Видео: Смолянам поведали, как в парке Блонье появился бронзовый олень

https://gtrksmolensk.ru - Добавил Varvara в категорию История

Сто десять лет назад трофей немецкого кайзера замер на постаменте. По воле случая сквер Смоленска стал выставочной площадкой для произведения искусства из Восточной Пруссии.


…Снимок из областной газеты за июль 1946 года – самое раннее сведение о бронзовом олене в Смоленске. Скульптура была установлена на детской площадке на Блонье. Однако в газете нет упоминаний, как и почему она там появилась. Не сохранилось таких сведений ни в одном смоленском архиве. Кроме легенды о зашифрованной надписи на боку оленя «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев N-ского корпуса!» о его появлении в городе ничего не известно.



Александр Целуев, научный сотрудник музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны»:


«N-ский» – понятно. У людей за годы войны сложилась очень серьезное отношение к секретности, поэтому обозначить себя в переписке было нельзя. И за этим очень строго следила та же военная цензура».



В Смоленске часто говорят, что бронзовый олень привезен с «дачи Геринга». Действительно в Роминтской пуще главный охотовед Третьего Рейха Герман Геринг в 1936 году возвел Имперский охотничий двор. Но еще в конце XIX  века в этом же лесу кайзер Вильгельм II построил охотничий дворец. Именно там в 1910 году и была установлена скульптура оленя, впоследствии ставшая смоленской.



Алексей Соколов, директор Виштынецкого эколого-исторического музея (Калининградская область):


«Олень, который сейчас находится в парке Смоленска, не имеет никакого отношения к так называемой «даче Геринга».



На лбу оленя еле заметно небольшое отверстие. Таким образом меткий выстрел кайзера зафиксировал скульптор Рихард Фризе. Ему Вильгельм II поручил сделать увеличенную копию своего охотничьего трофея. У скульптуры был прототип – благородный олень с 16 отростками на рогах, подстреленный осенью 1909 года в Роминтской пуще. Фризе пользовался особым расположением кайзера и часто рисовал во время его охоты.



Наталья Вострикова, научный сотрудник Исторического музея Смоленска:


«Он принадлежал к тому направлению в анимализме, которое мы можем называть естественнонаучным или натуралистическим. Он ведь и начинал свою карьеру именно как художник-рисовальщик во время каких-либо естественнонаучных экспедиций. Поэтому доскональное изображение животного с мельчайшими подробностями его внешности было, как бы мы сейчас сказали, фишкой Фризе».



После Второй мировой Роминская пуща оказалась приграничной территорией. Дворец кайзера перевезли в Кенигсберг, ставший советским, а одна из скульптур оленей была отправлена в Смоленск.


Как удалось установить, отправил его сюда Александр Игнатьевич Филимонов. Об этом в середине 1990-х в одной из газет рассказала его племянница.


В 1994 году в областной газете появилась заметка с заголовком: «Это мой дядя отправлял «Оленя» в Смоленск». Читательница издания, бывшая малолетняя узница Надежда Федоровна Филимонова, рассказала, что ее дядя Александр Игнатьевич жил на Рачевке, был призван на фронт в первые дни войны. Последняя его должность – начальник трофейного штаба армии. В письме из Германии он поделился с родными, что послал в адрес обкома партии скульптуру оленя.


Действительно, начальник трофейного склада армии смолянин Александр Филимонов воевал в составе 11-й гвардейской армии, которая осенью 1944 года взяла поселок Роминтен, а в центре Роминтской пущи разместился ее прифронтовой штаб. Видимо, именно в то время Филимонов и отправил в свой родной город бронзового оленя, который из украшения детской площадки стал одним из символов Смоленска.




Автор: Анастасия Артеменко, ГТРК Смоленск


Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь