не ставшие автостоянками и иностранными инвестплощадками, раздали “эффективным управленцам”, “староельцинским” и “новопутинским”.

Вместо рыночной экономики построили “экономику рынков”, ту, что теперь называют малым бизнесом. Криминальную войну за передел жизнедеятельного пространства тоже отнесли к “становлению капитализма в России”.

“Невидимая рука рынка” исправно нажимала на курок, брала за горло простых россиян, в то же время браталась с бандитскими кланами, пробандитскими ведомствами и структурами. Честолюбивым “силовикам” давали звездочку на погон, вотчину во владенье или пускали пулю в лоб. Чванливые буржуа, а попросту охотники за головами, клялись президенту жить согласно его догматам и непременно удвоить ВВП.

И вот экономика крепнет. Россия обгоняет по объему производства Лаос, Камбоджу и Вьетнам и, не поверите, приближается к Португалии. Казалось, все у нас замечательно: “Нормально”, - рапортует Первый канал. “Отлично!”- отвечает телеканал “Россия”. Словом, благость, гармония и самый что ни на есть консенсус. Порядок полный? Ан нет.

В 1999 году Чечня разверзлась второй войной. “Федералы” форсировали Терек, овладели Грозным. Получили ордена, медали и офицерских вдов.

Террористы ушли в горы. Вторая чеченская война оказалась выгодна самим русским. Не тем, что гнили в окопах и госпитальных рефрижераторах, а кое-кому повыше. Чеченская война не окончилась выборами президента (Ахмата Кадырова), ликвидацией главарей боевиков и путинским благословением “мирно жить”.

После Чечни были АПЛ “Курск”, Москва и Волгодонск. Взрывы жилых домов, теракты в столичном метро. “Норд-Ост”, Беслан. Реакцию людей и “свободной прессы” выразило название митинга “БЕЗ СЛОВ”. Трагедию Беслана встретили молчанием и приняли как должное.

Не скажи!

Лживая правда или правдивая ложь? Не помню, что было при Путине вначале, а что потом. Своенравных “акул пера” сменили более востребованные хроникеры. Многоликое российское ТВ спрессовалось в одну кучу, щеголевато отличаясь лишь экранными логотипами. Журналистику “мариновали” умелые руки ФСБ. Новости походили на банки с огурцами, непременно пресными и сомнительными на вкус обывателя. Единственно возможная “гражданская позиция” прессы - это doggy style по отношению к правительству и президенту. Такое уж было время! Хороший журналист не боялся потерять работу, ибо его профессия - это всегда риск и независимость. Если его мнение чего-то стоило, будучи не слишком моральным и циничным, то прямая дорога вела обратно в прессу, литературу или, от скуки, на тот свет.

Журналист не променяет работу на миллионный барыш. Слишком дороги ощущения всевластия и безнаказанности. “Корочка” с пометкой “Пресса” важнее остальных документов - это и кредитная карта, и визитка; это пропуск во все кабинеты и, на худой конец, индульгенция.

Слава для человека пишущего вторична. Она лишь повышает индекс его стоимости и делает более спесивым.

Журналист не стабилен творчески. Поэтому вдвойне интересен и опасен. Любая мелочь, будь то негостеприимство, плохое настроение или откровенное хамство со стороны “героя”, может вызвать ответную реакцию и желание отомстить. Этим занимаются и корифеи. Таковы издержки их служебного положения.

Чем живет современный россиянин? Умом? Нет. Сердцем? Тоже неверно. Русский человек живет и мыслит телевизором. Его потребности просты до смешного: поесть, поспать, посмотреть телевизор и поменьше думать. Критики телевидения и сегодня взыскательны: насилие, чернуха и откровенная распущенность. С этим никто не спорит, ибо каждый это впитывает с детства.

Телевизор смотрят все: домохозяйки (от безделья), чиновники (из боязни критики), дельцы (на всякий случай) и даже домашние питомцы для чего-то это делают.

Сериалы - сплошная эмпирика, бесценный источник жизненного опыта. “Реалити шоу” - самый примитивный и гениальный способ заработать. Их герои дурны на экране, но успешны в жизни. Им хотят подражать, вместо того чтобы учиться или устроиться на работу.

С “Новостями” сложнее: скучный однообразный репертуар. Что поделаешь, порой телевизор - единственный источник информации. Глупо думать, что канал “Культура” выполняет ответственную просветительскую миссию, не дает подохнуть осклабившимся интеллигентам. Отличают “Фигаро” от “Кармен” и баста! Главное - начальство знать в лицо.

Люди (аудитория) тупы, как брокколи. Их невежество измеряется диагональю телевизора. Российское телевидение - помесь “сусловщины” с “гебельсовщиной”. Поэтому настоятельно рекомендую всем: “Не делайте из пультов культа! Помните статью Ленина “С чего начать?”. Прессу предлагали сделать главным оружием идеологической борьбы. Это успешно реализовывалось в советское время: партийный контроль, жесткая цензура и скрытые административные рычаги. Словом, все, что было высмеяно и проклято после 1991 г.

Так что же вы творите сегодня, господа, “неолибералы”, “псевдодемократы” и прочие “плохие танцоры”, коим вечно мешают СМИ? Надышались свободой при Ельцине и принялись за старое? Товарищи из Петербурга и прочий “цвет нации”, где ваши “чистые руки” или, как там говорил Феликс Эдмундович? Так вот: уберите их от российской прессы! Отлезьте.

Дяденьки чиновники, не хулиганьте! Прочтите закон о СМИ! В нем нет картинок и анекдотов, но вы же его принимали именно таким. Нас принимают за идиотов или мы действительно ими являемся? И то и другое, согласитесь, не очень хорошо. Русские - народ обидчивый (шутка ли, за ХХ век 5 революций).

Печатная пресса достойна отдельного разговора. В отличие от телевидения она имеет давний опыт просвещения и борьбы за свои права. Культура печатной прессы в России, увы, низка. Не думаю, что в Европе газеты используют в виде туалетной бумаги. В этом есть показатель бытовой культуры и фрейдистского отношения к печатному слову. Интересный факт: в число наиболее востребованных печатных изданий России вошел и сборник сканвордов “Зятек”. Такая вот закономерная случайность в некогда “самой читающей стране мира”.

Правда, в России, деликатес доступен не многим и по вкусу лишь истинным ценителям. Право на правду иные продолжают опошлять. Оттого избавление от запретов (исключительно законных и светских) идет столь медленно и осторожно. В этом деле не следует спешить. Европу не догоним, а со своими комплексами воевать - самое время.

Сторонникам цензуры - врачебный рецепт: “Господа, обуздайте свои фантазии. Лечите психику и штудируйте этику. Свобода - знатная барышня, но зачем к ней сразу лезть под подол?”

Говорите правду без боязни и стыда. Читайте классику, она всегда актуальна не “согласно...”, а “вопреки...”. Храните литературу до “ядерной зимы”, когда Христос спустится всех согреть.

Литература и русский язык - последний оплот свободы. Потаенная сила и народный глас не удержишь слюнявым кляпом. Посторонитесь, друзья! Грядет новое время: кино, книг и, пожалуй, Интернета. Приберегите слюну красноречия. Побрызжем ею вместе на улицах и площадях, а не хотите, сплюнем в урну.

Мы люди культурные, но за свободу можем и...



Автор: Илья РЕЗНИКОВ

МК Смоленск

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь