Не рожать теперь нельзя

http://www.gorodnews.ru - Добавил killer в категорию Здоровье

В битве за демографию чиновники берут женщин под колпак. Количество социальных и медицинских показаний к аборту сократили под предлогом улучшения демографической ситуации и развития современной медицины. Чего ждать смолянкам, их мужьям, мамам и папам?



Тринадцать бед - один ответ

Наделавший столько шума приказ Минздравсоцразвития касается возможности сделать аборт на поздних сроках беременности (на сроке от 12 до 24 недель). Изменения коснулись перечней показаний к искусственному прерыванию беременности - медицинского и социального. Теперь установлено четыре группы социальных показаний вместо бывших тринадцати: "решение суда о лишении или ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности". Такие инновации вызывают у экспертов неоднозначные мнения. Одни уверены, что это приведет к росту числа криминальных аборотов. Другие считают, этот процесс стал логичным выводом из повсеместного улучшения уровня жизни в стране. Особого мнения на этот счет придерживается Надежда Саветова, выпускница дома-интерната. В свои двадцать с небольшим она неожиданно стала матерью второй раз. Хотя неожиданным этот факт был лишь для Нади. История жизни смолянки как две капли похожа на участь любой выпускницы интерната. В 18 лет ее выкинули из казенного дома в большую жизнь. Но не плавать, а барахтаться в житейских неурядицах. Жилья нет, работы тоже. Единственная находка - любящий, но такой же неустроенный в жизни муж. Через год родила первенца. Жить переехали в частный дом на Лавочкина. О второй беременности, естественно, не задумывались. Очухались лишь на пятом месяце, когда живот появился. В женской консультации в аборте отказали. Пришлось рожать. "Если бы не муж, ни за что не родила бы, - признается Надежда. - Куда нам еще и второго ребенка. Постоянной работы у мужа нет. Сейчас грузчиком калымит, раньше уборщиком был. Дом, в котором жили, недавно рухнул от ветхости. Что делать, не представляю". А вот по перечню социальных показаний 1996 года Наде по закону разрешили бы сделать аборт. Ведь у нее с мужем на тот момент не было постоянного жилья и заработка. Да и суммарный доход их молодой семьи уж точно ниже прожиточного минимума. "Не понимаю, почему мне кто-то может запретить сделать аборт, - удивляется юная мать. - Единственный, кто имеет на это право, мой муж. А государство меня уже один раз оставило без комнаты в коммуналке".



Курс на сокращение

Обширный ранее перечень медицинских показаний также значительно сокращен. Аж на девяносто две позиции. Законотворцы объясняют это тем, что с 1993 года (именно тогда были утверждены ранее действующие медицинские показания) медицина ввела в постоянную практику новые методы лечения и диагностики. По мнению чиновников от медицины, российское здравоохранение обогнало советское настолько, что туберкулез легких, кардиологические и сосудистые заболевания, гематологическая патология, заболевания почек, печени и поджелудочной железы, тяжелые формы миастении позволяют женщине выносить ребенка безопасно для собственной жизни. Однако в смоленских реалиях действительность выглядит несколько иначе, чем в законопроектах. Так, за последнее время материнская смертность в области остается на прежнем уровне и колеблется в пределах 22-23 женщины на 1000 беременных. Не внушают оптимизма и цифры, свидетельствующие о частоте послеродовых осложнений. Так, в среднем 660 смолянок на ту же 1000 родивших получили те или иные осложнения после родов. При этом самым распространенным в нашей области стала анемия (225 женщин из 1000). Подобные показатели не с лучшей стороны характеризуют уровень медицинских услуг в области. Вывод напрашивается сам собой: рано на Смоленщине сокращать перечь медицинских показаний к аборту по причине не готовности к этому нашей системы здравоохранения. Хотя в 2006 году и была разработана краткосрочная областная целевая программа "Укрепление репродуктивного здоровья населения Смоленской области". Основные ее мероприятия были направлены на улучшение качества лечебно-диагностической помощи женщинам и на совершенствование методов профилактики врожденных и наследственных заболеваний. К сожалению, на уровень материнской смертности в области это почти не повлияло. Зато число абортов все-таки удалось снизить на семь процентов.



В борьбе за демографию

Сейчас на Смоленщине сохраняется тенденция к естественной убыли и старению населения. Так, в 2004 году этот коэффициент составлял 12,4, в то время как суммарный коэффициент рождаемости - всего 1,2. И это при том, что каждая вторая смолянка находится в детородном возрасте. Не утешителен и тот факт, что Смоленская область входит в пятерку регионов Центральной России с низкой продолжительностью жизни. И не последнюю роль в этой плачевной статистике играют аборты. Хотя в последнее время наблюдается небольшое, но постоянное снижение их количества. В 2004 году их количество составило 42 на 1000 забеременевших смолянок, а в 2006 году - уже 23. Несмотря на все это, до полного запрета абортов на законодательном уровне еще далеко. Хотя целый ряд депутатов заваливает Государственную Думу своими законопроектами. Суть которых сводится к тому, чтобы запретить аборты под любым предлогом и снять уголовную ответственность с врача, отказавшего женщине в проведении аборта. Само слово "аборт" хотят подвергнуть запрету и заменить его якобы более нейтральным словосочетанием "все виды гинекологических операций". Пока большинство этих поправок либо отклонено, либо отправлено на доработку.

Возможно, чиновники хотят разумно дождаться того, какой же эффект дадут уже одобренные и утвержденные ими изменения. Но не надо быть провидцем, чтобы понять: доведенная до отчаяния женщина пойдет на все. Либо решится на подкуп, либо ляжет под нож к "мяснику". Убережет ли отчаявшуюся женщину 123 статья Уголовного кодекса "Незаконное производство абортов", спрогнозировать сложно. Врач в этом случае будет поставлен перед выбором между величиной взятки и сроком тюремного заключения. В лучшем случае ему грозит до двух лет, в худшем - до пяти лет с лишением права заниматься медицинской практикой. Однако примеры уже прошлого года показали, на что может толкнуть женщину нежелательная беременность. В Вязьме любящий муж собственноручно сделал аборт своей 29-летней супруге, в результате которого она скончалась от потери крови.

При всей любви в нашем отечестве к коренным ломкам, более разумным было бы идти по пути постепенной эволюции. Ведь сколько раз мы имели несчастье убеждаться в том, что ломать - не строить.

"Сейчас девушки достигают физиологической зрелости где-то к восемнадцати годам, - прокомментировала ситуацию заведующая центром планирования семьи для детей и подростков "Млада" Татьяна Брусничкина. - Организм девочки в этом возрасте уже готов к материнству, и она в состоянии самостоятельно отвечать за свое здоровье. До пятнадцати лет девочка считается физиологически незрелой. Ей могут сделать аборт на любом сроке, но при условии письменного согласия родителей. Хотя в последнее время случаи абортов в подростковом возрасте сокращаются. В том числе и за счет того, что появилось множество образовательных программ по здоровому образу жизни. Учить правильно себя вести молодежь начинают со школы в период полового созревания".

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь