Количество безработных в Смоленске растет с каждым днем

http://www.gorodnews.ru - Добавил killer в категорию Бизнес и экономика

А кадровики, говорят, что некоторые вакансии все равно пустуют. Значит ли это, что работа есть, надо только хорошо искать? И невозможность найти работу в кризис всего лишь миф для тех, кто не хочет работать? Куда податься в поисках работы? И на кого стоит переучиться, чтобы ее получить?



Официально количество безработных в городе не так велико, всего около 1200 человек. Вакансий же в службе занятости 1500 - это даже больше, чем безработных. Вот только это совсем не значит, что у нас нет безработицы. Законы арифметики здесь не работают. Кажется, что может быть проще - есть свободное место, и есть человек, который хочет получить работу. А на деле выходит все совсем не так. Людей без работы в городе гораздо больше. Всего на конец марта - начало апреля обратилось в поисках работы в центр занятости около 2251 человек. Из них признаны безработными, остальные или не претендуют на этот статус и просто находятся в поиске, или пока еще проходят процедуру получения статуса. А ведь есть еще те, кто не стал никуда обращаться и те, кто еще ожидает со дня на день сокращения. Никто даже не спорит, с тем, что из-за кризиса безработных стало больше - это аксиома. Еще один признанный факт - рабочих мест стало намного меньше, чем было раньше. И все же работу найти можно, если очень постараться, уверены кадровики. Надо только знать - где искать.



Первые из могикан

Первые строчки рейтинга востребованных в Смоленске профессий до кризиса занимали менеджеры, IT-специалисты, всевозможные рабочие и строители. Спрос на эти специальности значительно превышал предложение. Шла жесткая конкуренция между организациями за квалифицированные кадры. И именно рабочие головы менеджеров, таких желанных когда-то, и полетели первыми, как только у компаний появились финансовые трудности.

"Под удар в первую очередь попали менеджеры среднего и высшего звена, - отмечает Виктория Левина, генеральный директор кадрового агентства "Алаир". - Первыми потеряли работу высокооплачиваемые сотрудники: именно так организации пытаются экономить - сократив расходы на оплату труда".

Пострадали и работники финансовой сферы - экономисты и бухгалтера.

"Первыми потянулись к нам в поисках работы различные менеджеры, бухгалтера и экономисты, сейчас у нас на учете стоит127 менеджеров, и 129 - бухгалтеров и экономистов, - говорит Елена Авдащенкова, заместитель директора городского центра занятости. - Много стоит у нас на учете так называемых специалистов в разных сферах деятельности, это и специалисты налоговой, таможенной служб, работники администрации - 166 человек".

Вакансий же по этим профессиям раз-два и обчелся. К примеру, на 127 менеджеров приходится всего 37 вакансий, а раньше их было намного больше, говорят в центре занятости.

Следующими после менеджеров и финансовых работников и специалистов на все руки на очереди были рабочие.

"К нам приходят специалисты с разных смоленских заводов, не по одному, а группами, сразу человек по 5-10", - рассказывает Виктория Левина. Крупные предприятия сначала пошли по пути наименьшего сопротивления и убрали все свободные вакансии, которых у них было всегда с избытком. Когда малой кровью обойтись не удалось, начали сокращать численность сотрудников. "До кризиса на любом смоленском заводе: будь то авиазавод, автоагрегатный, или завод радиодеталей, - везде был дефицит специалистов, - говорит Елена Авдащенкова, заместитель директора городского центра занятости. - Мы были не в состоянии удовлетворить их спрос на такие профессии как наладчик, слесарь, фрезеровщик. Конечно, поэтому они и в кризис стараются по максимуму сохранить рабочий костяк, сначала сняли свободные вакансии. До кризиса у нас было порядка 4600 вакансий, многие из них как раз на рабочих для этих предприятий. Теперь вакансий всего1500. Считайте сами... Если наши заводы и стали сокращение штата, то начали с увольнения бухгалтеров, но не рабочих, понимая, что после кризиса им будет гораздо труднее найти рабочего, чем бухгалтера".



Вернись, я все прощу...

Что же случилось? Почему увольняют специалистов, за которых работодатели готовы были драться. Кризис, кризисом, но большинство фирм продолжает не так активно и успешно как раньше, но все же работать. Неужели такие желанные раньше работники больше не нужны? Нужны. Но дешевые. Интересно, что, уволив прежних работников, тех же самых менеджеров, фирмы практически тут же набирают на их место других, со скромными запросами, согласных на более низкую зарплату. Об этом твердят все смоленские кадровые агентства. "Не факт что новый человек будет худшим специалистом, чем был прежний, - говорит Виктория Левина. - Рынок труда сейчас настолько перенасыщен рабочей силой, что работодателю есть из кого выбирать. И есть возможность снизить планку по зарплате и пригласить специалиста, который может работать хорошо и много, но платить ему за это надо меньше". Рынок труда в кризис превратился из рынка соискателя, в рынок работодателя, говорят кадровики. Работодатель теперь затрачивает гораздо меньше усилий и денег на выбор подходящего кандидата. А ведь еще совсем недавно в большинстве случаев, все же диктовали свои условия те, кто устраивался на работу. "Раньше чаще всего повышение зарплаты было практически обязательным критерием при поиске работы, - объясняют в другом кадровом агентстве города. - Неважно, улучшилась ли твоя квалификация за последние годы, ухудшилась ли - зарплата должна была вырасти". Сейчас на каждое более-менее хорошее место претендуют иногда больше 10 человек. Поэтому те, кто сегодня ищет работу, не только не ждут прибавления доходов, но и готовы затянуть пояса.



И все же срочно требуются...

Даже в кризис на рынке труда некоторые профессии остались очень востребованными. Впрочем, они были такими и до кризиса. Сейчас в городском центре занятости есть 152 свободные вакансии для врачей и среднего медперсонала, а на учете стоит всего 10 человек с такими профессиями.

"Врачи нужны всегда, даже в сейчас, - улыбается Елена Авдащенкова. - А у нас и до кризиса был дефицит врачей и медсестер, даже несмотря на то, что у нас есть своя медакадемия и медколледж. А объясняется такая нехватка очень просто - низкой зарплатой".

Нужны городу швеи и рабочие легкой промышленности - 194 вакансий. И конечно, по-прежнему, требуются строители.

"Близится строительный сезон, и сейчас у нас по различным направлениям строительных профессий есть 199 вакансий, - говорит Елена Авдащенкова. "По-прежнему очень востребованы различные строительные специальности, люди нужны с высокой квалификацией, - подтверждает Виктория Левина. - Например, газосварщики, отделочники на высоте. Таких найти трудно и сейчас, поэтому есть вакансии, которые мы все равно никак не можем заполнить. Строительные организации, которые сегодня остались на плаву, хотят привлечь самых высококвалифицированных рабочих, а их нет".

Строители, и не только квалифицированные, но и разнорабочие нужны не только у нас. Многие смоляне, отчаявшись найти работу здесь, соглашаются ехать работать вахтовым методом туда, куда позовут. А зовут в столицу...

"Мы постоянно обзваниваем смоленские организации, с которыми у нас были заключены договора по поводу трудоустройства, почти везде говорят, что пока никого не набирают, вакансии закрыты, - говорит Виктория Левина. - Так что мы, сейчас в основном, предлагаем работу в Москве вахтовым способом. Столице сейчас нужны разнорабочие. Даже люди с высшим образованием согласны ехать туда, чтобы заработать хоть какие-то деньги".

В столице и во многих других крупных городах сейчас популярны и такие профессии, как антикризисный управленец, или юрист с опытом работы в судах по делам о банкротствах. А вот в Смоленске они не стали востребованными. "Очереди из работодателей, пришедших к нам в поиске антикризисных управленцев, финансистов и юристов работающих в арбитражных судах, у нас не выстраиваются, - констатирует Елена Авдащенкова. - Нас волна востребованности антикризисных специалистов не затронула".



В сорок пять - студент опять

В начале марта областная администрация и руководитель Роструда Юрий Герций заключили соглашение, по которому при помощи федерального финансирования область должна освоить 120 миллионов рублей, предназначенных для стабилизации обстановки на рынке труда. Эти деньги должны пойти на так называемую антикризисную программу. Главная цель которой удержать уже трудоустроенных на рабочих местах. Таких уже сейчас в городе немало. К концу марта в режиме неполного рабочего времени находятся 5517 человек, в отпусках без сохранения зарплат - 204, предупреждены о сокращении 1928 человек, из них уже уволены 996. Пусть они работают несколько дней в неделю, уходят в неоплачиваемые отпуска и параллельно переучиваются или идут на общественные работы, все лучше, чем увольнение - такова логика программы. А уже учится новому или нет - решать уже самим работникам. Многим из них уже далеко за тридцать, и большинство до кризиса даже не думали, что придется менять свою специальность.

"Многие предприятия, у которых появилась необходимость уволить часть сотрудников в ближайшее время, уже сделали заявки на опережающее обучение, - говорит Елена Авдащенкова. - Это и завод радиодеталей, и автоагрегатный, и многие другие. Теперь тех, кого собирались уволить, будут учить на ту профессию, которая сейчас востребована на их предприятии. Автоагрегатный завод сам будет переучивать своих работников, у них есть лицензия на это, а мы им возместим затраты на переобучение. Сумма затрат на переобучение одного работника, которую мы возмещаем, в среднем составляет около 11 тысяч. Остальные предприятия без лицензии на преподавательскую деятельность расписаны за учебными заведениями, которые изъявили желание участвовать в программе опережающего обучения".

Еще один способ обойтись без сокращений, помимо переобучения предполагает эта программа. Предприятия создают у себя дополнительные временные рабочие места, которые захватывают сферу основной их деятельности - это может быть ремонт цехов, оборудования, работа на складах, уборка территории. Центр занятости возмещает предприятию деньги, которые оно платит за эту работу сотрудникам.



Метла - как способ продвижения

Власти предполагали и надеялись, что потерявшие работу будут охотно трудиться на благо общества и получать за это зарплату в размере прожиточного минимума плюс пособие по безработице. Но не тут-то было. В службе занятости столкнулись с тем, что люди просто не хотят заниматься общественным трудом. Кто-то просто стыдится, а кто-то не понимает, зачем идти мести улицы, если и за одно лежание на диване уже можно получить пособие. "Есть грань, через которую люди бояться переступить, хотя мы и пытаемся объяснять, что это им выгодно, и не только в денежном плане, - говорит Елена Авдащенкова. - Заставлять же идти на общественные работы мы права не имеем. Но я всегда говорю нашим клиентам, что надо быть открытым новому, чтобы найти работу, не сидеть на месте, - Может быть, именно подметая улицу, вы встретите своего потенциального работодателя".

На сколько выгодна такая работа - судите сами. На весь период участия в таких работах, за безработным сохраняется пособие по безработице в размере от 850 до 4900, помимо этого им будут платить за это зарплату, и центр занятости еще будем добавлять за участие в работах два минимальных пособия по безработице - это 1700. В среднем, участвуя в общественных работах, человек может получать, при максимальном пособии по безработице, 11 тысяч. Желающие пойти на общественные работы есть, но не так много как хотелось, - сокрушаются в центре занятости. Может просто эта мера пока немного преждевременная. Смоленск пока мало похож на США 1930-х годов, где толпы безработных бродили по улицам в поисках любой работы. Наши уволенные и сокращенные еще надеются найти себе более достойное применение. Пока у нас все хотят работать в офисе, а не мыть подъезды и мести дворы и сажать цветы. Кто знает, что будет дальше...



Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь