Евгений Шумай: " В музыку меня привел Курт Кобейн"

http://www.gorodnews.ru - Добавил igorek 4071 день назад в категорию Культура

На фоне мирового кризиса, непрекращающихся политических и коррупционных скандалов смоленские музыканты продолжают не только радовать горожан своим творчеством, но и помогать детям. Одним из самых ярких представителей смоленской музыкальной тусовки последних лет является Евгений Шумай, которому уже успели навесить ярлык реинкарнации легендарного лидера группы NIRVANA Курта Кобейна.



Ху ис мистер Шумай?

-Пусть тебе это не покажется странным, но я предвижу первый вопрос определенной массы наших читателей. А собственно, кто такой этот Евгений Шумай?

-Прекрасно могу понять этих людей, ведь я тоже никого из них не знаю (улыбается). Если серьезно, то я один из многих смоленских музыкантов, творческих людей. И хотя в смоленской музыкальной среде меня знают не так давно, музыкой я начал заниматься с 1997 года. Мне было 15 лет, когда я написал свою первую песню “Улетай прочь”.

-Что заставило взять в руки гитару?

-Как и большая часть моего поколения, гитару заставил взять в руки Курт Кобейн. Это был бум и пик распространения этой музыки. “Нирвана” была везде. Она стала чем-то большим, чем просто рок-группа, это стало религией. После самоубийства Кобейна в 1994 году до России наконец дошла волна нирваномании. Я помню, как разинув рот слушал ребят во дворе, играющих квинтами “Smeels Like Teen Spirit”, тогда это казалось чем-то недостижимым. Но уже через пару месяцев я доказал всем и себе, что могу лучше.

-Что-то похожее на творчество “Nirvana”, писали?

-Сложный вопрос. Для музыканта его музыка всегда самобытна и ни на что не похожа. В современных условиях так получается, что для музыкантов практически не осталось места для маневра. Создать что-то совершенно новое очень трудно. Все лучшее уже придумано. Да и на любого музыканта оказывает влияние музыкальная культура, преобладающая в данный момент в стране. Вспомнить хотя бы 80-е годы, когда “Машина Времени” исполняла песни “Битлз”.

-Многие тебя сравнивают с Кобейном, уж не знаю, заслужил или нет. Но эти сравнения рано или поздно начинают раздражать любого человека. Ты становишься уже не Евгением Шумаем, а музыкантом, похожим на кого-то, для тебя это проблема?

-Я не спорю. Меня постоянно сравнивают, даже о моей музыке, которую я считаю не похожей ни на что, говорят :”О, стиль “Нирваны!” Кто-то, даже не зная меня, услышав мои песни, почему-то сразу проводит аналогии с Куртом: по взгляду, по аккорду, по каким-то еще признакам, которых я не знаю.

От “Рентгена” до психологии

-Давай выстроим твой творческий путь. Начало твоего творческого пути нам понятно. 1997 год, первая песня. Что дальше-то было?

-Охо-хо, что-то с памятью моей стало (строчка из песни Евгения Шумая. - Г.М.). В школе у нас была группа “Ренген”. Было это в 1998 году. Играли разную музыку, в том числе и мои песни. Выступали в основном на школьных вечеринках, играя каверы “Алисы”, “Чижа”, “Агаты Кристи” и “Нирваны”. Потом последний звонок, выпускной, группа благополучно распалась.

В 2005 году меня пригласили в только что образовавшуюся группу “Хентай”. Я предложил играть мои песни, никто не был против, тогда мы играли тяжелую музыку. Ребята утяжеляли мои песни, больше всего это походило на гремучую смесь из KORN и NIRVANA. Но тяжелые гитарные рифы были не по мне. Я придерживаюсь точки зрения, что в русском роке главную роль играют все же тексты, а не музыка. Это наша самобытность, и мы должны ее соблюдать. Просуществовала группа два года. За это время мы отыграли два небольших концерта в печерском рок-клубе. А в конце лета 2006 года я по семейным обстоятельствам уехал в Обнинск. На этом “Хентай” и закончил свое существование.

-Долгое время ты был без группы. Позиция музыканта одиночки. Вот уже после твоего ухода из “Хентай” прошло 5 лет, а ты только сделал проект. Расскажи, что это за зверь такой.

- Это не было какой-то принципиальной позицией. Я всегда понимал, что нужно делать музыку в электричестве, но играть с кем-либо мне не улыбалось, а те люди, которые предлагали играть вместе, они хоть и являлись хорошими музыкантами, но во многом пытались перетянуть одеяло на себя. Что такое хороший музыкант? это тот, который сам себя хочет проявить. При предыдущих попытках некоторые музыканты пытались “навешать” на мою самодостаточную музыку.

О необходимости создать свою группу мне говорили на каждом углу, наверное, все мои знакомые и те, кто просто слышал мои песни в акустике. Об этом мне говорили и многие смоленские музыканты, и владелец смоленской звукозаписывающей студии Саша Черненков, у которого я записывал первый демо-диск. Он сказал, что мне нужно делать группу, а в музыке моей уже всё есть.

- Не нужно зарывать талант. Как называется ваша группа? В каком формате она будет играть?

-Сложно говорить о формате. Любой самодостаточный музыкант хочет создавать что-то новое, а не делать пародию на кого-то. Да и о группе, наверное, пока рано говорить. Пока это проект. Сейчас у нас две гитары, бас и барабаны. Рабочее название NLP (нейролингвистическое программирование. - Г.М.). Бас-гитара - Алексеев Алексей, гитара - Гарик Нечаев, барабаны - Влад Снытин.

- Напрашивается вопрос, по составу проекта все эти люди - это музыканты смоленской группы “Гардарика”?

-Это именно так! Но ни в коем случае не означает, что “Гардарики” больше нет. С группой все хорошо. Я с ребятами в дружеских отношениях. Однажды Леша Алексеев предложил записать альбом, стали записывать, возник вопрос с барабанными партиями и басом. Ребята заинтересовались, и мы решили, что надо делать проект.

-Играете твои песни, сколько их, когда ждать релиза?

-По традиции играем только мои песни, музыка тоже моя. Делаем что-то похожее на гранж, что-то похожее на классический русский рок. Альбом еще никак не называется, песен планируется тринадцать. Когда все это добро выйдет в свет, пока не знаю, возможно, что в ближайшее время мы его полностью будем переделывать.



-Раз пошла такая пьянка, помнишь, сколько у тебя песен?

-Изначально записывал песни на кассеты через обычный микрофон, подключенный к магнитофону, чтобы не забыть свои песни. Была такая живая запись. Всего записал 111 песен. Еще около 500 стихов ждут своего часа.

-Впечатляющая плодотворность. Как говорится, пока шел до остановки, придумал альбом.

- Все не совсем так (улыбается). Я не хочу, чтобы читатели “МК” в Смоленске” думали, что я гонюсь за количеством. Все, что написано, идет от души.

-Многие смоляне запомнили перебор твоего главного хита песни “Ленточка”. Слышал, что ее и в отдаленных уголках нашей области местные парни поют.

-”Ленточка” была написана в 2001 году. Сосед вернулся из Чечни и поделился своими военными переживаниями. Меня все это так впечатлило, что я буквально за 5 минут придумал текст и музыку. Так получился один из моих главных народных (смеется) хитов. Но я, как и большинство музыкантов, не люблю песни, которые приходится играть всегда и везде, это просто надоедает. Нет эмоций.

“Музыканты работают на альтруизме”

- Старые известные смоленские коллективы “Кафе Блюз”, “Виддхи”, “Похмельный синдром”, “Dark Nights” распались. Другие находятся в состоянии анабиоза или в летаргическом сне. Как тебе заявление, что Смоленск никогда не был музыкальным городом.

-Это грустно, что такое количество групп, которые создавались в середине 90-х, сейчас распалось. Но я не согласен с тем, что это связано с отсутствием в нашем городе музыкальной культуры. Смоленск - музыкальный город, что подтверждает, например, вышедший в прошлом году музыкальный сборник “Смоленск. Все свои”. Сборник - результат титанической работы всего двух человек - Ники Никифоровой и Гарика Нечаева. На диске собраны более шестидесяти смоленских групп разных времен. Это уже говорит о том, что Смоленск не просто музыкальный город: рок действительно любят. Другой вопрос, что эти группы никто не знает. Сейчас у нас нет ни ротаций по радио, нет даже элементарных обзорных телепередач на местном телевидении о проводимых концертах.

-Если нет никакой поддержки, нет аудитории, возникает закономерный вопрос, зачем вам это надо? За какие шиши вы выступаете?

-Выступаем, конечно, только за свои деньги. Музыканты обмениваются аппаратурой, сами ее перевозят, настраивают и убирают за собой. Мы сами расклеиваем афиши и раздаем пригласительные. Доходит до маразма, мне рассказывал Влад Снытин (группа “30 градусов по Цельсию”. - Г.М.), что в 90-е музыканты сами деньги платили, чтобы сыграть. Сейчас мы поднялись на более высокий уровень, выступаем бесплатно! Ведь понятно, что любому музыканту всегда приятно выступать перед публикой, но иногда хочется кушать или элементарно купить струны на гитару. В нашей стране, чтобы иметь хобби, нужно платить деньги, но когда хобби становится работой, за которую ты тоже платишь, согласись, это далеко не нормально!

-Неужели никакой помощи от властей, отделов и комитетов культуры?

-Что касается поддержки со стороны властей, то они-то как раз никогда не помогали рок-музыкантам. Рок всегда пытались зажать, придавить пудовым молотом или загнать в подвалы. Ведь мы говорим о том, о чем многие боятся сказать. У нас нет поддержки ни на каком уровне. Смоленские музыканты работают на альтруизме.

-Но при этом еще и сами пытаются помогать?

-Если ты о стартовавшем в прошлое воскресение проекте Рок в помощь”, то да. Можно и так сказать. На эти концерты приносили детские вещи, игрушки для детских домов. Все это делается абсолютно добровольно, никакие деньги музыкантам и организаторам (организатор - это сотрудник, лидер группы “Кафе Блюз” Ника Никифорова. - Г.М.) за это не платят. Музыка может и будет нести добро. Многие, в том числе и сидящие в высоких кабинетах, думают, если рокер, то дегенерат.

- Некоторые чиновники не скрывают, что любят рок-музыку. Как-то наш премьер-министр заявил, что его любимая группа Deep Purple.

- Наверное, многие политики любят рок-музыку. Но это уровень Beatles, Led Zeppelin или Rolling Stones. А то, что в России рок зажимается, они не замечают. Допустим, почему перестали приезжать рок-группы на стадион “Спартак”? Потому что аренда сейчас неподъемная даже для группы общероссийского масштаба. Чтобы это отбить, нужно поднимать стоимость билетов до тысячи рублей. Естественно, никто на этот концерт не пойдет. Вот и получаются междусобойчики в смоленских дискотеках и не приспособленных под рок-музыку барах. Почему в Америке рок-концерты собирают огромные футбольные поля, а у нас с трудом зал Дома офицеров? Вопрос риторический.



Автор: Гоша МЯСНИЦКИЙ, Александр ГУБАРЕВ

МК Смоленск
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь