Звезда Сергея Никоненко в Смоленске

http://www.smolgazeta.ru - Добавил Serzho в категорию Культура

Разговор с Сергеем Никоненко подтвердил: он действительно простой и искренний человек. И при этом прекрасный актёр...



- Моя трудовая жизнь началась с того, что я, учась в школе рабочей молодежи (ШРМ), работал кондуктором автобуса. Потом пошёл разносить утреннюю почту, и мне достался громадный участок в Москве. И у меня всегда была полная сумка разных газет.

- Школа рабочей молодёжи, поч¬тальонская сумка, ранние подъёмы – довольно суровое начало трудовой биографии. С кого брали пример?

- Мой отец, Пётр Никанорович, был стеклодув, до и после войны работал в горячем цехе Москов¬ского электролампового завода. Но поскольку был большой любитель охоты и прекрасный стендовый cтрелок, он затем стал руководить охоторыболовной секцией спортобщества "Динамо". И он мне завещал, и я пока этого придерживаюсь (хотя мне без двух лет уже 70): трудись и не хныкай!

Отец был высокого роста, ширококостный, жилистый, худой. А мама, Нина Михайловна, маленькая, но – мотор в семье. Семью вела, конечно, она. Я, отец, брат - надо было троих мужиков обстирать, накормить. У неё была лёгкая рука: что ни посадит – растёт, что ни приготовит - по-моему, вкуснее я ничего не ел. Делала всё быстро, ловко, всё горело в руках. Говорят, что я похож на маму, чему я очень рад. Хотя отца любил бесконечно за его спокойствие, уверенность, основательность. У него отсутствовало понятие суеты жизни.

- Видимо, от отцовского характера вы многое взяли. Но ведь он не артист, а вы выбрали профессию актёра, можно сказать, ещё в детстве. Чем это было вызвано?

- С профессией повезло, я её действительно рано выбрал, в 13 лет. В 1954 году в пионерском лагере отмечали 50-летие со дня кончины Антона Павловича Чехова и решили поставить одноактную пьесу "Юбилей", где мне досталась роль старика Хирина. Несмотря на то, что я всегда выглядел моложе своих лет, сыграл так, что на линейке мне дали громадный торт, на котором кремом было написано: "Лучшему артисту лагеря".

И судьба моя была решена!

А в драмкружок пошёл, потому что моя знакомая девочка занималась в Московском городском Доме пионеров в студии художественного слова. Ей было 10 лет, училась она в другой школе, а у меня чувства к ней проснулись, мне её хотелось видеть. Так что записался в этот кружок, а потом поступил в театр-студию Дома пионеров. В результате успеваемость в школе у меня резко упала, до такой степени, что в 8-м классе учился два года! Но родители отчасти даже радовались, поскольку таким образом я оказался оторванным от улицы, перестал пропадать. А то уже и в милицию попадал до 13 лет, был сорванец, оторва.

Заканчивал 10-й класс уже в ШРМ. И летом, ровно 50 лет назад, поступал во все театральные вузы – их четыре в Москве, и ни в один меня не приняли. Остался не самый желаемый (желаемый был "Щука", пять минут ходьбы от дому) – ВГИК. Туда надо было ехать на троллейбусе с Арбата час, что по тем временам казалось очень долго. Вот туда и поступил. На втором туре стало понятно, что мастерскую набирает Сергей Герасимов. И, когда я проучился у него 2-3 месяца, понял, что я должен быть признателен и благодарен тем вузам, которые меня не взяли. Сразу понравилась атмосфера – творческая, доброжелательная.

Этот курс называли "4 Наташи": Аринбасарова, Белохвостикова, Бондарчук, Гвоздикова. Мастера, чтобы не путать, всем курсам давали названия: "Молодогвардейцы", "Рыбников – Бондарчук", "Гурченко – Кириенко", "Никоненко – Губенко" и так далее.

- Судя по вашей фильмографии, творческая жизнь складывалась более чем успешно. А несыгранные роли остались? Говорят, каждый актёр мечтает сыграть Гамлета, каждая актриса – Джульетту.

- Востребован был всегда, слава богу. Конечно, некоторые огорчения были: утвердили не меня, а другого артиста. Но я знал: будут другие роли. Вот о чём действительно жалею, что не сыграл Хлестакова. Всё время видел, что не так его играют! Для меня ключевым было отчаяние Городничего: "Фитюльку за важного человека принял!" Где же эта фитюлька?! А вот её-то я и мог сыграть. В знаменитом фильме 50-х очень хорош Толубеев - Городничий, великолепны и Яншин, и Гарин. А вот фитюльки (Олег Горбачёв слишком для этой роли внушительный!), которую они сами придумали, там не оказалось!

Впрочем, фраза "Не по чину берёшь!" (как и весь Гоголь в целом) настолько актуальна! Отказаться от дармовых денег, которые тебе сами приносят и кладут в карман, не каждый может. Наше общество ещё не выработало столько презрения к этому металлу, к недобросовестности, непорядочности.

А Гамлета я, кстати, сыграл! В студенческом спектакле.

- Думается, нельзя говорить о вашей творческой востребованности в прошедшем времени. Вы ведь и сейчас участвуете в новых проектах?

- В конце года я снялся в картине "Чёрта с два!", где мне предложили сыграть роль Пахана. Неожиданно, но это было вдвойне интересно. Тем более показалось, что я такого человека видел и знал.

Продолжается работа над фильмом "Аннушка". Это мелодрама, история двух женщин - матери (в первой серии) и дочери (в течение 15 серий). Я играю одного из её знакомых, просто доброго человека, который ей помогает в довольно трудной жизни. Главную роль исполняет Мария Буравлёва. Хотелось бы, чтобы у неё успешно сложилась творческая судьба.

Пригласил также на одну из главных ролей Лёшу Корякова - с ним познакомился у Станислава Говорухина, который снял Лёшу в фильме "Пассажирка".

Удивительное совпадение: это моя 16-я картина как режиссёра, и состоит она из 16 серий. И ещё недавно в одной итальянской картине сыграл "предварительно юбилейную" – 190-ю роль в кино! Это роль русского профессора, который приезжает в Италию читать лекции о Чехове.

- Когда вы начали роли считать?

- Как-то сын, будучи подростком, спросил, сколько у меня фильмов, а я и предложил: давай считать. Причём убил двух зайцев сразу: он записывал под диктовку, а я ошибки проверял. С тех пор и считаем.

- Вы сказали очень важную фразу: "Мой герой - добрый человек". Большинство созданных вами образов именно такие. Вы наделяете их своими чертами или они на вас влияют?

- Я стараюсь у каждого человека что-то почерпнуть, если он мне интересен. Специально, конечно, это не запоминаю, всё само в памяти откладывается. А потом в нужный момент всплывёт. Образ складывается из эмоциональной памяти, из того, что ты фиксируешь. И, конечно, из твоего отношения к этому персонажу.

- Известно, что вы были очень дружны с Александром Абдуловым, работали с Олегом Янковским. Их уход стал для всех настоящим потрясением…

- Не представляю, как Ленком переживёт эти потери. С Александром Гавриловичем я дружил, мы жили по-соседству в Москве, и настолько мне было приятно это общение, что даже дом себе построил рядом с его домом на Валдае. Что я скажу: жил он, наверное, неправильно, азартно осуществляя все свои фантазии, такие мальчишеские, в дым, куда заведёт. Если бы он жил правильно, он бы прожил, наверное, дольше. Но это была необыкновенно интересная, яркая жизнь!

Когда узнал о смерти Олега Ивановича, руки затряслись. Тоже ещё не возраст... К сожалению, медицина пока бессильна против этого заболевания.

Олег Иванович был человек ироничный, любил всё красивое, элегантно одевался, очень следил за собой (в отличие от Александра Гавриловича, который то в затрапезных джинсах ходит, то вдруг оденется, как денди лондонский). А у Янковского это было в крови, у него всё было выдержано в едином стиле. Даже трубка у него была стильная.

- Чем сейчас занимается ваш сын, благодаря которому мы знаем количество ваших ролей?

- Он окончил Высшие режиссёрские курсы у Аллы Суриковой и Владимира Фокина, стажировался у меня на картине. В "Аннушке" я ему доверил снять одну серию, но пока под моим присмотром. Зовут его Никанор. Он сделал большое хорошее дело: подарил мне внука, которого назвали Петькой (я на это очень надеялся, когда называл его Никанором!). И у меня растёт теперь Пётр Никанорович Никоненко – полный тёзка моего бесконечно любимого отца.

- Невозможно обойти в нашем разговоре тему Есенина. Смоленщина – земля поэтическая. Известно, что вы с супругой актрисой Екатериной Ворониной создали уникальный Культурный центр Есенина.

- Да, и, может быть, это главное дело моей жизни. Есенинский центр находится в квартире первой жены поэта – Анны Романовны Изрядновой. Там жил и первенец Сергея Есенина – Георгий Сергеевич, расстрелянный в 1937 году. В той же квартире зимой 1939 года жила мать поэта Татьяна Фёдоровна Есенина. Сам Есенин неодно¬кратно бывал в этой квартире, там он сжёг свои рукописи в сентябре 1925 года. Перед отъездом в Ленинград, где произошла трагедия, поэт зашёл к Изрядновой, попрощался с сыном, курил папиросы и оставил эту пачку у неё на столе. Анна Романовна очень берегла её…

- Однако фильм Сергея Урусев¬ского "Пой песню, поэт" получил не самую высокую оценку критиков…

- Поэтому лет 17 назад мы с поэтом Евгением Юшиным написали сценарий "На розовом коне". Хотели сделать полнометражную двухсерийную картину о Есенине. Не удалось. Сейчас понимаю: мы хотели объять необъятное. А нужно было брать конкретный случай, в котором проявился бы незаурядный по своей природе великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Что Пушкин, что Лермонтов, что Есенин, что ваш Твардовский – они так просто не даются. Но работа не прошла даром: именно тогда мне пришла в голову идея создания музея …

- Сергей Петрович, недавно в рамках подготовки к кинофестивалю "Золотой Феникс" состоялось заседание "круглого стола" на тему "Poссийский кинематограф сегодня и завтра". Вы участвовали в обсуждении. Действительно возможны перемены в нашем кино?

- Этот фестиваль - нужный, полезный, один из самых серьёзных на сегодня. Здесь поднимаются вопросы образования, культуры, большое внимание уделяется тому, что происходит в духовной жизни народа, идёт демонстрация творческого роста от актёра к режиссёру. Не случайно был проведён и "круглый стол", на котором я услышал много горестных рассуждений о судьбах нашего Отечества. С Россией можно низко поступать, а вот унизить её никто не может. Мы по-прежнему будем ставить фильмы, играть роли, писать сценарии. Но если государство станет поддерживать картины, утверждающие высокие нравственные ценности, духовные, патриотичные, от этого выиграет не кинемато¬граф - выиграет вся страна.

Алёна ЖУКОВА, Владимир КОРОЛЁВ

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь