Три четверти россиян считают себя православными

http://www.smolensk-i.ru - Добавил alla в категорию Культура

Три четверти россиян считают себя православными. Такой вывод делает ВЦИОМ* по результатам социологического опроса. Потребность в религии возникает вследствие желания приобщиться к национальной традиции, к вере предков. Между тем россияне отказывают церкви в роли главного источника моральных ценностей для подрастающего поколения. По мнению 67% опрошенных, дети и молодежь должны приобщаться к нравственности и морали прежде всего в семье, во вторую очередь - в школе (17%). Церковь в качестве источника моральных ценностей называют только 4%, тогда как телевидение и другие СМИ - 5%, литературу и искусство - 3% и армию - 1%.

О роли Русской Православной Церкви в жизни современной России мы беседуем с епископом Вяземским Игнатием.



- Владыка, как бы Вы определили роль Русской Православной Церкви в России?

- Если мы примем за точку отсчета 1917-й год, то на протяжении последующих семидесяти лет Церковь фактически была изгоем. Ее место и роль в развитии советского общества была номинальной. Но, тем не менее, если вспоминать события Великой Отечественной войны, то первым выступлением по радио, после Молотова, было обращение местоблюстителя Партиаршего престола.

После разрушения советского строя Русская Православная Церковь оказалась на открытом пространстве. Трудности, возникающие в жизни общества, требовали оценки и совета со стороны церковной власти. Так, впрочем, и должно быть. Ведь Церковь – это не культовое здание, не храм. В первую очередь, Церковь – это народ Божий. Посему она обязана отвечать на вопросы, волнующие и интересующие народ. Сегодня Церковь как миротворец, как посланник, как независимый институт власти имеет право возвысить свой голос на проявления несправедливости. Здесь в качестве примера можно привести недавний визит Святейшего Патриарха в Страсбург, когда он перед европейским сообществом со столь высокой трибуны осудил либеральные ценности, предложив элементарную модель соблюдения принципов морали и этики. И принципы эти должны выполняться любым человеком, вне зависимости от того, живет он на Западе или Востоке. Если же вечные христианские ценности попираются, то на их место придут лжеценности и приведут народ к разрухе и погибели.

Сегодня Церковь не может находиться вне рамок развития российского общества. Поэтому ее роль я бы определил как тесное соработничество на благо процветания нашего народа и становления российской государственности.



- Можем ли мы говорить об усилении влияния Русской Православной Церкви? Если да, то к чему она стремится: занять в жизни общества роль, аналогичную которой занимала в царской России?

- Действительно, роль Церкви до 1917-го года была очень велика. Но в те времена она не была конституционально отделена от государства и являлась структурным подразделением государственной власти. А православие являлось государственной религией. После революции институт Церкви стал самостоятелен. Правда, отделив Церковь от государства, ее не смогли отделить от своего народа. Ведь кто составляет государство? Его народ. Но от народа Церковь не отделена, поскольку она, как я уже упоминал, - это и есть народ.

Сегодня церковная жизнь динамично развивается. И слава Богу. Ранее мы не имели возможности открыто обращаться к людям с высоких трибун, вести в школах предметы, связанные с основой православной культуры. Священник не мог участвовать при принятии присяги солдатом. Жизнь церкви была ограничена, поставлена в некие рамки, за которые мы не должны были выходить. Главное место в этих рамках отводилось службе. Публичное появление священника вообще вызывало скрытый общественный негатив.



- Россия – огромная страна, в которой живет множество людей зачастую с противоположными взглядами, в том числе и на вопросы религии. Что бы Вы ответили ученым мужам, заявляющим о том, что православных граждан в России меньшинство, а посему и голос Русской Православной Церкви не может звучать весомо?

- Россию хотят сделать таковой, чтобы православное русское население стало меньшинством. Чтобы в России вообще не было ее тысячелетней истории. Нам хотят поменять цивилизационный код, считая, что мы неправильно развивались на протяжении нескольких тысячелетий. Что путь, выбранный святой Русью, был ошибочен. Нам хотят изменить национальное самосознание. Как это сделать? С помощью миссионеров, сект, которые до сих пор внедряются в пределы российского государства. Сумма, заложенная в годовой бюджет Америки на эти цели, потрясающе велика. Для чего американский бюджет работает на развитие сект в Российской Федерации? Ответ очевиден. Поэтому и поднимаются вопросы о российской многоконфессиональности. Но почему-то при этом забывают, что Россия стала великой империей именно благодаря православию. Почему нам говорят о том, что в школах не следует изучать историю и основы православной культуры? Именно для того, чтобы убить нашу историческую память, насильственно превратив Россию в маленькое государство, которое жило бы по указке из-за океана, по модели западного мира. По их либеральным ценностям, против которых сегодня выступает Русская Православная Церковь.

Те, кто желает этого - враги нашего Отечества.



- Да, но если сейчас, сидя друг напротив друга, мы открыто говорим о врагах России, то на международной арене голос Русской Православной Церкви не очень-то и слышен…

- Голос Церкви звучит. Естественно, что не в такой прямолинейной форме. Саммит религиозных лидеров, проводившийся в прошлом году в Москве по нашей инициативе показал, что вне зависимости от религиозных убеждений, нас одинаково волнуют все нездоровые проблемы, возникающие перед мировой общественностью. Вопросы и предложения, поставленные саммитом религиозных лидеров, обсуждались также и на саммите в Санкт-Петербурге, на политической арене. Эти же мысли прозвучали в выступлении министра иностранных дел Сергея Лаврова на Генеральной ассамблее ОНН в конце сентября. Министр ясно и четко обозначил позицию Русской Православной Церкви и позицию мировых религиозных лидеров.



- Вернемся к теме миссионерства в России. Миссионеры беспрепятственно ходят по российской земле (в том числе и смоленской), открывают свои молитвенные дома, выступают по телевидению. Одним словом, чувствуют себя довольно комфортно.

- Существуют традиционные конфессии, которые развиваются в России на протяжении нескольких столетий: православие, буддизм, мусульманство и иудаизм. Представители каждой из этих конфессий входят в межрелигиозный Совет России. А есть так называемые конфессии, которые появились недавно, во времена перестройки. На самом деле, это никакие не конфессии, а настоящие секты, которые совращают людей, уводя их от истинной веры, от понимания истинной правды в погибель. Секты губят человеческую личность, губят российские семьи. Это не друзья, а враги России. Имея большие финансовые возможности, они пытаются пробраться на телевидение. Но, слава Богу, со временем их становится все меньше и меньше. Я вспоминаю случаи перестроечного периода, когда директорам клубов и редакторам телекомпаний приносились чемоданы долларов, чтобы заполучить возможность выступать перед массовой аудиторией. На что им отвечали: «Нет».

Что касается телевидения, то Русская Православная Церковь имеет определенный ресурс в этом плане. Сегодня не только в России, но уже и за рубежом вещает прекрасный православный телеканал «Спас». Также во многих райцентрах Смоленской области мы транслируем программы, подготовленные своими силами.



- Все миссионеры цитируют Библию. Владыка, поясните, возможно ли трактовать Библию в угоду злым силам?

- Возможно. Дело в том, что сектанты вырывают из общего контекста Священного писания отдельные строки и подают их в выгодном для себя свете. Например, от баптистов можно услышать: «Вы, православные, поклоняетесь иконам. А ведь в послании апостола Иакова написано, что «Бога никто никогда не видел». Действительно, такая фраза в послании есть, но продолжение ее звучит так: «…кроме сына Отчего», то есть Спасителя. Таким образом, ложными посылами можно увести человека от правильного понимания Священного писания.



- Считает ли Русская Православная Церковь необходимым усиление борьбы с миссионерством?

- Поток всевозможных сектантов нахлынул к нам в начале 90-х. Эти люди заявляли, что приехали спасать Россию. Державу, которая знает Бога тысячу лет. Русская Церковь тогда была слаба, как человек после долгой болезни. Но сам народ ответил на вызов сект. Люди изгоняли миссионеров и сектантов. Вышел первый закон о свободе совести, потом – поправки к нему, призывающие чтить традицию и культуру традиционных религий. Потом на местах стали появляться законодательные нормы, ограничивающие деятельность сект, но не настолько, чтобы полностью их сдержать. К сожалению, до настоящего времени у нас в государстве крайне мало специалистов, работающих в данном направлении. Которые могли бы изучать то или иное учение, давать советы и рекомендации для людей, наделенных соответствующими законодательными полномочиями. Должны быть государственные мужи, которые работали бы над изучением полезности или, наоборот, вредности деятельности таких организаций.



- В каких сферах светской жизни Русская Православная Церковь считает важным улучшить, усилить свою работу?

- Практически во всех: социальной, культурной, образовательной. Помните, как было заявлено в федеральных СМИ, что в нескольких областях, в том числе и Смоленской, вводится школьный предмет «основы православной культуры»? Благодаря позиции региональной власти на Смоленщине не было такого бума и революционных переворотов, которые появились в других регионах, особенно в Москве. Отмечу, что мы потихонечку работаем в этом направлении уже пятнадцать лет. Сегодня во всех восьмых классах средней школы региона преподается предмет «история православной культуры земли Смоленской». Предмет имеет культурологическое направление, он тесно связан с историей Смоленской земли. Также существует факультатив, который называется «основы православной культуры», и множество других, имеющих православную направленность. Помимо этого работают воскресные школы. Если взять работу двух областей Смоленской и Калининградской Епархии, то по отчету прошлого года православие в них изучает тридцать две тысячи человек.

Кто преподает эти предметы в школах? Священники не преподают, поскольку их просто бы не хватило. Преподают педагоги истории, литературы, и это правильно. Не первый год организованы курсы, на которые приглашаются преподаватели. Они обучаются в течение двух лет, сдают экзамены и получают сертификат, дающий право преподавать в школах упомянутые предметы. А у священников и так хватает работы.



- В некоторых регионах священники присутствуют в ЗАГСе. Интересна ли Вам такая практика? Насколько вообще сегодня молодоженами востребовано таинство венчания?

- Говоря о венчании, считаю важным анализировать не рост количества повенчанных, а качество брака, его прочность. Венчание стало модным в российском обществе, опять же, во времена перестройки. Был период, когда ежедневно в Успенском соборе венчались 15-20 супружеских пар. Многим венчание представлялось как красивый акт, но молодожены даже не осознавали всю ответственность, которую они берут на свои плечи, давая обет верности пред алтарем, пред Богом.

Спустя некоторое время начался спад количества венчаний. Отчасти оттого, что перед венчанием любой пары священник, настоятель должен был обязательно встретиться с молодоженами и побеседовать. По собственному опыту я могу сказать, что этот опыт крайне действенен - разводов практически нет. Задача священника - объяснить людям, что венчание это не просто красивое пение, зажженный свет, иконы и торжество. Это не просто обряд, но таинство, когда любящие пред Богом дают обет быть верными друг другу, воспитывать детей в христианской вере. Бывали случаи, что после беседы я отказывал паре в венчании.

А то, что Вы говорите о священниках в ЗАГСе – это правильно. Ценности брака, семьи, любви во многом сегодня потеряны.



- Мы говорим о взгляде Русской Православной Церкви на те или иные общественные процессы. Как Вы чувствуете, насколько сегодня востребована россиянами сама Церковь?

- Я уверен, что очень востребована. Посмотрите, какое количество людей приходит на богослужение. И не только бабушек. Очень много молодежи, маленьких детишек причащаются в воскресный день. Множество людей не просто приходят в храм, но принимают участвуют в жизни церкви. Посмотрите на количество людей, желающих придти и поклониться святыням, которые привозят в Россию - мощам, чудотворным иконам. Выстраиваются огромные очереди. Все это есть свидетельство о востребованности Церкви, о желании людей услышать голос представителя Церкви. Я езжу по районам Смоленской области и селам, и воочию вижу, как люди хотят услышать слово Божие.



ЕВГЕНИЙ ВАНИФАТОВ





*Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены 25-26 августа и 1-2 сентября 2007 г. Опрашивалось каждый раз по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь