АРТ-СТРАТЕГИИ и дырка от бублика

http://www.gorodnews.ru - Добавил plaster 5155 дней назад в категорию Культура

Город может делать большие деньги на современном искусстве. Но не делает.



Спасибо, пожалуйста, нам не нужны ваши рубли, благодарим за внимание

У нас есть: прекрасные древние храмы; художники, старательно копирующие бесконечные классические виды на Днепр; музеи, в которых пылятся чучела зверей, старинная утварь и оружие. Мировые премьеры в кинотеатрах - да, не без этого. Провинциально-дидактичные постановки в театрах (если появляется что-то нестандартное, быстро исчезает), разбавленные слепленными на скорую руку столичными антрепризами. У нас нет: масштабных выставок и проектов современных художников, биеннале и крупных арт-фестивалей, показов авторского кино, радио, транслирующего не-попсу... Между тем все это могло бы приносить не только радость людям, но и доход в городскую казну. Почему «культурные дела» в Смоленске обстоят именно так?



Вы к нам заехали на час?

О проблеме развития туризма на Смоленщине не говорит только ленивый. И каждый раз, когда об этом заходит разговор, чиновники сталкиваются с тремя главными препятствиями: строительство хороших дорог, комфортабельных отелей и... создание новых достопримечательностей. Если первые две проблемы иностранные и российские любители путешествий кое-как могут пережить, то из-за последней попросту не поедут в регион.

Куда повести гостей, которые приехали к вам в Смоленск? Гулять по Блонье? Ну разве что.

«А как же крепостная стена? Старинные церкви и памятники архитектуры?» - может возразить кто-то и будет в некоторой степени прав. Но и здесь есть ряд проблем. Во-первых, многие памятники с многовековой историей находятся в ужасном состоянии. Вести туристов на крепостную стену, замусоренную и загаженную, наверное, решатся самые отважные из экскурсоводов. Красивых древних церквей в городе и области действительно предостаточно. Но если уж говорить о туристах, то исключительно ради этого в Смоленск может поехать лишь истово верующий паломник или ученый, влюбленный в древнюю архитектуру.

Предположим, вы - среднестатистический турист, впервые приехавший в Смоленск. Куда можно сходить? Чем порадовать свой ум и душу? Бесчисленное количество картин с однотипными пейзажами никому не нужны. Краеведческие музеи, оставшиеся в наследство от советской эпохи, с костюмами ХVII века и глиняными горшками тоже вряд ли кого-то заинтересуют. Нет, мы ни в коем случае не против краеведения, но... подобные экспозиции есть везде. Прибавьте к этому концерты сомнительных заезжих шансонье и поп-музыкантов, провинциальные театральные постановки... И как тогда интеллигентному человеку не избежать древнерусской тоски и не завопить «В Москву, в Москву!».

А тем временем современная культура, та, которая вызывает живой интерес, а не тоскливую зевоту, существует и давно считается одной из прибыльных сфер бизнеса. Иной раз в эту четко спланированную систему развлечений включено все: от масштабных выставок и арт-проектов современных художников и музыкантов до кафе и гостиниц. Один из самых ярких столичных примеров - арт-выставочный комплекс «Винзавод» (на месте бывшего винного завода, откуда и название) - представляет собой около десятка залов, в которых проходят выставки и перформансы, имеется кафетерий и бар. Помимо этого, каждую неделю происходят презентации новых художественных альманахов, кинопоказы, уроки игры на музыкальных инструментах, мастер-классы художников... Так почему в Смоленске нельзя организовать подобный проект и тем самым сделать регион хоть чуточку привлекательнее для туристов? Вряд ли деньги, заработанные на подобных проектах, стали бы лишними для городской казны.



Культурный зомбиленд

Предложение не родится без спроса. И мнение о том, что современное искусство в нашем регионе почти никому не нужно, вполне имеет право на существование.

«В провинции больше «простых» людей: не творческой и интеллектуальной элиты, а тех, кто работает у станка, - рассуждает Константин Якунин, психотерапевт, кандидат медицинских наук, НЛП-тренер. - Очень мало людей, которые способны понять и оценить сложное искусство, такое, которое заставляет думать. Соответственно, оно в нашем регионе не востребовано. «Кино не для всех, картины для тех, кто понимает, театр для избранных»? А избранных мало, и ни власть, ни предприниматели не будут делать на них ставку».

Парадоксальная ситуация: в областном центре около десятка вузов, выпускающих ежегодно образованных людей с дипломом. Несомненно, человек, умеющий мыслить, не станет «поедать» второсортную культурную пищу. Правда, выпускники той самой дюжины вузов стремятся быстрее расстаться с родной провинцией. И те, кому везет, могут от души наслаждаться искусством уже в «нерезиновых» Москве и Питере, а то и вовсе за границей.

Может быть, эта грустная картина только вопрос времени? И годы кризиса виноваты в том, что людям не до зрелищ, сложных форм и концептуальных поисков?

«Снижается жизненный уровень - снижается уровень культуры, - печально констатирует Константин Немцов, замдиректора Смоленского областного драматического театра. - Это известная закономерность. Сейчас под маркой финансового кризиса можно делать все, что угодно. И властям, и предпринимателям очень легко сказать: у нас нет на это денег, потому что финансовый кризис. Это «таинственная» причина производит впечатление и не вызывает вопросов. А то, что в Смоленске столь популярен шансон, не так уж плохо: по крайней мере - это признак внутреннего протеста. Люди слушают то, что не поддерживается официальной линией».

