Собор смоленских святых. Мученик Иоанн Попов

http://subscribe.ru - Добавил alexshm в категорию История

8 февраля Церковь празднует память уроженца г. вязьма мученика Иоанна Попова (+ 8.02.1938).

Различными путями ведет к Себе Господь людей. Псалмопевец Давид от лица всех исповедал эту истину, воспев в псалме: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). Поэтому знание путей, приводящих в Царство Небесное, есть знание необходимейшее каждому человеку, любого пола, возраста и национальности, любого достатка и общественного положения.

«Благодать Божия, - свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, - оставила нам описание жизни святых и их поведения, чтобы, научаясь, как люди, имеющие одинаковую с нами природу, выполнили все, относящееся к добродетели, мы и сами возбуждались к упражнению в ней, возгревая в себе горячее стремление любви к ним. Но как же это случится? Если мы постоянно будем прилепляться к тем мужам и будем держать их в своей памяти, мы усвоим и их образ жизни. И в этом Бог имеет быть прославлен больше, чем во всем остальном».

Одним из выдающихся подвижников и мучеников, просиявших в нашей Церкви в ХХ веке, является Иван Васильевич Попов (1867 – 1938). Вся жизнь этого прославленного Церковью мирянина протекла в служении Христу. Он настолько был укоренен в Священном Предании Церкви, его знания о вероучении, о жизни и трудах святых отцов и учителей Церкви были так велики, что всеми знавшими его современниками он почитался и признавался за самого мудрого и ученого мирянина Церкви, для которого полученные знания были не тяжелым книжным багажом, а личным духовным достоянием, опираясь на которое он непрерывно шествовал многотрудным путем скорбей в Царство Небесное.

Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смолен¬ской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Васи¬лия Михайловича Попова и его супруги Ве¬ры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаи¬лом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892 - Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно ис¬полняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссер¬тацию "Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)", в которой разбирались происхождение и обоснование нравственности как с философ¬ской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента акаде¬мии. В 1898 году Иван Васильевич был на¬значен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опуб¬ликовал библиографические заметки на бо¬гословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием "Библиография. Новости иностранной литературы по патро¬логии", а в 1901 году в "Богословском вест¬нике" поместил статью "Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее де¬ятельность в текущей духовной журналис¬тике", где им были проанализированы прак¬тически все вышедшие в то время работы на эту тему.

В 1901-1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене. Вернувшись из-за границы, Иван Васи¬льевич в 1903 году был назначен на долж¬ность редактора "Богословского Вестника", и с этого времени у него образовалось мно¬го дополнительных хлопот, связанных с публикацией различных статей и с цензу¬рой. Особенно стало трудно, когда в 1905 го¬ду в русском обществе, не исключая акаде¬мических кругов, разгорелись страсти, ка¬сающиеся политических вопросов. "Бого¬словский Вестник" был обвинен в либера¬лизме, и в 1906 году Иван Васильевич подал прошение о снятии с себя обязанностей ре¬дактора.

В 1904 году Иван Васильевич опублико¬вал работу "Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского", в 1908 - "Свя¬той Иоанн Златоуст и его враги". В 1911-1912 годах была издана его книга "Конспект лекций по патрологии", в основу которой были положены записи студентами его лек¬ций.

С 1894 по 1916 год Иван Васильевич "неоднократно участвовал в магистерских и докторских диспутах и давал отзывы на магистерские и докторские сочинения, а также рекомендации для присуждения премий за различные богословские и исторические труды". С 1907 года Иван Васильевич состо¬ял приват-доцентом историко-филологичес¬кого факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию "Лич¬ность и учение блаженного Августина", ко¬торая явилась фундаментальным трудом на эту тему.

В 1917 году Иван Васильевич был из¬бран членом Поместного Собора от Москов¬ской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной акаде¬мии. После окончания деятельности Помест¬ного Собора Иван Васильевич преподавал в Московской Духовной академии до ее за¬крытия в 1920 году, после чего до 1923 года он преподавал в Московском университете на кафедре философии средних веков.

В связи с обновленческим расколом, с тем, что часть архиереев вернулась в право¬славие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали со¬ставляться списки архиереев - православ¬ных и находящихся в обновленческом рас¬коле. Иван Васильевич попросил достать ему такой список своего ближайшего учени¬ка, занимавшегося под его руководством церковной историей и патрологией, Антония Тьевара. Список этот оказался далеко не по¬лон, и Иван Васильевич, как человек, хоро¬шо знавший церковную жизнь, стал его до¬полнять. Составление такого списка было тем более важно, что по сведениям, дошедшим до Патриарха Тихона, на 1925 год намечалось созвать Собор всех Православ¬ных Восточных Церквей. Иван Васильевич познакомил с этим списком Патриарха Ти¬хона. Патриарх благосло¬вил Ивана Васильевича работать над пол¬ным списком канонических архиереев Рус¬ской Православной Церкви. Предполага¬лось, что если Собор состоится и на него бу¬дут приглашены представители Русской Церкви, то Иван Васильевич будет отправ¬лен туда делегатом.

В том же году Иван Васильевич участвовал в нелегальной пересылке за границу через знакомого сотрудника Чехословацкой миссии указа Пат¬риарха о назна¬чении митрополита Платона (Рождествен¬ского) управляющим Северо-Американскими приходами.

Деятельность по составлению списка архиереев и общение с сотрудником Чехословацкой миссии послужили поводом к аресту. 10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. С этого времени закончилась его деятельность на поприще изучения церков¬ной истории и преподавания патрологии – он сам стал участником этой истории и сво¬им личным примером должен был явить тот высокий образ христианских подвижников — святых отцов, учителей веры и мучени¬ков, коими Святая Церковь утверждалась и прославлялась на протяжении веков.

27 апреля Ивану Васильевичу было предъявлено обвинение в том, что он "вино¬вен в сношениях с представителями иност¬ранных государств с целью вызова со сторо¬ны последних интервенции по отношению к советской власти, для каковой цели Попо¬вым давалась последним явно ложная и не¬правильная информация о гонениях со сто¬роны советской власти... Церкви и еписко¬пата".

19 июня 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Ва¬сильевича к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь. Туда же был отправлен и его ученик Анто¬ний Тьевар.

Свидетель пребывания Ивана Василье¬вича на Соловках протоиерей Михаил Поль¬ский писал о нем: "Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловец¬ком лагере... Говорить об учено-богослов¬ской работе Ивана Васильевича Попова – особая отдельная задача. Во всяком случае, в России патрология как наука впервые со¬здана им... Характеризуя его ученость, ар¬хиепископ Иларион (Троицкий) говорил: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича»".

Профессор Иван Васильевич Попов был автором текста обращения православных епископов к правительству СССР, известно¬го как "Памятная записка Соловецких епи¬скопов", которое, после обсуждения заклю¬ченных в Соловецком концлагере архиере¬ев, приняло свой окончательный вид. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма, принятой государством за религиозную до¬ктрину, и церковным мировоззрением, а также суть сложившихся на тот момент от¬ношений между Церковью и государством; в нем намечались общие принципы взаимоот¬ношений между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделе¬нии Церкви от государства и принципах ло¬яльного отношения Церкви к государству.

Иван Васильевич Попов, благочестивый старец-аскет, профессор святоотеческой литературы, автор ценнейших печатных трудов, при составлении "Записки" руково¬дился указаниями старшего среди архиере¬ев на Соловках архиепископа Евгения (Зернова).

4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Ва¬сильевича к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. 11 декабря 1930 года срок ссылки истек, но Ивану Васильевичу выехать не разреши¬ли. В конце декабря против него было зате¬яно новое дело. 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к лишению права проживания в ряде областей и краев Рос¬сии, с прикреплением к определенному ме¬сту жительства сроком на три года, и в тот же день он был вновь арестован и заключен в тюрьму в Сургуте по обвинению в прове¬дении антисоветской агитации. Затем местом жительства Ивана Ва¬сильевича стало село Реполово Тюменской области.

Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселился в Люберцах под Москвой и восстановил связи с оставшими¬ся в живых знакомыми и учениками по ака¬демии. Встречи чаще всего происходили на квартире архиепископа Варфоломея (Ремова), который приглашал к себе некоторых архиереев, приезжавших на сессии Синода.

В феврале 1935 года было арестовано по одному делу с архиепископом Вар¬фоломеем двадцать два человека. Среди них был и Иван Василь¬евич. 26 ап¬реля 1935 года Особое Совещание приговорило его к пяти годам ссылки в Красноярский край. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и нахо¬дящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстрели¬вать. 9 октября 1937 года Иван Ва¬сильевич Попов был арестован и заключен в тюрьму в Енисейске.

5 февраля 1938 года тройка НКВД пригово¬рила Ивана Васильевича к расстрелу. Иван Васильевич Попов был расстрелян 8 февра¬ля 1938 года в 9 часов вечера, в канун пра¬зднования памяти вселенского учителя свя¬тителя Иоанна Златоустого, имя которого, по-видимому, он и носил.

Один из очевидцев жизни мученика в Соловецком узилище писал о нем: "В светском звании Иван Васильевич был истин¬ным монахом, безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пищи и питии, благоговейным молитвенни¬ком к Богу. Сему все знавшие его - свидете¬ли. Имея дар благодати Божией - "слово знания" (1 Кор. 12, 8), он трудами удесяте¬рил талант, послужил им Церкви с великой пользой и прославил ее своей мученической кончиной".

Память мученика Иоанна (Попова) Святая Церковь празднует 26 января (8 фе¬враля), а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь