Версии оценки инвестиционного климата Смоленской области

http://www.smolensk-i.ru - Добавил alla 5860 дней назад в категорию Бизнес и экономика

Версии оценки инвестиционного климата Смоленской области появляются в масс-медиа довольно регулярно. Как правило, доля оптимизма в таких суждениях тем больше, чем выше в табели о рангах должность чиновника, версию озвучивающего. Неожиданным исключением стало заявление губернатора Сергея Антуфьева о том, что регион является «закрытым» для инвесторов, и что для изменения такой ситуации необходимо пересматривать методику работы с ними.

Однако неправильно было бы сужать инвестиционную политику до одних лишь вопросов привлечения на Смоленщину внешних капиталов. Поддержка и стимулирование развития местного бизнеса (малого, среднего, крупного) также является одной из ее важнейших задач. Для этого власти необходимо понимать свою роль и степень участия в инвестиционных процессах, - утверждает кандидат экономических наук, доцент Наталья Никипелова*.



- Наталья Владимировна, Вы занимались экспертизой инвестиционных проектов еще в администрации Александра Прохорова. Как обстояло дело с господдержкой в те времена, и что изменилось спустя десятилетие?

- Основа региональной инвестиционной политики - инвестиционное законодательство. Практически во всех субъектах РФ давно разработан и принят достаточно стандартный пакет региональных законов по поддержке инвестиционной деятельности. Как правило, господдержка в них представлена несколькими формами: налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, государственные гарантии под привлечение заемных средств, возмещение части процентов по заемным средствам, полученным для реализации инвестиционного проекта и некоторыми другими. Сразу оговорюсь, что прямые бюджетные инвестиции мы не рассматриваем.



Денежно-бумажная волокита

- Несмотря на идентичность законодательных инструментов, в разных регионах они работают с неодинаковой степенью эффективности. В чем же загвоздка?

- Одну из проблем назовем бумажно-бюрократической. В Смоленской области для получения господдержки инвестор должен обратиться в конкурсную комиссию по рассмотрению инвестиционных проектов при администрации города или области (в зависимости от уровня оказания поддержки). Если его проект будет одобрен - считайте, льгота (или иная форма поддержки) у предпринимателя в кармане. Однако, что нужно совершить для того, чтобы просто поучаствовать в конкурсе?

Допустим, я – владелец среднего предприятия, относящегося, например, к пищевой промышленности. Для приобретения нового оборудования взамен изношенного я бы взяла в банке кредит, но структура моего баланса такова, что банк хочет подстраховать свои риски и просит меня предоставить гарантии возврата кредита. Считая свою продукцию жизненно важной для смолян и свой бизнес социально значимым для Смоленска, я обращаюсь в органы власти с просьбой выдать мне муниципальную гарантию под заемные средства. Для того чтобы меня рассматривали только как участника конкурса, мне необходимо предоставить:

- бизнес-план (мой бухгалтер его не сделает, стало быть, необходимо заказывать его написание);

- заключение независимой экономической экспертизы (эксперты тоже бесплатно не работают);

- положительное заключение государственной экологической экспертизы (опять платить);

- перечень ликвидного имущества, предоставляемого в качестве залога, стоимость которого должна быть не меньше 120 процентов суммы гарантий (а если у меня столько не наберется?);

- заключение независимого эксперта об оценке этого имущества (оценка по закону «Об оценочной деятельности в РФ» не может быть бесплатной, да это мне и без закона ясно);

- аудиторское заключение за предыдущий год (слава богу, это не обязательно, но приветствуется).

Как вы думаете, сколько денег нужно потратить предпринимателю на подготовку пакета документов только для участия в конкурсе с неизвестным при этом результатом?

- То есть Вы хотите сказать, что господдержка доступна только крупному бизнесу?

- Давайте взглянем на это с позиции крупного бизнеса. Например, рассмотрим налоговые льготы, которые может получить устойчивое предприятие. Классические примеры: льготирование налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет; льготирование налога на имущество в части имущества, созданного в рамках инвестиционного проекта, льготирование налога на землю.

Но нужно при этом понимать тонкости бухгалтерского учета. К примеру, льгота по налогу на имущество начинает действовать лишь после ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию (например, когда здание становится основным средством). Следовательно, до тех пор, пока инвестиционный проект не создаст «завершенный продукт» (а это может быть несколько лет), эту льготу уловить невозможно. То есть, преференция выходит на бумаге, но никак не на деле. В отличие от такого положения, в ряде субъектов РФ, да и у нас до 1 января 2006 года льгота по налогу на имущество распространялась на все имущество, которое инвестор использует в реализации одобренного инвестиционного проекта. То есть под льготу попадает не только построенное здание, но и, например, техника, которая работает на его строительстве.

Обычно льготы по налогам предоставляются не на всю прибыль предприятия-проектоустроителя, а только на прибыль, полученную им от реализации инвестиционного проекта, а по времени льготирования - на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта. Но исходя из самой логики этого показателя именно после наступления окупаемости (когда доходы покрыли все инвестиционные затраты) проект и начинает приносить предприятию чистый финансовый эффект. До этого просто нечего льготировать!

Одним из критериев определения победителей среди участников конкурса является минимальный срок окупаемости инвестиционного проекта. Возникает вопрос: если проект быстро окупаем, то зачем идти к государству за помощью и поддержкой? Господдержка необходима проектам, в которых частный бизнес либо не заинтересован, либо не справляется в одиночку в силу масштаба проекта. При существующих же критериях подобные проекты могут быть отсеяны еще на стадии рассмотрения документов, без поддержки могут остаться социальные и истинно инновационные проекты.

Еще один существенный нюанс: льготы даются именно предприятию - проектоустроителю, а не инвестору вообще. Таким образом, поощряется только часть инвесторов (за пределом льгот остаются банки и другие внешние инвесторы, которые участвуют в финансировании проекта). Все говорят, что, мол, банки плохо участвуют в инвестиционном процессе. Но ведь у них чужие деньги, рисковать которыми они вряд ли осмелятся. Банки нужно и можно поддерживать, к примеру, льготой по налогу на прибыль. А вот в законодательстве Новгородской области еще с 2001 года есть положение о льготах учреждениям, кредитующим одобренные инвестиционные проекты.

Да и в целом, конкурсный отбор инвестиционных проектов – это, как ни называй, разрешительный характер предоставления тех же налоговых льгот. А ведь давно уже на всех уровнях говорится о необходимости уведомительного характера их предоставления. При сдаче бухгалтерской отчетности, например, предприятие показывает объем своей инвестиционной деятельности и самостоятельно рассчитывает налоги с учетом льготы! Но об этом только мечтается...

Таким образом, формально законодательство Смоленской области – на уровне. Реально же происходит то, что происходит.



Купи-продай

- Что Вы можете сказать об организационной и информационной формах поддержки? К примеру, в Смоленске с регулярностью проходят различные инвестиционные форумы...

- Я вам передам свои ощущения о том, как эти форумы проводятся. Собираются предприятия-проектоустроители. Один ищет деньги, условно, на строительство зоопарка, второй – на прокладывание новых троллейбусных линий. Некоторые из них встречаются не первый год, смотрят друг на дружку и... расходятся. Полноценный же инвестиционный форум - это ярмарка. Здесь, образно говоря, вдоль торговых рядов должны ходить покупатели с деньгами, рафинированные инвесторы, которым все равно, во что вкладывать, лишь бы инвестиции приносили необходимый доход с учетом рисков. К сожалению, к прилавкам со смоленскими инвестпроектами не видно очереди покупателей.

Безусловно, то, что инвестиционные форумы проводятся, и уже регулярно – это хорошо. Более того, на них подписываются важные документы: проекты договоров, протоколы намерений о сотрудничестве и прочее. Но не кажется ли Вам, что все это оговаривается сторонами заранее?

- Наталья Владимировна, Вы просто беспощадно разрушаете картину помощи властей малому, среднему и, как оказывается, крупному бизнесу.

- Потому что я выступаю с позиции предпринимателей, а не чиновников. Зачем вообще нужна власть самодостаточному бизнесмену, расширяющему собственное дело с помощью инвестирования? Главное для него, чтобы власть не мешала бизнесу. С этой позиции давайте рассматривать отдельно чиновников и отдельно – предпринимателей. Я вообще не понимаю, зачем им встречаться? Власть должна создать такие условия для развития бизнеса, чтобы он к ней никогда не пришел. В поисках инвестора предприниматель должен обращаться в банк, в лизинговую фирму, к другому предпринимателю. А задача власти – организовать на территории инвестиционный рынок, который предполагает наличие инвестиционных и лизинговых компаний, инвестиционного консалтинга, информационных агентств, маркетинговых и оценочных фирм, других представителей инвестиционной инфраструктуры.



Женский взгляд

- Тем не менее, уже как минимум третий губернатор Смоленской области заявляет о том, что региональная власть будет проводить активную политику по раскрытию инвестиционного потенциала губернии. Что ж его до сих пор не раскрыли-то?

- Если такая политика полагает решение указанной выше задачи, значит, власть понимает свою роль в инвестиционном процессе. И это хорошо.

На протяжении не одного года в Департаменте экономики областной администрации работали практиканты, выпускники, аспиранты СГУ. Мы действительно направляли туда лучших из студентов. Но больше года-двух на этих ковровых дорожкам мало кто выдерживал. Вспоминаю, как наши выпускники готовили первый выпуск облигаций администрации Смоленской области. Каждая бумага должна была пройти невообразимое количество согласований, в итоге поменялась конъюнктура, и облигационный заем потерял свою рыночную актуальность.

Повторюсь, молодые талантливые специалисты работают в таких условиях максимум два года, после чего уходят в бизнес-структуры, в инвестиционные компании. Когда же приходит новый губернатор, то, как правило, меняется команда замов, но многочисленный люд чиновников-исполнителей остается. Следовательно, остается неизменной степень их профессионализма.

- И все-же, насколько используется смоленский инвестиционный потенциал?

- Недавно была в Твери. Тоже старинный российский город, тоже расположен недалеко от Москвы, да и по другим базовым параметрам не сильно от Смоленска отличается. Если вы прогуляетесь по центральным улицам Твери, то непременно обнаружите много моно- и мультибрендовых магазинов, а также крупнейших торговых сетей. Смоленск при таком сравнении выглядит довольно уныло. Вот вам самый простой – «женский» - ответ на вопрос.

Если же говорить более серьезно, посмотрев на «плюсы», которыми обладает Смоленская область в плане инвестиционной привлекательности – географическое положение, наличие свободных энергоресурсов, дешевая квалифицированная рабочая сила – то... опять же, картина не очень радостная. Почему на Смоленщину не приходят крупные логистические центры? Почему каждый километр трассы Москва-Минск не представлен в виде того или иного доходного бизнеса, несмотря на высокий спрос? Почему на этой трассе, в конце концов, нет приличного дорожного сервиса («коленочный» шиномонтаж и закусочные «У Маши» к таковому вряд ли могут относиться)? Следовательно, появлению предложения что-то (или кто-то) препятствует.

Вот о чем нужно задуматься властям.

Может быть, власти как-то неправильно разговаривают с крупным сетевым бизнесом. Не думаю, что бизнес выдвигает немыслимые или неразумные требования, так как в других регионах он нормально работает.

- Какие инвестиционные проекты, реализованные на Смоленщине, вы считаете удачными и почему?

- Одним из первых и по праву уникальным следует назвать проект ОАО «Ситалл». Еще в конце 90-х годов компания не побоялась выйти с предложением к иностранному инвестору и принять его, не побоялась сложностей учета и других многочисленных проблем. А ведь до того времени это был лишь небольшой завод в небольшом городке. Но вряд ли это можно считать заслугой власти. Главное здесь – личность руководителя – Леонида Прокоповича, понимаете?

Другой достаточно удачный пример – компания ОСРАМ, бывший ламповый завод. Успешных проектов на самом деле немало.

- В связи с последним примером есть ли гарантия, что крупные инвестиционные вложения в промышленные предприятия не отразятся пагубно на экологической ситуации Смоленщины?

- Для этого существует экологическая экспертиза – одна из проводимых перед подачей документов на конкурс инвестиционных проектов. Без заключения экологов документы попросту не принимаются к рассмотрению. Другой вопрос – как эта экспертиза проводится (пример – АЗС возле гостиницы «Россия», буквально стоящая на крышах жилых домов). Но об этом разумнее спросить самих экологов.



Обслуживающий персонал

- Близость московского капитала планомерно превращает Смоленскую область в территорию столичного аутсорсинга. Каково Ваше отношение к данному тренду?

- Как говорится, это палка о двух концах. Если в результате прихода столичных инвестиций появляются новые рабочие места и жителям Смоленской области не приходится больше отправляться на заработки в Москву, то это, бесспорно, хорошо. Особенно, если экспансия московского бизнеса не отражается на изменении профиля предприятий и производств. В мире существуют целые государства (например, Корея), которые строят экономику преимущественно на аутсорсинге.

Насколько это престижно и перспективно для региона? Лично я не думаю, что, Смоленской области нужно базировать инвестиционную политику на аутсорсинге. Он полезен как «приработок» к основному виду деятельности.

- А основным видом деятельности Вы считаете...

- Перспективную инвестиционную политику Смоленщины, не мудрствуя лукаво, следует строить, основываясь на модернизации и развитии базовых отраслей – машиностроения, электроэнергетики, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Например, сельхозбизнес, как известно, финансово емкий и очень рискованный, поэтому здесь помощь государства была бы кстати. В области есть прекрасные примеры развития таких конкурентоспособных производств, например, многим известная фирма «Тасис-агро». Однако не очень хочется разделять радость властей по поводу прихода на смоленские земли арендаторов-белорусов или индусов, намеренных выращивать рапс. Неужели среди наших предпринимателей не найдется желающих заниматься сельхозпроизводством при содействии и поддержке властных структур? Необходимо возрождать эту отрасль, опираясь на местные хозяйства, активно формировать и поддерживать фермерство.

Ну и не следует забывать про развитие туризма.

- Скажете тоже, туризм. Это, по-моему, более безнадежное занятие, чем лен...

- Туризм может приносить хороший доход, но инвестиционные проекты в этой сфере имеют длительный период окупаемости. Для частного капитала туризм – рискованный бизнес, в основном из-за его сезонности. И вот здесь господдержка просто необходима. Допустим, Вы покупаете неиспользуемый санаторий или детский лагерь и обустраиваете его. Основные доходы будут получены Вами летом и, например, во время новогодних (майских) праздников. Все остальное время Вы должны нести затраты по поддержанию этого бизнеса. Чтобы бизнес перестал быть сезонным, необходимо сглаживать пики: принимать на отдых жителей соседних регионов, иностранцев (хотя бы ближнего зарубежья). А для того, чтобы они согласились посетить Ваш санаторий, необходимо кроме всей прочей туристической инфраструктуры иметь хорошие дороги, по которым они смогли бы до Вас доехать. Это - еще одна задача для власти.

Наш университет много лет активно занимается зарубежным студенческим обменом. И мы на себе ощущаем проблему недорогого и достойного по уровню сервиса расселения приезжающих групп в нашем городе.

Скажем, почему который год не могут реконструировать гостиницы «Россия», «Смоленск»? Наверное, в том числе потому, что частнику в одиночку этого не осилить - срок окупаемости слишком большой.



* зав. кафедрой финансов Смоленского гуманитарного университета

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь