Сигнал SOS от смоленских таксистов
http://www.rabochy-put.ru - Добавил lisa в категорию Общество
«Мы не рабы»
В самом начале встречи активисты рассказали, что в первых числах сентября они побывали в Москве на митинге таксистов. Выяснилось, что проблемы по всей стране примерно одинаковые: низкие тарифы, диктат информационных центров и отсутствие какой-либо законодательной базы в работе водителей.
Ухудшения таксисты почувствовали года три назад, когда в Смоленске появились сетевые такси - «информационщики», как называют их сами водители. Они и стали оказывать услуги в сфере перевозок, не имея в штате ни водителей, ни механиков, ни докторов. Как правило, в каком-нибудь городе снималась комната, в нее сажали несколько операторов, которые и «рулили» всеми таксистами Смоленска.
- Эти «информационщики» устроили настоящее соревнование: у кого будет больше заказов и самые низкие цены, - говорит таксист Андрей.
В итоге на сегодняшний день, по словам таксистов, для того чтобы заработать, надо ездить круглосуточно, тратя минимальное количество времени на отдых и ремонт машин.
- В фирмах такси сейчас не следят за тем, в каком состоянии водитель вышел на работу и что у него с машиной, - говорит Елена, еще одна активистка, работающая в такси. - Сейчас мы сами отвечаем за все, и никто ничего не контролирует. А вы думаете, почему участились аварии с нашими машинами? Потому что сейчас смолян зачастую перевозят водители, не имеющие никакого стажа.
«Что-то не нравится? Увольняйся...»
Зато во всех фирмах такси действуют системы штрафов.
- Нас штрафуют практически за все, - горячится Андрей. - Оставил клиент чаевые, а ты не сообщил фирме - штраф. Привез пассажира в кафе или клуб, а он захотел поехать в другое место, ты отвез его, но забыл отчитаться - штраф. Хотя, если по справедливости, это ты нашел заказ, а не фирма, так почему нужно отчислять за это проценты?
Несколько месяцев назад группа таксистов организовала сход. Собирались вечером на Колхозной площади.
- На следующий день меня уволили из одной фирмы такси за... «подстрекательство к бунту», - рассказывает Андрей. - И вообще, если ты высказываешь свое недовольство по какому-то поводу, тебя попросту блокируют на сутки, не дают заказы. Еще и могут написать сообщение: «Отдохни сутки без работы, завтра выйдешь».
После того как упростились условия приема на работу, стать таксистом может практически каждый. Ведь сетевым такси важно лишь одно - чтобы водители отчисляли проценты от заказов. Поэтому недостатка в рабочей силе нет.
- Зачастую берут на работу 18-, 19-летних мальчишек, - рассказывают активисты. – Это довольно выгодно, им семьи кормить не надо: заработал на пиво - и доволен.
Да и многие смоляне полюбили подрабатывать в такси после работы и по выходным.
- И получается, что в часы наплыва клиентов многие таксисты, вкалывающие на постоянной основе, оказываются без заказов, - продолжает Андрей. - Но мы сейчас, считайте, бесправные, поэтому любое высказывание недовольства заканчивается отстранением от работы.
- Да, прав у нас теперь нет никаких, - подхватывает Елена. - Мы даже не можем отказаться везти клиента, если он пьян и валялся на земле. Ведь, протрезвев, он может тут же сообщить об этом оператору, и нас штрафуют.
Да и в остальном таксисты оказались без элементарной защиты. Договоры, если они и есть, составлены так, что работодатель может вносить любые изменения, не спрашивая водителя.
- Это очень хитрая система. На экране компьютера появляется сообщение об очередных изменениях, а из вариантов ответа только «Принять», - рассказывают водители. – Если жмешь «Отказаться», то сообщение не исчезает. В общем, пока не согласишься, заказов не получишь.
В соревновании за клиента сетевые такси «срезали» тарифы. Сейчас, по словам таксистов, предприимчивые смоляне звонят в службу заказов и говорят: «У меня есть 70 рублей, я нахожусь на площади Победы, мне нужно доехать до Кловки».
- И такие заказы присылают нам, - продолжают рассказывать водители. - А отказаться ты имеешь право только два раза за смену, после третьего раза тебя отключают от системы на сутки.
«Мы готовы к бунту»
Я спрашиваю, сколько сейчас за смену зарабатывают таксисты.
- В лучшем случае, 500 – 600 рублей «грязными», - говорит Андрей. - Ночью бывает лучше - 400 - 600 рублей «чистыми» получается. Но с сегодняшними ценами это, конечно, смешные деньги. Я не могу с такими заработками кормить семью, содержать машину, платить кредит. Да и у многих ребят семьи рушатся. Жен можно понять, вроде бы муж постоянно работает, а дома его нет и денег не приносит.
- Наше терпение лопнуло, - продолжают водители. – Мы фактически в рабском положении. «Информационщики» делают с нами то, что захотят. Что остается? Взять вилы и идти громить офисы начальников?
- Близится зима - расход топлива в машинах увеличится, - говорит Андрей. - Мы вообще перестанем хоть что-то зарабатывать. И некоторые пойдут дворы подметать, а самые отчаянные могут и начать грабить. Жить-то на что-то надо.
- От деятельности этих информцентров страдает и бюджет Смоленска, - заявляет Елена. - Ведь все они зарегистрированы в других регионах и платят налоги туда. Да и с самих таксистов сейчас практически никто не требует работать по лицензии и платить налоги.
«Хотим жить и работать по закону»
Спрашиваю: что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась?
- Нужно, чтобы все такси работали по закону, - говорят водители. - Мы готовы платить налоги, покупать лицензии, но только в том случае, если рынок такси наконец-то войдет в правовое русло. Если власти возьмут все в свои руки, то можно сделать такси украшением Смоленска, как это было раньше. Чтобы машины были чистыми, красивыми.
Но тут же все вспоминают о тарифах.
- Мы считаем, что цены на проезд в такси должны устанавливать перевозчики, а не посредники, каковыми являются «информационщики», - таксисты развивают тему. – Должна быть единая тарифная сетка, чтобы мы не голодали. Да, тогда не каждый сможет воспользоваться нашими услугами, но нас это не пугает. А когда, извините меня, я за 50 рублей должен через весь город пассажира везти, то это не я, а он на мне зарабатывает.
- Что собираетесь делать, чтобы изменить ситуацию на рынке такси?
- Договариваться о сотрудничестве с ГИБДД, - рассказывают таксисты. - Хотим совместно с ними «убирать» незаконно работающие такси. В октябре к нам из Москвы приедет председатель профсоюза таксистов Ярослав Щербинин, чтобы помочь нам перейти в правовое поле. Все равно рано или поздно мы будем работать в рамках закона. Платить за лицензии, перечислять налоги, в общем – жить по правилам. И мы хотим именно этого. Сейчас самый простой путь - перейти на коллективный договор. Чтобы мы пришли к начальнику фирмы такси и подписали с ним соглашение, где указали условия работы, тарифы на перевозки, как-то застраховали себя. Только так можно работать в цивилизованном обществе.
- Волна протестов таксистов прошла ведь не только в Смоленске, - говорят мне на прощание активисты профсоюза. - Сейчас это уже всемирная проблема. И везде одни и те же требования: убирать с рынка такси нелегалов и «информационщиков», а также поднять тарифы.
Кирилл Степанов
Рабочий путь
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
Добавить комментарий