«Есть еще одна причина того, почему власти не стремятся развивать и нести в массы «сложное искусство», - считает Константин Якунин. - Я говорю даже не о Смоленщине, а о стране в общем. Если человек начинает разбираться в «искусстве не для всех», выходит за рамки массового и популярного, таким индивидуумом все сложнее управлять. Это Личность, которую нельзя заставить выполнять приказы. А идеальное правительство - это, увы, утопия. Реальной же власти выгодно, чтобы люди меньше думали и анализировали, а больше переключали каналы телевизоров. И уж если нести в массы какую-то культуру, то она должна быть либо достаточно примитивная (популярные песенки, сериалы), либо строго воспитывающая, если не сказать - зомбирующая, граждан в ура-патриотическом государственном духе. Поэтому залы под выставки картин с куполами над Днепром и портретами наших современных вождей всегда найдутся, и деньги на это найдутся, а вот на авангардистов и «другое кино» - вряд ли».

Китч вместо произведений искусства, попса вместо самобытности, стадность вместо проявления индивидуальности? Неужто эти признаки у нашего города и региона не отнять? Впрочем, возможно, не все так плохо. Время от времени и в Смоленске появляются маленькие очаги «эстетского» андеграунда, но почти все они были, к сожалению, малозаметны. Тематические арт-вечера в клубе «Орфей», выставки в арт-галерее «40 квадратов», «кинотерапии» в «Смене» и т.д. Организаторы отмечали: проекты пользовались популярностью: люди, уставшие от изобилия гламурных ток-шоу и голливудских блокбастеров, ежедневно транслируемых на центральном телевидении, готовы платить деньги, чтобы им показали что-то новое, свежее, нестандартное.

Но выжили из этих проектов немногие...

Почему? Ответ прост: своих, местных потребителей мало, рынок мелкий и узкий. А гостей к нам не везут, потому что нет инфраструктуры. Последним вопросом должна заниматься власть, а у власти свои проблемы. Все. Оппаньки. Приехали. Дырка вам от бублика, а не развитие региона.



Не формат

«Так называемая официальная смоленская культура, которую мы можем наблюдать в государственных выставочных залах, на концертах, фестивалях, совсем лишена информационного потока с Запада, - объясняет Александра Панкратова, кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна СГУ. - Это заблуждение, что российское искусство было всегда впереди планеты всей. Культуру двигали русские деятели, которые учились у Запада. А смоленские художники, поэты, музыканты, входящие в творческие союзы, лишены каких-либо европейских тенденций, их творчество словно увязло в прошлом. Весь смоленский авангард сводится к экспериментам на уровне абстракционизма начала прошлого века. Для сегодняшнего дня это не актуально. Тем более что ни кандинских, ни малевичей пока у нас не родилось».

Есть и еще одна проблема, связанная с реализацией коммерчески успешных проектов современного искусства в Смоленске.

«Современное искусство требует больших денежных вложений, которые почти невозможны в смоленском регионе, - считает смоленский художник Эдуард Кулемин. - Если в столице и других крупных городах России находятся такие бизнесмены, которые способны вложить средства в развитие современных выставочных галерей, то в нашей области, я уверен, никто из чиновников и предпринимателей не готов рисковать. Схема проста. Для того, чтобы о художнике узнал весь мир, его необходимо раскрутить как личность. Его картины должны выставляться в лучших галереях страны и Европы. Помимо этого, он должен быть актуален, необычен и самобытен. Одним словом, он должен сделать такое, что до него еще никто не делал. Его акции и проекты привлекают к себе внимание со стороны СМИ и, конечно, зрителей. В этом случае, в каком бы городе он ни выставлялся, всегда найдутся зрители, которые приедут лицезреть его произведения. Так называемые арт-стратегии широко распространены в Европе и некоторых крупных городах России. Со стороны бизнесмена необходимо найти нужную творческую личность, произведения которой не обесценятся со временем, не забудутся, а наоборот, возрастут в цене. С другой стороны, сейчас во многих регионах развивается и андеграундное современное искусство. Такие течения есть и в Смоленске: самиздатские книжки, незапланированные маленькие арт-акции и выставки и т.д. Но они, увы, не могут приносить большого дохода ни организаторам, ни тем более городу. Банально, но факт: чтобы что-то получить, нужно что-то вложить.

Поэтому, с одной стороны, смоленские потребители (и конечно, туристы) рады побывать на фестивалях, биеннале, концертах и редких кинопоказах. И все это, безусловно, приносило бы немалые деньги в бюджет. Но власти ровным счетом ничего не делают, чтобы современный культурный циклотрон разгонял частицы в обществе и стимулировал его развитие. Такое впечатление, что они даже не понимают, о чем идет речь. Зато стандартизация во всех областях искусства поощряется и даже насаждается».

Помню, во время пресс-конференции один из приезжих деятелей искусства, стараясь не обидеть аборигенов, признался: «Ваш город... он как из прошлой жизни. Мне показалось, что я вернулся во времена моей юности - в 70-е годы».

«Пока к власти не придут образованные люди, ни о каком развитии культуры в Смоленске и области говорить нельзя, - категорично высказался основатель литературного музея «С.А. Есенин», вяземский культуролог Павел Пропалов. - Я на протяжении 30 лет собираю уникальные литературные экспонаты, которые любой другой музей посчитал бы за честь иметь у себя в собрании. И почти ни разу государство мне не помогло. Парадокс современности: те, кто понимает, не имеют средств. Те, у кого есть власть и деньги, не хотят понимать».

Тем временем нам, жителям «депрессивного» региона, остается только «зомбирующий» голубой экран. Есть еще главное окно в Европу - экран компьютера. Между прочим, недавно в областном центре наконец-то озаботились проведением высокоскоростного интернета. Но это уже совсем другая история.



Автор: Дмитрий РАТНИКОВ, Елизавета ЮРЬЕВА

Портфель

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь