Виктор Маслов: Мы ждали от правительства реальной помощи, и мы ее получили

http://www.interfax.ru - Добавил student в категорию Политика

После возвращения из Москвы с заседания правительства России, на котором рассматривалась социально-экономическая ситуация в Смоленской области, губернатор Виктор Маслов рассказал "Интерфаксу", как проходило это мероприятие и какие решения были приняты.



Виктор Николаевич, 30 августа Вы выступили на заседании правительства России с докладом об итогах социально-экономического развития и перспективах Смоленской области. На чем в первую очередь Вы акцентировали внимание членов правительства? Какие приоритеты в развитии региона выделили?



К этому обсуждению мы готовились более двух месяцев. Был проведен обстоятельный анализ текущей ситуации, подготовлено множество документов. Сам доклад состоял из более 450 страниц аналитических материалов, к ним прилагалось немало статистических данных. Все это мы заранее передали в аппарат правительства Российской Федерации.



Перед заседанием у меня состоялось 17 встреч в правительстве, в том числе со всеми вице-премьерами и ведущими министрами, включая и премьер-министра, с которым встреча продолжалась около часа.



В это же время по моей инициативе у меня были встречи и в администрации президента: с начальником Управления внутренней политики, другими ответственными лицами, в том числе и с Владиславом Юрьевичем Сурковым. Все встречи проходили по нашей инициативе и преследовали только одну цель - подготовку качественного, добротного протокольного решения по рассматриваемому вопросу.



В ходе всех этих встреч в целом отношение к ситуации в Смоленской области было самым благожелательным, в ходе всех встреч было продемонстрировано желание реально помочь региону. А Михаил Ефимович Фрадков, который тогда возглавлял правительство, во время нашей встречи подчеркнул, что проблемы, с которыми сталкивается Смоленская область, не являются специфическими только для нее, аналогичные проблемы сегодня есть во всех регионах Центральной России.



Было отмечено, что наблюдается перекос: государственная политика основной акцент делает на развитии территорий Дальнего Востока, юга, северов, а вот отношение к дотационному центру России - Смоленской, Костромской, Владимирской, Курской, Брянской - то есть к областям, ближайшим к Москве, такое: "Они рядом, мы с ними потом разберемся". Это "потом" приводит к тому, что, к сожалению, появляются проблемы хронического характера, проблемы, которые региональные власти в силу своей компетенции и полномочий самостоятельно решить не могут. Именно на такого рода проблемах мое выступление и было сосредоточено. И именно с ходатайством о разрешении этих вопросов на уровне федерального центра мы и шли на это заседание правительства.



Атмосферу, которая была на заседании правительства, в целом можно охарактеризовать как конструктивную и предельно доброжелательную.



Отмечу, что такого рода заслушивания на правительстве не ставят целью поставить оценку региону. Правительство хочет внимательно изучить ситуацию и помочь региону в поиске вариантов решения его проблем. Смоленщина, кстати, была не первой в графике этих отчетов. До нас были и провальные выступления, и успешные. Отчет Смоленской областной власти перед федеральным правительством прошел в максимально корректной форме, без каких-либо резких выпадов как в адрес региональной власти, так и в целом по ситуации в области.



Какие темы были подняты губернатором перед министрами? Что волнует областную исполнительную власть в первую очередь, чтобы получить помощь на федеральном уровне?



Первое. Развитие торфопереработки на территории области. У нас есть колоссальные запасы торфа. Одно только Свитское месторождение содержит по балансу более 310 млн. тонн, но оно сейчас находится в стадии стагнации. Нас это не устраивает. Реальный толчок к развитию торфопереработки появляется только при переводе Смоленской ГРЭС, которая в свое время и была спроектирована именно на использование торфа Свитского месторождения, на проектный вид топлива. Мы этот вопрос неоднократно ставили и перед РАО "ЕЭС", и перед руководством "ТГК-4". Но наша позиция не находила должного реагирования, и понятно, почему: проще всего работать на газе, он был и остается на сегодняшний день достаточно дешевым, так что энергетикам не хочется ввязываться в модернизацию технологии.



Мне представляется, что по этому вопросу нам удалось добиться внимания и Минпромэнерго, и на уровне премьер-министра. Такое волевое решение должно быть, в протоколе заседания Правительства оно записано. Полагаю, что мы доведем его до логического конца и переведем Смоленскую ГРЭС на проектный вид топлива - торфогазовую смесь. Естественно, это сразу даст мощный толчок развитию торфопереработки, позволит существенно увеличить количество рабочих мест, развивать отрасль, которая будет в будущем существенно востребована.



Вторая тема увязана с первой. Газпром нам говорит, что готов давать области газ, но надо переходить на альтернативные виды топлива на генерирующих мощностях. Мы отвечаем, что готовы, и выходим с соответствующей инициативой по Смоленской ГРЭС. Но одновременно мы газовиков очень просим вот о чем. Территория области сегодня активно используется бизнесом для создания новых предприятий, особенно задействованных в сфере производства строительных материалов. Технологии этих предприятий однозначно требуют использования газа, иначе о конкурентоспособности говорить не приходится. Мы не просим увеличения лимитов, мы не просим дешевого газа, но мы просим дать возможность будущим потребителям выйти на электронную площадку торгов по газу, чего на сегодняшний день нет. Иначе о каком развитии региона, о какой динамике в его экономике можно вести речь? Дефицит газа по области на сегодняшний день, если исходить из заявки и того, насколько она удовлетворяется, составляет 900 млн. кубов. Но нам постоянно говорят, что трубы заполнены экспортным газом, поэтому удовлетворить этот дефицит не представляется возможным. Мол, потерпите.



У меня, был очень долгий разговор с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, мне кажется, что мы нашли у него понимание нашей позиции. Резолюция на нашем ходатайстве наложена очень серьезная, дающая нам право надеяться, что в ближайшее время вопрос о выделении дополнительных объемов газа будет решен положительно. Конечно, не 900 млн. кубов, но 150 млн. кубов - это точно.



Естественно, эта тема достаточно громко звучала и на заседании правительства. И то, что решение этого вопроса включено в итоговый протокол заседания правительства, - это наш успех. Ведь когда мы выходили на само заседание, этого вопроса в проекте протокола не было. Нас просили: давайте без протокола, давайте ограничимся ходатайством на уровне председателя совета директоров Газпрома. Но то, что наша просьба была внесена в протокол во время заседания, еще раз повторю, это наш успех, гарантия того, что вопрос будет стопроцентно решен. Это очень значимое событие, если не главное на сегодня, для экономики области.



Третий вопрос - это работа объединения "Кристалл". Мы неоднократно говорили, что предприятие может увеличить объемы выпуска готовой продукции в два раза и тем самым, по большому счету, выполнить задание президента об удвоении ВВП. Для этого есть все условия. И, самое главное, речь не идет о каких-то мощных интервенциях инвестиций, модернизации технологии, необходимости подготовки квалифицированных кадров для предприятия. Просто необходимо сырье надлежащего качества и объема.



Не скрою, что предыдущие годы мы этот вопрос пытались решать, но все оставалось на месте. После заседания 30 августа (опять-таки этого вопроса предварительно в проекте протокола не было) Правительство приняло соответствующее решение. Это дает нам возможность говорить о том, что в ближайшей перспективе, через два-три года, мы действительно серьезно увеличим объемы производства на заводе "Кристалл". А это даст серьезные дополнительные поступления в бюджет и увеличение в целом положительных показателей статистического характера.



Я должен сказать большое спасибо первому вице-премьеру Сергею Борисовичу Иванову, который очень грамотно, компетентно и энергично поддержал нас.



Очень надеюсь, что принятое протокольное решение по меркам аппарата правительства очень жесткое, конкретное, даст импульс развитию не только "Кристалла", но и всей ограночной промышленности России. Ведь что сейчас получается: "АЛРОСА" добывает сырье, "АЛРОСА" имеет своих покупателей по всему миру, продает им это сырье, причем абсолютно на равных со всеми условиях, в том числе и с "Кристаллом". Абсурд получается: мы отдаем какой-то африканской компании сырье, на котором сами можем заработать. Причем отдаем его по той же цене, по которой купит "Кристалл". Абсурд! Объяснение ему, конечно, есть, но я не буду говорить об этом. Надеюсь, что теперь политической воли хватит эти нюансы сломать. Предприятие получит возможность динамично наращивать свои мощности и смотреть в завтрашний день совершенно уверенно. Предположение, что "Кристалл" не сможет весь объем произведенных бриллиантов продать на международном рынке, что ниша несколько размоется, что возникнет перекос цен, что вообще может цена опуститься с учетом дополнительного спроса, это все от лукавого, это просто домыслы. Это все еще только начало, еще информационные "вбросы" будут такие мощные, кто в защиту "Де Бирса" выступает, поверьте мне. Но когда-то же, мне так кажется, эту схему, работающую не на государство, не на отечественного производителя, надо ломать. Я надеюсь, что мы ее сможем поломать.



Тем более что правительство, президент декларируют максимальную поддержку отечественного производителя. Так давайте это делать! Это же все в казну государства идет. Есть идея создания на базе "Кристалла" федерального ограночного технического центра, в котором будут использоваться в том числе и перспективные нанотехнологии. Это очень интересная и перспективная идея. Предложил ее на заседании правительства первый вице-премьер Сергей Борисович Иванов, недавно побывавший на смоленском "Кристалле". Причем ошибаются те, кто полагает, что речь идет только о производстве из алмазного сырья ювелирных украшений. Отнюдь нет! Такой центр будет прежде всего заниматься разработкой и выпуском целого спектра изделий, в том числе и для нужд суперсовременных технологий.



Четвертое направление, которое, может быть, не так связано с экономикой, но тем не менее для нас важно, - это подтверждение того приоритета, который мы обозначили достаточно давно: раскрытие географического статуса региона через строительство мультимодальных логистических комплексов, через перенос таможенных терминалов с территории Москвы, которая перегружена, ближе к границе. Правительство одобрило эту концепцию, подтвердило, что это совершенно правильное направление, обещало полную поддержку в этом плане и, более того, приняло ряд конкретных решений. В частности, несмотря на все нюансы отношений с Республикой Беларусь, принято решение об обустройстве таможенного перехода в поселке Красный и в районе Рудни. То, что мы там наблюдали в течение последних лет, это, конечно, форменное безобразие. Принято конкретное решение об обустройстве этого перехода, расширении полос, строительстве соответствующих корпусов. Это, в свою очередь, создаст условия для начала процесса переноса логистических комплексов. Эту тему мы и впредь будем продвигать, поскольку это направление дает возможность интегрировать столичный мегаполис и бурно развивающуюся Московскую область с нашим регионом.



Было с нашей стороны и еще несколько конкретных просьб, которые нашли свое разрешение на заседании правительства: строительство государственного архива и строительство книгохранилища для областной государственной библиотеки имени Твардовского. Мы прямо сказали, что бюджет области не в состоянии эти вопросы разрешить самостоятельно, поэтому просим помощи. Такая помощь нам будет оказана.



И последнее, что, на наш взгляд, тоже очень важно и характеризует отношение руководства правительства к нашему региону, - это строительство перинатального центра.



Я могу сказать, что каждый губернатор, которому приходится выступать на заседании правительства, просит деньги на строительство перинатального центра. Но федеральная программа предусматривает строительство такого рода центров только в 20 субъектах Федерации. В нашем случае мы получили прямое указание обеспечить софинансирование строительства перинатального центра, причем в максимально короткие сроки. Полагаю, что это результат понимания действительно сложной демографической ситуации, которая сложилась в области на сегодняшний день. Хотя тенденция к ее изменению уже наметилась: у нас рождаемость растет, смертность падает, но это все идет очень медленно. Почему? Здравоохранение на ненадлежащем уровне обеспечено как современным оборудованием, так и квалифицированными кадрами, отсюда отсутствие специализированной медицинской помощи. Но это те проблемы, которые для многих регионов сегодня характерны. Для нас они особенно кричащи. Мы на этом заострили внимание Правительства и получили протокольную запись по строительству перинатального центра. При этом мы сказали, что за счет областного бюджета будем строить диагностический центр и обеспечим финансирование строительства нулевого цикла федерального центра травматологии и эндопротезирования, а также ряд других обязательств, которые мы ранее озвучили, мы обязательно исполним.



Вот те основные моменты, которые вошли в протокол по итогам заседания правительства 30 августа, где заслушивался отчет нашей области. Возможно, кто-то ждал каких-то оценок нашей работы, "разбора полетов", но мы ждали реальной помощи от Правительства, и мы ее получили. Эта помощь - в понимании наших проблем на самом высоком федеральном уровне и в создании условий, чтобы решить эти вопросы максимально быстро. Для нас это гораздо важнее, чем те оценки, которые кто-то ожидал.



К нам было несколько вопросов, которые носили предметный характер. Дискуссия завязалась вокруг темы алмазов. Михаил Ефимович Фрадков в своем вступительном слове сделал акценты на тех направлениях, на которых, на его взгляд, в области недорабатывают как региональная власть, так и федеральные органы власти, в частности это борьба с детской преступностью. Достаточно громко прозвучала и тема раскрытия преступлений в сфере наркотиков, тема, связанная с борьбой с контрабандой продовольствия из Белоруссии в губернию, а также тема, связанная с развитием АПК. Но все они звучали в контексте с проблемами, которые в целом есть в Центральном федеральном округе.



Алексей Васильевич Гордеев, который был у нас буквально за два дня до заседания Правительства, еще раз обозначил приоритеты развития АПК на территории региона. То, что он говорил, абсолютно совпало с нашим видением развития села - это строительство комплексов, ориентированных на мясомолочное животноводство.



Михаил Ефимович сделал акцент на то, что слабо развивается у нас растениеводство, но я считаю, что эта тема спорная. Я думаю, у нас еще будет возможность, и мы доведем свое видение ситуации. Растениеводство имеет какую-то перспективу у нас только в увязке со строительством мясомолочных холдингов. Говорить же о нашем присутствии на рынке чисто с продукцией растениеводства совершенно бессмысленно.



Конечно, растениеводство как приоритет можно декларировать. Но мы же прекрасно понимаем, что маленькие хозяйства не в состоянии купить современную технику. Да, можно говорить, что растениеводство имеет перспективу, но только при условии, если мы используем суперсовременные технологии. Но они же не бесплатные! Технологии предусматривают их закупку, как и закупку под них оборудования, элитных семян, подготовку людей. Все это стоит недешево. И у одного среднестатистического хозяйства даже залога на сегодня нет, чтобы взять кредит под это дело. Так что это просто лозунг, просто призыв, который по жизни никогда не будет реализован. Украдут эти деньги, и все. Надо же реалистами быть, в конце концов, учиться деньги считать. Если мощное хозяйство, если несколько хозяйств интегрировались, то перспективы действительно открываются. Но надо же смотреть и еще дальше: само по себе растениеводство не может быть самоцелью. Да, можно поднять урожайность. Но ведь урожайность не самоцель, эту продукцию надо еще и выгодно продать. А чтобы ее продать, она должна обладать и качеством соответствующим. То есть должна быть востребована на рынке. Например, твердые сорта пшеницы. Надо ведь и это анализировать. А просто призывы засеивать поля мы проходили не один раз и не один раз несли только потери…



Герман Оскарович Греф, с которым у меня перед этим была достаточно длительная встреча, более полутора часов, очень живой, заинтересованный разговор, упрекнул нас в том, что по трем показателям мы находимся очень низко. Это демографическая ситуация, формируемая за счет высокой смертности; второй упрек - что у нас низкая рождаемость. И третий упрек, который прозвучал из его уст, что у нас очень низкий объем платных услуг в сфере образования. Этот третий параметр неактуален для нашего населения на сегодняшний день. Наше население еще не готово платить достаточно большие деньги за образование своих детей. В обществе сильны тенденции, настроения, что сфера образования должна быть бесплатной. Но вместе с тем мы эту рекомендацию обязательно учтем, проведем мониторинг общественных настроений на сей счет.



Мы, всегда сами признавали, что демография для области - самая болезненная тема. Но я считаю, что увязывать в целом социально-экономическое развитие региона только с проблемами демографии не всегда оправданно. Согласитесь, нужен определенный период, чтобы проблемы, связанные с высокой смертностью и низкой рождаемостью, были решены. К сожалению, это не та тема, которая может быть решена за полгода. Поэтому мы признаем, что у нас проблема есть, и мы достаточно большие усилия, в том числе финансовые, направляем на ее решение.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь