Учитель - это больше, чем профессия!
http://www.smolgazeta.ru - Добавил killer в категорию Наука
Учитель
Наталья Афанасьевна Ракитская, как она сама рассказывала, стала учителем случайно. В старших классах, перед окончанием школы, у неё и мыслей таких не было. Но после школы поступила в пединститут, на факультет химии и биологии. Очень нравился курс органической химии, биологию терпела.
Судьба распорядилась так, что она, придя после института в школу, химию ни дня не преподавала. Как начала с биологии, так вот уже двадцать семь лет ведёт этот предмет.
Мы встретились в кабинете биологии 3-й средней школы города Смоленска.
- Наталья Афанасьевна, учитель тогда, когда вы впервые пришли в этом качестве в школу, и учитель сейчас. Как это понятие изменилось (или не изменилось) за эти годы?
- Для меня за двадцать семь лет ничего не изменилось. Я не разочаровалась в выборе жизненного пути. И за 27 лет окончательно пришла к выводу: учитель – это миссия! На собственном опыте убедилась в этом окончательно. Это больше, чем профессия. Здесь речь больше идёт о формировании личности, нежели о передаче суммы знаний. Я не стараюсь научить школьников биологии на высшем уровне. Я пытаюсь раскрыть им основы биологии как одни из основ понятия жизни на Земле. И пытаюсь связывать эти понятия с практикой жизни, чтобы, опираясь на эти базовые понятия, мои ученики смогли бы реализовать себя в жизни. Я стараюсь научить ребят самостоятельно мыслить, познавать. Вне зависимости от учебного предмета. Человек, окончивший школу, должен обладать определённым кругозором.
- А молодые учителя? Они думают так же, как вы?
- Школа должна быть разновозрастной по учительскому составу. В нашей школе есть молодые преподаватели. К сожалению, их сейчас всего двое. Мне кажется, по поводу миссии учителя они разделяют моё мнение. Их деятельность находит у меня одобрение в самой высокой степени. Они – учителя, и для них работа в школе – не просто добывание куска хлеба. Для них школа уже становится домом.
- Но таких мало. Очень немногие после педвуза идут в школу учительствовать. Каковы, на ваш взгляд, причины этого?
- Причины разные. Например: в школе сокращается количество учеников и классов, соответственно сокращается количество учителей. Многие мои ученики заканчивали СмолГУ (исторический, физмат, психология) и говорили мне, что с удовольствием пошли бы в школу преподавать, если бы эта профессия была бы престижной и была бы та зарплата, которая позволила бы достойно содержать себя и семью. Но в нашей профессии есть и три преимущества: июнь, июль, август! (Улыбается.) Помните, в дореволюционные времена с учителем раскланивались и шляпу снимали: "Господин учитель!" Такого пиетета давно уже нет. В последнее время предпринимаются попытки поднять роль учителя, престиж нашей профессии. Год учителя, различные программы, гранты, премии, конкурсы…
- Кстати, вы тоже получали гранты?
- Да, у меня было два соросовских гранта, в 1995 и 1996 годах, как преподавателю биологии. Но это больше не моя заслуга, а моих учеников и коллег по школе.
Классный руководитель
- Наталья Афанасьевна, кроме преподавания биологии, вы ещё и классный руководитель. И, как я слышал и от учителей, и от учеников, и от родителей, вы - классный классный руководитель.
- Возможно. Не мне судить. Вы можете не поверить, но классным руководством я занимаюсь потому, что в своё время обязали. И до сих пор потому, что обязывают. Добровольно ни за что бы не пошла. Мне трудно быть на определённом уровне и классным руководителем, и преподавателем биологии. Была бы возможность, осталась бы только преподавателем, без классного руководства.
- За четверть века ваши взгляды, ваши подходы к учительству, классному руководству как-то изменились?
- Изменились мои подходы к ученикам. Стала более терпимой. Если бы в молодости я знала, как это нужно делать, как знаю теперь, я бы не "наломала столько дров". У некоторых из моих бывших учеников я сейчас заочно прошу прощения, если в чём-то их не поняла и недооценила.
К нынешним своим ученикам я стала относиться как к детям. Раньше у меня была завышенная планка требований. Сейчас общий уровень возможностей детей ниже.
Поменялся мир. Другой стала страна. Те процессы, которые происходят в обществе, безусловно отражаются на каждом из нас, в том числе и на детях. Это, конечно, проблема. То, чем мы наполняли наших учеников в 80-е годы, позволяло им в жизни реализовать себя. Сейчас мы наполняем учеников теми же базовыми знаниями. Но это не всегда делает их успешными в нашем изменившемся мире. Но! Школа не учит сиюминутному. Школа учит всему тому опыту человечества, опыту тех тысячелетий, когда мы становились homo sapiens. Изменился мир, но человек-то остался человеком! И я хочу, чтобы, кроме Интернета, дети читали настоящие книги, слышали нормальный русский язык. Помните, у Высоцкого? "Видно, нужные книги я в детстве читал".
- Если сравнить первый ваш выпуск и нынешние, как их можно охарактеризовать?
- У меня всегда были хорошие выпуски, хорошие классы. Разницы между ними я не делала. Если сравнить, то все ученики, как и все люди, разные. Не лучше и не хуже. Разные. Открытые и замкнутые, более живые и более скованные…
Школа и общество
- А как живёт нынешняя школа в материальном, скажем так, плане? С точки зрения внимания к школе со стороны государства?
- Очень многое зависит от руководства. В нашей школе эта работа не прерывается в течение нескольких лет. Начала бывший директор школы Елена Алексеевна Антонова, продолжает нынешний – Александр Евгеньевич Кудряшов. Обновляется здание, отремонтированы столовая, спортивный и актовый залы. Сформированы два компьютерных класса.
Да и в государстве, чувствуете, к учителю поворачиваются лицом. Общество начинает понимать: нельзя вырастить поколения, которые общество само же и будет бояться. Нельзя дойти до той черты, за которой общество в целом будет деградировать.
- Не поздно спохватились?
- Хочется верить, что не поздно. И хочется верить, что это не кампанейщина. Что это, наконец, стало постоянной работой Президента, Правительства, областных и городских управленческих структур, а не только Департамента образования. Что это стало системой. Пусть на это работают все мероприятия: Год учителя, конкурсы "Учитель года", гранты, призы... Потому что проблема школы – это проблема общества в целом!
- За 27 лет преподавательской работы в школе вы лично отмечены какими-либо наградами, почётными званиями?
- Я уже упоминала о двух соросовских грантах. Но есть огромное количество учителей, которые работают не хуже, а лучше меня. Они не отмечены, не замечены…
"Скромный труженик" - это про них. В классе он – творец. Вне школы – обычный человек, прохожий. Например, в нашей школе большое число учителей, не отмеченных наградами и званиями. И я была в их числе, но, как говорят, попала в струю. Хотя, наверное, что-то делала для этого (улыбается). Во многом, конечно, благодаря администрации школы: директору Елене Алексеевне Антоновой, завучам Ольге Романовне Шатхиной и Светлане Петровне Шибаровой. Они меня подтолкнули к участию в конкурсе "Учитель года". Сначала в школе. Потом выиграла первый конкурс "Учитель года" в городе в 1992 году.
Когда отмечает наградами государство – приятно. Когда отмечают вниманием ученики – приятно вдвойне! Огромное спасибо детям!
- Кроме конкурсных призов, есть и другие награды?
- Да. В конце 1990-х годов получила звание "Почётный работник образования РФ". В 2006 году мне присвоили почётное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".
- Спасибо вам за беседу, Наталья Афанасьевна. Разрешите пожелать вам доброго здоровья и дальнейших успехов.
- Спасибо. И вам всего хорошего.
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
Добавить комментарий