Прощай, аналог, и здравствуй, цифра: как смолянам дается переход к «цифре»

https://www.rabochy-put.ru - Добавил Varvara в категорию Общество

3 июня 2019 года в 9 часов в Смоленской области прекратилось аналоговое вещание обязательных общедоступных теле- и радиоканалов. О том, насколько безболезненно дается смолянам переход от «аналога» к «цифре», во время пресс-клуба «РП» рассказали заместитель начальника областного департамента по информационным технологиям Владимир ШАШКЕВИЧ, директор Смоленского ОРТПЦ - филиала РТРС Ирина КУПЧЕНКО и начальник отдела телекоммуникаций, связи и цифрового телевидения регионального департамента по информационным технологиям Александр СУДЕЙКИН.

- В редакцию поступают звонки из разных муниципальных образований о том, что не везде есть цифровой сигнал. Как с этим быть?
В. Ш.: - Жалобы, конечно, есть, но мы считаем, что основная волна перехода прошла успешно. Министерство цифрового развития провело опрос населения страны, 90% жителей в регионах третьего этапа удовлетворены качеством цифрового телевидения. У нас примерно в 90% случаев звонков оказывается, что у пользователей либо неподходящая антенна, либо она не туда направлена, либо некачественное соединение между антенной и телевизионным приемником.
Массовых проблем из-за неработоспособности передающих телевышек не наблюдалось. Но, конечно, бывают сбои из-за кратковременного отключения электричества, например во время грозы.
Количество звонков на региональную «горячую линию» в МФЦ идет на спад. 3 июня мы их получили порядка 500, теперь - 50 в день со всей области.
Сейчас работают шесть операторов; в горячую пору - это в первые две недели после отключения аналога - их было 12. Номер региональной «горячей линии» - (4812) 205-888.
С нашей стороны заблаговременно была организована информационно-разъяснительная кампания: готовились ролики для радио, местного телевидения, плакаты размещались в местах массового посещения людей. Когда человек понимает, что происходит, то переход к новым реалиям дается проще.
Кроме того, переход касается лишь эфирного телевидения, того, что принимается через антенну. Но очень много людей звонили по поводу кабельного, IP-телевидения, спутникового - этих абонентов мы успокаивали, просто объясняя, что операторы телевизионного вещания сделают все за них.
- Сообщалось, что для помощи населению привлечены 600 волонтеров. В чем заключается их часть работы?
В. Ш.: - У нас были подготовлены 621 человек из расчета по нормативам министерства: на 1 млн жителей - 600 волонтеров.
В их помощи нуждаются, как правило, одинокие люди пожилого возраста, которые, даже если купили и подключили оборудование, не могут его настроить, и которым не к кому обратиться. В таком случае они могут позвонить на региональную «горячую линию», оставив заявку на вызовов волонтера. Он приходит на дом, консультирует, подключает, настраивает, оставляет рекомендации, если требуется замена оборудования или антенны.
На сегодняшний день исполнено 1600 заявок, а порядка 180 - в работе.
Количество заявок снижается, сейчас в неделю поступает около 60.
- Каков срок исполнения заявки?
В. Ш.: - Изначально мы ставили задачу связаться с подавшим заявку в течение первых суток и договориться о визите. Сейчас волонтеров стало меньше, поэтому срок созвона увеличился до двух суток. Но жестких сроков по самому исполнению заявки мы не устанавливаем, поскольку добровольцы - это, как правило, студенты, у них есть обязанности по учебе.
- Обеспечивали ли волонтерам транспортом или компенсацией расходов на проезд?
В. Ш.: - Этого не предусмотрено. Но в районах поездки в отдаленные деревни организовывались с помощью местных администраций служебным транспортом.
Плюс в первые две недели мы дополнительно выделили восемь бригад на четырех машинах, укомплектованных сотрудниками наших подведомственных учреждений: МФЦ и Центра информационных технологий.
- В деревне Диво Демидовского района жители каждое утро гадают, будет у них сегодня сигнал или нет. Многие говорят: «Верните нам старое телевидение».
- По федеральной программе запланирован был 95%-ный охват населения Российской Федерации. В Смоленской области - 98,8 %. Для одной удаленной деревни, в которой проживают 20 человек, можно поставить вышку, но это очень большие затраты.
- А сколько стоит вышка?
И. К.: - Вышка - это металл, надо еще установить передающее оборудование, это многомиллионные суммы. Но построить мало, вещатели, которые транслируют радио- и телеканалы, должны быть готовы платить за эту зону. Это для них существенные затраты. Они не готовы их нести, если не будет достаточного охвата населения.
- Сколько вышек в Смоленской области?
И. К.: - Всего действует на территории области 30, вновь построено - 25. Пять объектов размещено на ранее действующих вышках.
В. Ш.: - В Смоленской области 1,2% населения остается вне зоны охвата. В России, по регионам, все равно есть места, где нет охвата. Подразумевается, что жители этих территорий будут смотреть спутниковое телевидение. В Смоленской области 255 таких населенных пунктов, внесенных в список, утвержденный профильным министерством. Люди, проживающие в таких районах, могут приобрести спутниковое оборудование по льготной цене, не превышающей 4,5 тыс. рублей. Им бесплатно доступны 20 каналов первого и второго мультиплексов.
Если вернуться немного назад, то можно вспомнить статистику, что не менее 60% населения России имело возможность смотреть один или два канала в хорошем качестве. Сегодня более 95% россиян смотрят 20 каналов в цифровом качестве. Это несоразмерные величины.
Государство гарантировало всему населению страны приобретение приставок по 990 рублей. Это министерская планка. Департамент экономического развития проводил мониторинг, дефицита такого оборудования не было. На почте, в любом отделении связи, были приставки в наличии и под заказ, а также их можно заказать через почтальона. Есть даже такие приставки, которые можно подключить через антенный вход к совсем уж историческим телевизорам.
Массовых проблем с подключением не наблюдается. Есть частные случаи, куда выезжают специалисты. И не обязательно если у одного соседа телевизор принимает 20 каналов по комнатной антенне, то и у другого все
будет точно так же. Условия приема сигнала даже в одном населенном пункте разные. С каждым частным случаем мы стараемся конкретно разобраться. Все технологические и организационные моменты решены. Наступила финальная стадия перехода, когда люди привыкают к оборудованию, узнают особенности его функционирования.
- Есть ли сроки для действия «горячей линии» и работы волонтеров?
- «Горячая линия» создана на базе существующего колл-центра МФЦ. Он работал и продолжит работу на постоянной основе до последнего клиента.
- Расскажите о самых трудоемких или запоминающихся случаях, о которых вам сообщили смоляне по «горячей линии».
- Часто звонят пенсионеры. Например, у них побывал волонтер, который настроил все оборудование. Однако затем смоляне зачем-то отключают его от сети и все настройки сбиваются. И так раз за разом…
Что касается наших выездов к горожанам, то они, как правило, являются типовыми. Большинство случаев - это проблемы с антенной и кабелем. Часто его прокладывают под плинтусом, с дополнительными стыками, которые заметно снижают качество сигнала. А антенну, например, прячут куда-нибудь за шкаф или в другой потайной угол. Так делать не надо!
- Много критических обращений по качеству цифрового телевидения поступает из Починковского, Ершичского и Холм-Жирковского районов. Что там делается для исправления ситуации?
- Мы выезжали в Ершичи, проводили опрос населения. Можно отметить, что особой напряженности там нет. Часть людей имеют спутниковое оборудование, другие поднимают уличные антенны повыше - и тогда идет устойчивый прием эфирных цифровых каналов.
Что касается Починковского района, то там проблемы возникают у жителей поселка Шаталово, рядом с которым расположена воинская часть. Мы думали, что ситуация безнадежна, но, выехав на место по вызову одной бабушки, обнаружили, что все решается, если взять более мощную антенну и повернуть не в сторону Починка, а в сторону Рославля.
Сейчас через министерство прорабатывается вопрос о том, чтобы к каждой вышке подвести оптоволоконный кабель, который свяжет ее с центром в Смоленске для транспортировки телевизионного сигнала не по воздуху, а по проводной линии связи - для защиты от помех.
Один из проблемных районов - Холм-Жирковский, в котором ряд населенных пунктов попали в зону, где нет покрытия телесигналом. Там возможен вариант с применением спутниковых антенн.
И там, и в Ершичах социально незащищенные категории граждан, проживающих вне зоны охвата телесигналом, могут воспользоваться новой мерой поддержки, в соответствии с которой компенсируются затраты на покупку спутникового оборудования в сумме 3 тыс. рублей.
- Несколько лет назад прозвучало громкое заявление, что в Смоленске телевышка уже не нужна. Ее в период расцвета спутникового телевидения стоит рассматривать как 200-метровый памятник аналоговому ТВ.
И. К.: - У нас в регионе есть телевышка и повыше - 350 метров - в Смогирях.
Что касается первой части вопроса, то нельзя говорить, что в областном центре телевышка не нужна. Она по-прежнему используется. В частности, на ней размещают радиовещательное оборудование, а также первого и второго мультиплексов. Кроме того, в эфире для смолян до сих пор остаются два аналоговых канала - региональный SCS и Муз-ТВ.
Пока телеканалы готовы вещать в «аналоге» на территории города, они будут это делать. То есть вышку ни в коем случае не стоит рассматривать как статический объект. Она обязательно будет использоваться.
- К нам в редакцию поступали звонки от жителей Вяземского района по поводу отключения вещания радио «Маяк». Что там происходит?
И. К.: - Отключение «Маяка» в Рославле и Вязьме - моя личная боль. Но ВГТРК в этих населенных пунктах отказалась транслировать данный радиоканал. Как-то повлиять на эту ситуацию мы не можем. Эфирного сигнала радиостанции «Маяк» у нас нет.
- Население Смоленской области боится различных нововведений из-за дополнительных трат. Планируются ли какие-либо ноу-хау в плане цифровых проектов?
- Проектов по третьему мультиплексу пока нет. Из хороших новостей можно анонсировать появление в 2020 году в FM-диапазоне «Радио России».
- Александр Александрович, стоит ли ожидать нововведений в технической части?
А. С.: - В соответствии с указом президента мы сейчас занимаемся разработкой региональных проектов по цифровой экономике. Это, пожалуй, самый большой пласт работы. Так, в этом году планируем оснастить высокоскоростным Интернетом часть социально значимых объектов региона.
Например, сейчас доступ к сети Интернет есть в каждой средней школе региона, но этого мало. Теперь до 2021 года мы должны обеспечить все учебные заведения именно высокоскоростным Интернетом. В городских школах скорость будет достигать до 100 мбит/;с, а в сельских - до 50 мбит/;с. Сейчас эти показатели составляют до 10 и до 2 мбит/;с соответственно.
В. Ш.: - Что это даст для населения? Каждый оператор связи, заходя в населенный пункт по оптиковолоконному кабелю, должен обеспечить возможность подключения жителей и организаций по действующим тарифам. Мы эту работу также будем контролировать. Каждый оператор обязан заботиться о соседствующих жителях и ни в коем случае не должен завышать тариф!
- Уточните, какие именно социально важные объекты включены в эту программу.
- Этот список определен министерством. Например, это школы, ФАПы, пожарные части, помещения, где работают органы власти. Второе важное требование этой программы - в населенном пункте должно проживать от 100 до 1000 человек.
- Некоторые жители Смоленского района, чьи дома находятся на границе с областным центром, не имеют доступа к Интернету. Там нет пожарной части, ФАПа или школы.
- Да, такая проблема имеет место. Все операторы - частные компании. Допустим, если 10 человек обратились с просьбой провести в их населенный пункт Интернет, то оператор рассчитывает стоимость проекта - его цену и сколько население будет платить за услугу. Затем на инвестиционном комитете рассматривается окупаемость проекта и принимается решение.
Деревню Корохоткино (там нет ни одного социального объекта) можно рассмотреть как пример эффективного взаимодействия региональных властей, местных жителей и операторов. Местная жительница-активистка Мария обратилась к губернатору с просьбой провести в этот населенный пункт Интернет. Смолянка провела большую работу, составив список соседей, желающих получить доступ к Всемирной сети, коих набралось
более 30 домов. Для оператора это решающий фактор. Поэтому проект постепенно начал реализовываться. До 30 сентября оператор обещает провести в деревню Интернет. Тариф для местных жителей будет соответствовать частному сектору.
- Смоленская область соседствует с Республикой Беларусь, поэтому в нескольких районах для нас актуальна проблема перебивки сигнала…
- Она решается, в том числе на федеральном уровне. В прошлом году встречались министры связи двух стран. Они входят в комиссию, которая решает вопрос с перебивкой сигнала. По нашей информации, к 2021 году его обещают решить.
Кстати, 27 июня на заседании в областной Думе в первом чтении депутаты утвердили изменения в закон о градостроительной деятельности. Отныне в населенных пунктах для строительства вышек с определенными («скромными») техническими параметрами не будут требовать разрешение на строительство.
- Что в этом году будет сделано в рамках цифровой экономики? Каким образом это на себе ощутят смоляне?
- Ощутимые перемены стоит ждать не в текущем году, а ближе к 2024-му. Одна из главных задач - повышение доли общения с государством в электронном виде (до 75 %). До сих пор есть услуги, заявки на которые граждане отправляют в электронном виде, но все равно куда-то приходится идти и что-то доносить. Допустим, собирать справки или фотографироваться.
Другое популярное направление - сквозные технологии, которые определены как ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков. По сути же, к сквозным относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. Например, искусственный интеллект.


РАБОЧИЙ ПУТЬ

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь