История "Смоленский авиационный завод" (СмАЗ).

http://www.smaz.ru - Добавил plaster в категорию История

Идея организации в г. Смоленске авиазавода принадлежит М. Н. Тухачевскому. Будучи командующим войсками Западного фронта, он в письме от 12.04.23г. просил Смоленский Губисполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским N 2, которые будут развернуты в авиационный завод. В 1924-25 г.г. управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925г. началось строительство, которое велось под руководством А. Д. Муратова. В течение 1925-26 г.г. были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.

8 ноября 1926 г. состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода N 3. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей. Начальник Промвоздуха на заседании бюро ячейки ВКП(б) завода в июле 1927г. говорил: "Ремонтирует самолеты и моторы завод удовлетворительно, даже лучше старых авиазаводов". Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолетов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолеты Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1, моторы М-5, М-11, М-17 и М-34.

28 мая 1934г. приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома N 28/182 с завода N 39 им. Менжинского на завод N 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода N 35 был утвержден В. А. Чижевский.

Первой работой Бюро Особых Конструкций завода N 35 стала модернизация гондолы от стратостата СССР-1 с целью ее использования на стратостате СССР-1бис, совершившем полет 26.06.35г. В дальнейшем в Смоленске были разработаны и построены первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет схемы "летающее крыло" БОК-5, экспериментальный высотный самолет БОК-7, рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3.

Для ознакомления с экспериментальными самолетами и их испытаний на завод приезжают прославленные летчики : В. П. Чкалов, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин, А. В. Беляков.

В феврале 1938г. БОК переводится из Смоленска в Подлипки Московской обл. и вводится в состав КБ-29.

Зимой 1937/38г.г. заводу было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В составе экспедиции на ледоколе "Таймыр" находился обеспечивавший эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-механик М. А. Елисеев. В связи с этим в апреле 1938г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.

В 1938-39г.г. завод освоил ремонт самолетов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25. В 1939-41г.г. на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску и завод был эвакуирован. Уже 7 июля 1941г. первая часть эвакуированных работников была зачислена в штат строившегося в г. Куйбышеве завода N 122. Смоляне составили 90% квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные с завода N 35 оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941г. коллективы заводов N 35 и N 122 вошли в состав завода N 1, эвакуированного из Москвы (ныне самарский завод "Прогресс").

Более 500 работников завода ушли на фронт, многие работали в авиаремонтных полевых бригадах, некоторые выполняли задания в тылу врага.

25.09.43г. советские войска освободили Смоленск. Завод был разрушен до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного, общий ущерб составил 46 млн. руб. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова 3.02.44г. вышло постановление ГКО, а 10.03.44г. издан Приказ N 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода N 35 в г. Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944г. под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт.

В 1946-47 г.г. освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), проводятся работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.

После окончания войны ремонт самолетов и моторов сокращается и полностью прекращается в 1949г. Завод приступает к выпуску аэродромного оборудования : лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2. Выпускаются большими партиями стартовые тележки для запуска реактивных двигателей (в 1950-65 г.г. поставлено более 6000 комплектов), специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1 (в 1950г. выпущено 60 комплектов), установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки. Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 (в 1949-51 г.г. выпущено более 200 шт.) и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.

Приказом МАП N 352 от 3.06.54г. заводу было дано новое ответственное задание, которое в дальнейшем определило его профиль. В последующие годы коллектив завода освоил выпуск изделий, разработанных в ОКБ А. И. Микояна, В. Н. Челомея, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. Я. Березняка, С. А. Лавочкина.

В 1954г. создаются новые цеха: плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный.

В 1956г. завод достиг довоенного уровня выпуска продукции.

В 1960г. на заводе организуется специализированное электротехническое производство - выпускаются автоматические установки и наземные комплексы, системы электропитания и автоматического контроля, счетно-решающие устройства.

В дальнейшем оно выделилось в самостоятельное предприятие (завод "Измеритель").

Завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36.

С 1965г. завод осваивает серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40. Готовые крылья отправлялись на Саратовский авиационный завод, где производилась окончательная сборка самолетов.

В 1966-68г.г. для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и на экспорт (в Финляндию).

С 1967г. на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т.п.). В отдельные годы объем выпуска превышал 1 млн. шт.

За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971г. награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972г. завод в сжатые сроки произвел подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973г. До 1983г. было выпущено более 500 машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.

В 1973-74г.г. изготовлена опытная партия крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50.

В 1975г. в честь XXV съезда КПСС коллектив завода досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для самолета Як-42. Первый предсерийный самолет взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода 26.10.76г.

До 1982г. завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.

Начиная с 1980г. на заводе разворачивается изготовление крыла, хвостового оперения и сборочныхэлементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета "Буран".

В 1984г. начинается подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 "Геофизика", разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся в 16.08.88г.

В 1992г. на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков под заправку 6 т топлива.

В рамках конверсии налажено производство автоматизированных настилочных комплексов "Комета" и мерильно-браковочных машин МК-001РС для легкой и текстильной промышленности.

В 1993г. для поставки на экспорт возобновлено производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия легкомоторных самолетов Як-112 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева.

28.12.93г. в Смоленске совершил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 "Финист", разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На заводе развернуто его серийное производство. В 1995г. изготовлен патрульный вариант СМ-92П для ФПС РФ.

В 1995г. был выпущен опытный самолет СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т.

Завод принял участие в изготовлении первого опытного самолета Як-130, взлетевшего 26.04.96г.

С 1996г. производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.

В 1998г. - за освоение и изготовление изделия "Пчела" работникам завода присуждена премия Правительства России в области науки и техники. В 2000г. - вручены медали "За заслуги перед Отечеством" 2-ой степени

2000г. - создание совместно с ОКБ "Сухого" сельскохозяйственного самолета СУ-38. Имея большой опыт строительства легких самолетов, специалисты завода параллельно с проработкой документации головного КБ внесли ценные предложения для оптимизации конструкции самолета и улучшения его летно-испытательных характеристик. В настоящее время налажено производство комплектов крыльев и оперения машины.

2000г. - возобновление производства товаров широкого спроса.

2002г. - участие в программах ЯК-130, ТУ-154М (изготовление законцовок крыла).

2003г. - представлено на МАКС-2003 целое семейство новых самолетов: СМ-2000, СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т - изготовленных по разработке В.П.Кондратьева.

2004г. - летом начались испытания шестиместного гидросамолета СМ-92. Поплавковое шасси имеет амфибийный вариант, обеспечивающий посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.

2004г. - в мае Указом Президента РФ предприятие включено в ОАО "Корпорация Тактическое ракетное вооружение".

2004г. - 3-5 сентября участие в Гидроавиасалоне-2004.

Декабрь 2004г. - 2-5.12.2004г. Смоленский авиационный завод участвовал в III Международном Сибирском авиационно-космическом салоне "САКС-2004", где представлял направление легкой авиации.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь