Корпоративная dressировка

http://www.gorodnews.ru - Добавил student 5777 дней назад в категорию Бизнес и экономика

Принципы офисной культуры и этики практикуются на Западе уже не один десяток лет. В трудовых контрактах строго прописываются правила поведения, а главное, внешний вид сотрудников. Невыполнение карается в лучшем случае нахмуренными бровями начальства, в худшем - штрафом или увольнением. Постепенно идея корпоративного духа дошла и до нашей области. Местные компании не только устраивают для сотрудников тим-билдинги и сочиняют корпоративные гимны, но и вводят дресс-код. В особенностях этого явления в Смоленске разбиралась Полина Константинова



Фирма начинается с вешалки



Понятие дресс-код (от англ. dress-code - кодекс одежды) появилось в Великобритании. К сфере бизнеса выражение дресс-код изначально не имело никакого отношения. Англичане подразумевали под этим термином форму одежды, требуемую при посещении определенных мероприятий, организаций и заведений. Дресс-код, скорее, означал правила ношения одежды в зависимости от социального класса человека, рода деятельности, занятия, национальности, религии, семейного положения.

В ХХ веке это словосочетание стали чаще всего использовать для определения правил внешнего вида в офисе. Сегодня ни одна западная компания не позволит сотруднику явиться на работу в галстуке с Микки-Маусом - если, конечно, это не Диснейленд. В России же дело обстоит несколько иначе. Опыт зарубежных компаний в нашей стране пока не приживается. Особенно это касается небольших провинциальных городов. Благие намерения руководства облачить сотрудников в "белый верх, черный низ" подчас сопровождаются бурным негодованием.

"Я пришла работать в смоленское представительство крупного банка сразу после учебы в университете, - рассказывает бывший кредитный эксперт Анна. - Пункта о том, как должен выглядеть сотрудник, в трудовом договоре не было. Поэтому в первый рабочий день я как ни в чем не бывало явилась в офис в белой рубашке, шортах и "шпильках" на босу ногу. Вместо распростертых объятий новых коллег меня встретил гнев начальника отдела, которая тут же отправила меня переодеваться. Только потом мне объяснили, что в банке жесткий дресс-код. Он подразумевал строгий костюм классического покроя и белую рубашку из плотного хлопка. Никаких других тканей, фасонов и расцветок не допускалось. Не выдержав строгого регламента, я вскоре сменила место работы".

"Дресс-код - отнюдь не прихоть работодателя, - комментирует директор брендингового агентства Stayfirst Дмитрий Теплухин. - Внешний вид сотрудника обязательно должен соответствовать месту и обстановке. Это основа этикета для каждого, кто работает в коллективе. Работник банка в рваных джинсах не только поставит под сомнение свои личные и профессиональные качества, но и подорвет репутацию самой компании. На Западе система дресс-кода уже превратилась в особую науку, которая является одной из составляющих бренда любой компании. Там даже просчитан коэффициент консервативности экипировки, с помощью которого можно определить, что и куда надевать. В России, в том числе и в нашем городе, корпоративная культура находится в стадии зарождения. Пока лишь сотрудники крупных смоленских компаний и филиалов столичных фирм позволяют себе подобную "роскошь". Что касается небольших местных компаний, строгий дресс-код в этих кругах встречается редко".



Встречают по одежке



"Российский бизнес, в том числе и смоленский, еще совсем молодой, - говорит специалист по организации малого и среднего бизнеса Алексей Федорчук. - Это и объясняет то, что правила внешнего вида не являются для нас естественными. О каком дресс-коде можно было говорить в лихие девяностые, когда все зарождалось? Если только красный пиджак да золотой браслет на руке новоявленного бизнесмена... Сегодня в развитых зарубежных странах компании прописывают в трудовом договоре то, как должен выглядеть сотрудник. В особо крупных фирмах указывается даже процент полиэстера в костюме. Причем работодателю, вместо того, чтобы расписывать правила внешнего вида, достаточно указать в договоре лишь код. Сотрудник сразу поймет, о чем идет речь. В Смоленске вряд ли кто с первого раза дешифрует загадочные символы "Bt" или "St". Однажды я стал невольным свидетелем того, как некий смоленский предприниматель удивлялся, прочитав приглашение на бизнес-вечеринку: дескать, все понятно, но при чем тут черным чай?

"Зеленый куда полезнее", - искренне возмущался директор, после того, как неправильно перевел фразу "black tie" на пригласительном билете. Английское слово "галстук" он перепутал со схожим по написанию словом "чай"...

"Руководители крупных компаний, которых в Смоленске не так уж много, переняли опыт у столичных и зарубежных коллег, - продолжает Федорчук. - Представители малого бизнеса пока не уделяют дресс-коду должного внимания. Да и строгий регламент должны соблюдать лишь директора и топ-менеджеры и те, кто ведет непосредственную работу с клиентами. Всем остальным достаточно одеваться скромно и опрятно. Так, чтобы одежда настраивала на рабочий лад. В целом же в Смоленске благоприятная тенденция относительно правил соблюдения дресс-кода. Деловой этикет постепенно становится частью бизнеса. Буквально пару лет назад смоленские предприниматели ходили чуть ли не в гавайских рубашках. Сегодня я редко сталкиваюсь с руководителем компании, одетым нелепо".

"Принцип "встречают по одежке" еще никто не отменял, - считает психолог Евгений Клишин. - Научно доказано, что впечатление о незнакомом человеке складывается в течение нескольких секунд. И именно за это время заказчик, партнер или конкурент компании успевает понять, можно ли доверять своему визави. Одежда - своеобразное послание. Она говорит о надежности организации, о качестве предоставляемых услуг или товаров. Введение корпоративного стиля также поможет усилить имидж фирмы. Это внешнее проявление дресс-кода. Но существует еще и внутреннее влияние, когда дресс-код вызывает у сотрудников ощущение целостности, принадлежности к группе. Одежда в данном случае является символом солидности и уверенности в своей организации".

"Рекламщики и дизайнеры, разрабатывающие корпоративный стиль компании, используют цветосемантику, - говорит ведущий дизайнер рекламного агентства "Аркада-Статус" Владимир Мишуров. - Известно, что, например, оттенки серого, синего и коричневого демонстрируют готовность компании к общению. А красный, черный и желтый лучше исключить. Подсознательно эти цвета могут вызвать агрессию. В Смоленске это давно практикуется в наружной рекламе, рекламе на ТВ и в СМИ. Что касается выбора цвета одежды, то на это стали обращать внимание совсем недавно".



Обратная сторона медали



Несмотря на все явные плюсы дресс-кода, местные руководители не спешат вводить эту систему. А работники компаний, где правила внешнего вида уже существуют, не желают им подчиняться.

"В нашей фирме нет строгого дресс-кода, - объясняет директор рекламного агентства "Стиль" Александр Радченко. - Я считаю, что дресс-код уместен на переговорах и важных мероприятиях. В офисе ни к чему ограничивать свободу сотрудников. Люди должны комфортно себя чувствовать, тогда работа будет плодотворной. Конечно, халат и домашние тапочки я не поощряю, а вот джинсы и свитера - вполне подойдут".

"Я закончила филологический факультет педагогического университета с красным дипломом, - рассказывает обладательница роскошных дредов Маша. - Всю жизнь мечтала быть учителем. Была согласна даже на низкую зарплату. Но смоленские школы отказываются принимать меня на работу. Каждый раз на собеседовании я слышу одно и то же: зашить джинсы, причесаться, вытащит серьгу из брови... До сих пор не могу устроиться на работу, приходится заниматься фрилансом".

"Нежелание сотрудников смоленских компаний соблюдать правила дресс-кода также объяснимо, - продолжает психолог Евгений Клишин. - Слишком силен у нас дух противоречия. Некоторые принципиально отказываются принимать якобы навязанные западом идеалы. Особенно это чувство развито у людей старой закалки. Кроме того, Смоленск никак не может избавиться от провинциальных "понтов" и "показухи". Пощеголять в офисе в новых джинсах или продемонстрировать коллегам декольтированный наряд для смолян пока остается нормой. При этом все прекрасно понимают, что на самом деле является нормой. Но желание быть "самой обаятельной и привлекательной" или "самым крутым" даже на рабочем месте пока преобладает над здравым смыслом".

Правда, особо предприимчивые работодатели находят выход из этой ситуации и разрешают сотрудникам... переодеваться!

"В компании, где я работаю, строгий дресс-код, - рассказывает страховой брокер Ольга. - Еще на собеседовании работодатель подробно пояснил, в чем я должна приходить на работу. В повседневной жизни я предпочитаю яркий спортивный стиль. Поэтому прихожу на работу в джинсах и кроссовках, а в офисе уже переодеваюсь в костюм. Для этого у нас предусмотрена отдельная комната. Летом, например, я могу прийти с голыми ногами (что категорически противоречит правилам дресс-кода), а колготки надеть уже в помещении.

Кстати, далеко не все смоленские офисы снабжены качественной системой кондиционирования. Соблюдать дресс-код в таком случае не получится даже при очень большом желании. Кто сможет работать в сорокоградусную жару, сидя в душном помещении в пиджаке? Кроме того, только самые крупные и серьезные смоленские организации предоставляют сотрудникам кредит на дорогой костюм. Это обычная западная практика: после испытательного срока, когда сотрудник окончательно принят на работу, с первой зарплатой он получает определенную сумму денег на экипировку. В течение года эти деньги у него вычитаются.



Профессия и внешний вид



Во всем мире уже давно существует четкое разграничение дресс-кода по роду занятий. Выделено четыре основные группы людей, задействованных в той или иной сфере деятельности. Первая - госчиновники, которым позволяется носить лишь однобортный костюм на трех пуговицах с жесткой линией пиджака. Ткань - тонкая шерсть, цвета - черный, серый и синий без отлива. Рубашка - белая или голубая. Галстук - на тон темнее сорочки и светлее костюма. Вторая категория - сотрудники банков, страховых и юридических компаний. Для них нормой считается двубортный пиджак и галстук в тон рубашке. Третья категория - большинство офисных сотрудников. Это производители товаров, услуг, работники сферы образования, науки. В их распоряжении более яркие тона и многообразие тканей. В последнюю группу входят люди, работающие в сфере IT, а также "творческие личности" - журналисты, рекламщики, дизайнеры, парикмахеры... Они могут надевать в офис все, что душе угодно.



Расшифровка основных видов дресс-кода



Ultra Formal (Wt) - фрак с белым галстуком-бабочкой, белая жилетка, черные лаковые туфли. Часы только на браслете. У дам - вечерние платья, перчатки, маленькие сумочки и убранные назад волосы. Подобный наряд требуется в особо торжественных случаях.

Black Tie (Bt) - костюм с белой рубашкой и галстуком. Для девушек - короткое коктейльное платье. Требуется на званом ужине или на премьере в театре.

Semi Formal (St) - костюм с джемпером. Женщины могут надеть платья более ярких расцветок.

Casual (C) - свободный стиль одежды, требуемый при выезде на природу или встречах вне офиса. Возможны джинсы, футболка и кроссовки.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь