Клинический оптимизм

http://www.gorodnews.ru - Добавил student в категорию Бизнес и экономика

В гостях у совладельца сети стоматологических клиник "Максима", "Оптима" и "Экостом" Леонида Разумовского.





"Ёлки и палки", - тыкнул пальцем в окружающую среду фотограф, когда наша машина свернула с шоссе и углубилась в сосновый бор. Дорога вильнула три раза, и мы въехали на территорию небольшого коттеджного поселка. Воздух приятно кололся иголками влажной после дождя хвои.



Искать хозяина не пришлось - Леонид Разумовский умело орудовал синтетической метлой, собирая листья с дорожки, ведущей к дому. Сразу за стеклянной дверью - просторная столовая. Барная стойка, большой стол. Из соседней бильярдной выглядывает угол аквариума. Яркая рыба хитро прищурилась, разглядывая пришельцев.

- Зябко сегодня на улице, - Леонид разжигает камин и подбрасывает в огонь дрова. - Чай или кофе? Кофе? А я вот люблю чай... У меня утро всегда начинается с травяного чая.

- Бодрит?

- Не то чтобы бодрит... Чай - очень спокойный, уравновешенный напиток. Ну и вкусный, конечно!

В углу рядом с камином притаилось полутораметровое деревянное чудище с загнутым носом: старомодное крепление едва ли не под ботинок с рантом, обязательный пятиугольник Знака качества СССР. Цветовая гамма лыжи кажется до боли знакомой.

- О, а я помню такие - мы на них пятикилометровку в университете бегали.

- Нет, это не беговые. Это горные лыжи. Первые, на которых я катался. Украинское производство. А ботинки к ним пластиковые были, польские. Гордился я ими, помнится, чрезвычайно. Это начало 80-х годов.

- Я когда о вас справки наводил, сложилось впечатление, что вы едва ли не десятком видов спорта занимаетесь. Сколько у вас разрядов?

- Ни одного. Спорт - это для себя, для души. Люблю чувствовать себя в хорошей форме. Хотя перепробовал действительно многие виды. В юности, например, боксом занимался. Но больше всего нравятся теннис и велосипед. Недавно мотоцикл начал осваивать, потом покажу - он рядом в гараже стоит.

- Общепримиряющий бег трусцой? Или сверхполезное плавание?

- Вот как-то не складываются у меня отношения с водой. Пробовал и аквабайк, и серфинг. И вроде получается - но все равно душа не лежит. Да и со многими другими вещами так получалось. Как бы это сказать.... Я считаю, что надо найти свое и стать самим собой. В этом сложность и состоит. Поэтому я до сих пор нахожусь в поиске.

- С одним моим приятелем в моем родном городе Пензе вышла такая история... Он сам родом из небогатой семьи. Начал делать бизнес. Делал долго, упорно, буквально зубами в землю вгрызался и выгрыз все-таки свое. Только за это время он все растерял - и жена ушла с сыном, и друзей прошлых не осталось. Он мне жаловался, помню - дескать, вокруг только коллеги, деловые партнеры и конкуренты. Короче, сухарь сухарем, и он себя оправдывал: мол, жизнь таким сделала, а если расслаблюсь - то все, каюк, съедят. Да, а парень с юности болел машинами. Причем не просто машинами, а старыми американскими пикапами. У него в голове засел этот образ современного ковбоя, покорителя прерий. И вот он купил сначала себе машину своей мечты. Потом стал одеваться по-другому, более свободно. К подчиненным стал относиться лучше. В итоге жена с ребенком к нему вернулась. Потому что наконец он стал самим собой, у него мир в душе настал. Звучит, конечно, как избитая притча, но самое парадоксальное - что все чистой воды правда.

- Ну а что здесь необычного? Это действительно тот путь, который проходят многие. Может быть, ваш приятель просто в силу обстоятельств еще и занимался бизнесом, к которому у него подсознательно душа не лежала. А я свою работу всегда любил. Зачем себя заставлять делать, что не нравится?

- Но ведь все равно приходится.

- Раньше - да. Сейчас реже. Я вообще долго не находился в состоянии покоя. Сначала надо было закончить школу. Потом надо было закончить медакадемию. Потом надо было устроиться на работу. Всегда было это "надо". После академии распределился в Томск, поработал, посмотрел и понял: надо бежать в Европу

- Так-таки прямо в Европу?

- Да конечно нет. Имелась в виду европейская часть России. И ничего лучшего в голову не пришло, как вернуться в Смоленск. Учился, защищал диссертацию, одновременно приходилось подрабатывать - и тачки в ЦУМе катать, в отделе канцтоваров, и снег чистить.

- Классический путь советского интеллигента.

- Ну, знаете ли, у меня по той эпохе ностальгии никакой.

- А многие ностальгируют.

- Да. Многие. Но не я. Я вот сейчас детям рассказываю, как мы жили в частном доме. Шестьсот метров с ведрами за водой на колонку, туалет на улице. Дрова пилил лет с шести. Жили едва ли не натуральным хозяйством. Баня - вообще отдельная песня. Суббота, утро. Мы семьей едем на автобусе №14 до Колхозной площади. Отец занимает очередь в моечное отделение, мы с братом идем в парикмахерскую. Там нас стригут ручной машинкой. Когда стрижка закончена, половина очереди уже проходит. А очередь - длиной метров 50 и шириной в три-четыре человека. В моечном отделении надо искать свободные тазики, номерки эти клеенчатые прикрепляют к руке... Потом очередь за лимонадом для нас и за пивом для отца. Это же целый культпоход получался! Нет, в дне сегодняшнем я чувствую себя куда комфортнее. И рад, что моим детям такого не выпало испытать.

- Я немного о другом говорил. Не о булочках за 3 копейки. Ностальгируют по... спокойствию, что ли... Недавно я воскресным утром пошел в магазин за молоком. У меня по соседству магазин замечательный - "Птица". Там что интерьер, что запах, что вся атмосфера как была лет тридцать назад, так и осталась - классический такой советский гастроном. Только вместо железных ящиков с кисломолочной посудой теперь холодильники с кока-колой. И я туда как зашел, так назад во времени прыгнул. Вспомнил, как мама меня утром в воскресенье за молоком и батоном посылала. Это было спокойствие воскресного утра. Вот о чем помнят и сожалеют многие. И я, наверное, тоже.

- Лет 13-14 мне было. Да, это похожее ощущение счастья. Лето, свобода, на велике в парк с ребятами смотаться.

- А сейчас мотоцикл?

- Да, спортивный. Это мы с партнером по бизнесу недавно увлеклись. Хотя нас вообще-то трое - учредителей фирмы.

- Тоже детские стоматологи?

- Да, конечно. Было самое начало 90-х. Я тогда понял, что надо делать что-то свое, а для этого необходимо время. Ушел с кафедры и стал работать заместителем главврача по лечебной работе в детской стоматологической поликлинике.

- На углу Дзержинки и Октябрьской.

- Да. И вот мы начали думать. Думали, думали, и начали с производства. Тогда вспомните - был тотальный дефицит. В нашей отрасли не хватало материалов, оборудования. Мы установили контакты с заводом "Измеритель" и начали производить собственную разработку - портативную бормашину с микромотором. Вес 1,6 килограмма, в железном ящике.

- Конверсия...

- Кто-то кастрюли делал, а мы - бормашины. На них можно было халтурить хоть на кухне. Машинка шла на ура. Спрос был мощным - брали и клиники, и частники, и ювелиры. Развозили по всей стране. Потом разработали и запустили апекс-локатор, это такой прибор для замера глубины канала зуба. Тоже конъюнктура времени: рентгенов тогда на всех не хватало, а где заканчивается корень и начинается десна, стоматологу надо знать до миллиметра.

- Как-то нетрадиционно у вас получилось. Большинство врачей сначала открывают свой кабинет. А вы сбоку как-то зашли.

- У нас не было денег сначала, чтобы открыть свой кабинет. Вот и пришлось заниматься изобретательством и торговлей. О своем кабинете мы мечтали, но подбирались к этому два года. Причем изначально мы знали, что под помещение надо выкупить квартиру на первом этаже жилого дома в центре. Это сейчас выглядит естественно, а тогда подобный способ решения проблемы с офисом мало кому в голову приходил. Когда скопили деньги, купили на Дзержинке трехкомнатную сталинку.

- Во сколько же тогда она обошлась?

- Сейчас эта сумма смешно звучит - 18 500 долларов.

- На нынешние деньги это...

- Сам пытался как-то подсчитать, но тогда же сплошные нули были, запутался. Помню, что за эти деньги можно было машину купить.

- Да, помню такие объявления - "меняю машину с небольшой доплатой на квартиру".

- Хотя деньги запредельные все равно были. Я еле-еле собрал свою часть пая. Тогда у кого были средства? У барменов, официантов... У бандитов.

- Про таксистов забыли.

- Точно, еще у таксистов. Они водкой торговали. Тем не менее, в 1992-м купили, в 1994-м открыли "Частный стоматологический кабинет №1"... Это он сейчас презентабельно выглядит, а тогда был вход со двора. Какие-то бабушки из жилуправления на частных началах занимались ремонтом. Выкрасили нам помещение в жемчужно-серый цвет. Нам казалось, что это благородный цвет, признак современного офиса. Потом повесили потолок "армстронг", так к нам люди едва ли не ради потолка ходили.

- Вы действительно были самыми первыми?

- Исторический факт. Первый частный стоматологический кабинет в области.

- Это ваше "№1" долго продержалось... Вы же буквально полгода назад ребрендинг сделали. Кстати, без лишней лести - один из самых успешных на местном рынке и сделанный местными же силами. Скажите - вы ребрендинг делали, потому что модно?

- Да нет. Мода ни при чем. Просто название износилось. Громоздкое оно было. Лет десять, лаже пять назад - еще уместное, а теперь старомодное. Хотя страшно было отойти от "№1". Многие нам говорили - да как это так?! Да вас никто не будет знать! Несколько лет меня это держало. А когда мы сделали "Экостом" с его современным логотипом-яблоком, я тут окончательно уверился. Да и потом и моя дочь Наталья подключилась, начала заниматься нашей рекламой, имиджем бизнеса.

- Взгляды на рекламную политику у нас диаметрально противоположные. Умеренный консерватизм, умеренный конструктивизм, умеренный футуризм. Вот и гадай, кто прав. Просто наше поколение - оно выросло на бескомпромиссной инерции восприятия рекламы: вот здесь покрупнее, пожирнее, поярче. Все эти безапелляционные "красный-черный-белый". Вспомните классическую пачку "Мальборо". Я партнеров, кстати, и убедил с помощью примера сигарет. Посмотрите: "Кэмэл", "Ротманс", "Кент" - все они ушли в другую цветовую гамму. Что-то светлое, ощущение легкости, воздуха. Мне всегда нравился василек: живой, резной, веселый цветок. Наташа помогла, и Тимофей молодчина - понял, что мы хотим, и сделал как надо.

- Ведешкин? (известный смоленский дизайнер - Прим. авт.)

- Да. Словом, ребрендинг прошел куда менее болезненно, чем казалось сначала.

- Как вам вообще удается уживаться в одном бизнесе втроем?

- Ну, ситуация по-своему уникальная. Многие открывают дело вдвоем. Но это, как правило, конфликт мнений, и рефери нет. А нас трое. Недаром треугольник - самая устойчивая фигура. Допустим, ситуация: один из нас в отпуск уехал, мы вдвоем обсуждаем что-то стратегически важное. Один говорит: "брито". Другой говорит: "стрижено". Приезжает третий, смотрит, слушает: да вы что мужики, конечно, этот прав. И все. Принцип демократического централизма. Меньшинство подчиняется. Это идеальное сочетание. Или один, или трое в паях поровну. А эффективность - она налицо. Мы малый бизнес, но мы в России в своем сегменте - одни из звезд первой величины. Нескромно, конечно, но в городах с населением меньше полумиллиона на нас равняются.

- В миллионниках другая кухня, другая механика бизнеса.

- Верно.

- И, тем не менее, сейчас вы заходите в Москву, открываете в столице клиники. Обычно все наоборот - москвичи инвестируют средства в регионы.

- Должно же быть противодействие?! У нас на самом деле раньше уже было 4 клиники в Москве, но тогда по ряду причин мы свернулись. А второй заход связан, в частности, с оттоком наших кадров в столицу.

- ?

У нас структура бизнеса выстроена по потребительским сегментам - эконом-класс "Экостом"; средний сегмент "Оптима", премиум-сегмент "Максима".

Есть и подготовительная группа - наши молодые сотрудники до "Экостома" приходят в учебно-контрольный центр, УКЦ. Там у них идет постдипломное обучение.

- Доводка.

- Доводка. Потом человек идет работать в "Экостом", с повышением мастерства - в "Оптиму" и так далее. Когда людям становится тесно в "Максиме", они ищут работу в Москве. Так, спрашивается, зачем отдавать кадры? Пусть уходят в наши клиники, которые работают в столице по столичным же расценкам.

- Черт побери, отличный ход.

- Треугольник - устойчивая фигура.

- И татуировка у вас на предплечье не просто так. Если глаза мне не изменяют, там же "manu propria" написано? Латынь?

- Да. В переводе - "собственноручно".

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь