Самолет польского президента спешили посадить из-за телемарафона?

http://kp.ru - Добавил student в категорию Происшествия

Финалом его должны были стать кадры в прямом эфире – Лех Качиньский спускается по трапу на смоленскую землю.



У въездных ворот на аэродром «Северный» припаркована машина с логотипом польского телеканала на двери. Ее капот усыпан краповыми гвоздиками, перед ним, на асфальте, с десяток зажженных свечей. Польские журналисты выглядят потерянными. Они принимают соболезнования от коллег со всего мира, скрипя зубами, сглатывают ком в горле и делают неимоверное усилие, чтобы собраться для очередного выхода в прямой эфир.



Польские журналисты фактически стали свидетелями трагедии своей страны. Одна из телевизионных групп дожидалась здесь прилета своего президента. В Польше в тот трагический день шел телемарафон, посвященный памятным мероприятиям в Катыни. Финалом его должны были стать кадры в прямом эфире – Лех Качиньский спускается по трапу на смоленскую землю.



Возможно именно из-за этих кадров пилоты президентского Ту-154 с фатальным упорством пытались посадить самолет в молочном тумане на аэродроме «Северный». Российские диспетчеры предлагали экипажу запасные аэродромы в Витебске или в Минске, но пилоты решили во что бы то ни стало сесть в Смоленске. Первый неудачный заход, второй, третий… На четвертом круге лайнер задевает крылом восьмиметровой дерево (позже специалисты скажут, что в этом месте высота полета не должна была быть ниже 60-ти метров)…







Мы стоим в той самой точке, с которой и началось трагическое крушение самолета. Верхушки деревьев как будто срезаны тупой ножовкой. Сорваны провода на линии электропередач. В 50 метрах, между двумя бетонными столбами торчит вертикально кусок крыла. Но сам самолет упал намного дальше, метров за 800 отсюда. Каким-то чудом он смог преодолеть это расстояние без крыла, совершить гигантский "прыжок". Как нам объяснили специалисты, у командира корабля оставался последний шанс спасти пассажиров и избежать лобового столкновения с бетонными домами: пилоты врубили форсаж.



Лайнер перепрыгнул через Смоленский автоагрегатный завод, шикарный, новенький отель, и целых две автозаправочные станции! Хотя, трагедия была почти неизбежна - "притереть" самолет на полосу все равно бы не удалось: летчики по-видимому потеряли ориентацию в тумане и самолет заходил на посадку, сместившись относительно полосы вправо метров на 50.







- Я и не обратила поначалу внимания, подумала какой-нибудь истребитель садится, - рассказывает работница автозаправки Мария. – Никаких хлопков или взрывов слышно не было. Когда туда вдруг поехали пожарные машины и спасатели, сразу поняла – что-то случилось. А потом повалил дым.



- Не скажу, что огонь был сильным, - рассказал нам один из пожарных. – Горючее слава богу вспыхнуть не успело. Мы в тот день ожидали этот борт. Специально к приему делегации было сформировано дежурство пожарных расчетов. Когда Владимир Путин прилетал до этой трагедии, такое же дежурство было. Обычные в принципе меры безопасности. А потом мы увидели, как из тумана вышел самолет. Летел он как-то неестественно, носом вниз что ли. Сразу было понятно – не дотянет. Когда самолет рухнул, мы попытались прорваться на машинах напрямую, через лес. Куда там, болото непролазное! Проехали через аэродром, сразу развернули рукава, начали тушить очаги. А вокруг ужас что творится. Месиво! Люди, как грибы раздавленные в корзинке. В это время весь гарнизон подняли по тревоге, машины собрали со всей области. КАМАЗом пробили бетонный забор, чтобы сократить путь. Начали подвозить гробы, всего их было около 130-ти. Еще никто не знал точной цифры погибших. Привезли три рулона садового полиэтилена, такие, знаете, рукава для теплицы. Вот на них и собирали то, что осталось от людей.



Пожарный вдруг замолкает, видно - вспоминает увиденные жуткие картины. Мнет руки, которые так и не удалось отмыть от гари, грязи, человеческой крови. Наш собеседник не спал почти двое суток, но все-таки нашел в себе силы встретиться. Похоже, ему нужно было просто выговориться.







Как рассказали нам сотрудники аэропорта, взлетно-посадочная полоса, в принципе, может принимать любые воздушные суда. В том числе и грузовые. Однако, в тот день туман был настолько сильным, что даже опытные пилоты, знакомые с местностью, предпочли бы уйти на запасной аэродром.



По неофициальным данным, за пару часов до подлета президентского лайнера, на «Северном» должен был приземлиться самолет с сотрудниками Федеральной службы охраны. Однако российский экипаж, в отличие от польского, решил не сажать машину вслепую.



- Самые тяжелые гробы были с охранниками, - рассказал нам один из спасателей. – Видимо из-за бронежилетов. А вот оружия у них почему-то не было. Нашли тело ксендза с огромным крестом, почти нетронутое. Сложно было вывозить тела с болота. Подогнали два самосвала с песком, сделали насыпную дорогу… Но вы же сами видите, какая тут почва - болото!



Мы стоим по колено в грязи среди ужасающего хаоса. В разбросанных по болотистому полю искореженных кусках металла с трудом угадываются части самолета. Из земли торчат шасси Ту-154. Рядом возвышается кабина пилотов. Чуть подальше – здоровенная турбина и кусок фюзеляжа.









Эксперты даже с наступлением темноты при свете фонарей и прожекторов продолжают работать на развалах, собирая фрагменты тел. В свезенные со всего города разномастные гробы укладывают погибших и грузят в «Уралы». На освещенном насыпном песчаном островке стоят три гроба из красного дерева. Около них лежат три тела. Несколько поляков в скорбном молчании склонили над ними головы. В сторонке ждет команды «похоронная группа» спасателей.



- Президент? - спрашиваем у спасателей.



- Да, уже опознали. И жена его…Вроде бы.



Через пять минут спасатели укладывают тела в гроб и в сопровождении представителей Польши уносят к грузовику.



В эти дни в Катыни должны были проходить мероприятия, посвященные 70-летю трагических событий. Россия и Польша десятилетиями не могли договориться, кто же расстрелял польских офицеров – фашисты или энкавэдэшники. Казалось, этот узел противоречий и взаимных упреков не разрубить никому.



Однако недавно Владимир Путин ясно высказался об исторической правде Катыни. И президент Лех Качиньский летел в Смоленск поставить точку в многолетних спорах, которые не приносили пользу ни российско-польским отношениям на политическом уровне, ни нашим народам на бытовом.







ПРОЩАНИЕ В "СЕВЕРНОМ"



Гроб с телом Леха Качиньского провожали премьер России и посол Польши



В воскресенье в Приходе непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви в Смоленске проводилась поминальная служба. В костеле было не протолкнуться, а к воротам храма россияне все несли и несли цветы и свечи…







Трагедия унесла жизни 96 человек, практически всю политическую элиту Польши, и, как нам показалось на церемонии прощания с телом президента Польши осмыслить произошедшее пока не удалось. Почти 30-минутное протокольное мероприятие прошло в полном молчании.



Ветер носил над огромным полем аэродрома рваные звуки труб. У надувных палаток бродили высокопоставленные польские военные и какие-то чиновники из дипломатического корпуса.



Ровно в два часа дня, не раньше и не позже, приземлился самолет с надписью "Россия" на борту. На нем, второй раз за сутки в Смоленск прилетел премьер-министр Владимир Путин. Толпа журналистов ждала брата погибшего президента, но самым высокопоставленным лицом с польской стороны был посол.



Польский почетный караул в форме трех родов войск встал поодаль от красного постамента окаймленного черной траурной лентой. Подъехал автобус ритуальной службы и российские солдаты вынесли гроб. Едва они они ступили на красную дорожку, один из солдат оступился, и гроб ощутимо качнуло. По толпе журналистов и провожающих официальных лиц прокатился вздох, но солдат перехватив ручку гроба поудобнее, и опять пошел в ногу.







В тот момент, когда гроб поставили на постамент, над ним пронеслась чайка - откуда она взялась в сухопутном Смоленске? Стоящий рядом с нами оператор какой-то польской телекомпании вскинул камеру в небо. Кажется, глаза у него были влажные.

Владимир Путин и Ежи Бар положили на гроб букеты красных роз, почетные караулы сменились и польские солдаты занесли гроб в грузовой отсек самолета. Винтовая машина долго прогревала двигатели.



Российский премьер и посол Польши стояли не шелохнувшись, ни говоря ни слова.

Но вот взлетка опустела, официальные лица расселись по микроавтобусам и разъехались, лишь польский посол подошел на минуту к журналистам. Он сообщил, что жена Леха Качинского пока не опознана. Ежи Бар долго подбирал слова, чтобы как-то обобщить, охарактеризовать происшедшую трагедию... и не смог. Просто сказал: "Нам надо это все пережить..." Развернулся, и, опустив голову, пошел к машине…











Среди множества версий, выдвигаемых в связи с катастрофой Ту-154 под Смоленском, появилась еще одна весьма любопытная - некоторые польские журналисты поговаривают, что причиной ЧП могла стать якобы "укороченная" взлетно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме "Северный". Насколько серьезно такое предположение? С этим и другими вопросам "КП" обратилась к Андрею Ларюшкину, специалисту по безопасности полетов одного из НИИ авиационной промышленности России.



- А вот то, что взлетно-посадочные полосы на польских аэродромах на 300, а то и на километр длиннее, не могло стать причиной трагедии под Смоленском? Скажем, экипаж Ту-154 были приучены к такой длине, а на "Северном" ВПП оказалась короче. Вот и вышла промашка?



- Перед каждым вылетом на новый аэродром экипаж изучает его, а сказать, ТТХ. Это обязательно! Я абсолютно уверен, что это делали и поляки. Это непременное условие. Более того, экипаж запрашивает и погоду на аэродроме посадки. Сколько там лету между Варшавой и Смоленском - ну, пусть час-полтора. Смоленск наверняка сообщил полякам, что над "Северным" густой туман. Почему при этом польская делегация решила лететь, мне непонятно. Хорошо, пусть даже так. Прилетели, сделали круг над аэродромом, видя туман. Что в таких случаях делает экипаж? Запрашивает запасной аэродром.



А здесь почему-то польский Ту-154 сделал не круг, а четыре круга и все и равно решил садиться.



- Он имел на это право?



- Если диспетчерская служба предлагает другие аэродромы для посадки такому "высокому" борту, он может прислушаться к ней, а может и всю ответственность взять на себя. Что и случилось.
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь