Образованию добавили 34 миллиона

Добавил student в категорию Наука

Приоритетный национальный проект «Образование», биография которого насчитывает два года, уже успел прижиться и пустить корни на смоленской земле. О том, что внес 2007 год в копилку нацпроекта, рассказала на заседании Общественной палаты Людмила Малютенко, начальник областного Департамента по образованию, науке и молодежной политике.

Все семь направлений нацпроекта «Образование» набрали на Смоленщине полный ход и год от года вовлекают в свою орбиту все большее число участников - как школ, так и учителей. В немалой степени этому способствует увеличение финансовых потоков, которые вливаются в нац-проект из бюджета, как федерального, так и регионального уровней. В 2006 году Смоленская область получила из федеральной казны 110,3 млн. рублей, а в 2007 году объем финансовых средств вырос до

126,3 млн. Региональные власти тоже повышают планку финансирования: если в 2006 году в консолидированном бюджете города и области на «Образование» было отпущено 57,2 млн. рублей, то в 2007 году эта сумма увеличилась до 75,5 млн. рублей.

Главной ветвью нацпроекта «Образование» является стимулирование школ, активно внедряющих инновационные образовательные технологии. Ежегодно по всей России определяются три тысячи школ, которые достойны президентской премии в 1 миллион рублей. На долю Смоленской области приходится 19 мест среди «школ-миллионщиков», которые оспаривали в нынешнем году 42 общеобразовательных учреждения Смоленщины. Миллионные гранты смоленские школы тратят на приобретение того, о чем в былые годы даже мечтать не приходилось. Современные мультимедийные проекторы и интерактивные панели становятся одной из реалий педагогического процесса и помогают учителям поддерживать качество образовательных услуг на высоком уровне. Кроме того, у школ появляется возможность обновить изрядно обветшавшую материально-техническую базу, вложив часть выигранных средств в покупку программного обеспечения по разным предметам школьного курса, учебно-наглядных пособий и лабораторного оборудования. Людмила Малютенко с удовлетворением отметила, что в нынешнем году удалось избежать проблем 2006 года, когда образовательные учреждения вынуждены были в сжатые сроки искать новых поставщиков и реализовывать часть денежных средств, которые предполагалось пустить на закупку лабораторного оборудования, своевременно не поставленного из федерального центра.

В адрес нацпроекта прозвучало одно-единственное нарекание, которое касается сроков реализации миллионного гранта. Денежные средства, которые поступают на расчетные счета в конце лета, школы обязаны освоить до конца текущего года. Григорий Моисеенков, начальник Управления образования и молодежной политики г. Смоленска, выступил с предложением расширить временные рамки, в которые школы должны совершать закупку необходимого образовательного оборудования.

Среди 19 «школ-миллионщиков» в нынешнем году оказалось пять смоленских школ, одна из которых обосновалась на первой строчке в конкурсе лучших образовательных учреждений Смоленщины. Лидером образования в 2007 году стал педагогический лицей. Григорий Моисеенков отметил, что все городские школы имеют открытый доступ в Интернет и не испытывают нужды в укомплектованных кабинетах информатики.

Региональные власти не оставляют без внимания школ-триумфаторов и в дополнение к миллиону выделяют из областной казны каждой из них по 100 тысяч рублей.

Второе направление национального проекта «Образование» - поощрение лучших учителей - в 2007 году набрало хорошие обороты. Смоленские учителя более охотно принимают участие в конкурсе педагогического мастерства: в 2006 году число претендентов на президентские награды в размере 100 тыс. рублей составляло 110 человек, а в 2007 году это число увеличилось до 140, опровергнув все опасения служащих департамента по образованию, что заслуженные учителя из ложной скромности не станут участвовать в нацпроекте. В нынешнем году 65 учителей получили президентские награды, а 26 учителей, которые не вошли в число 65 лучших, получили награды от губернатора Смоленской области. В 2007 году размер губернаторского денежного фонда увеличился вдвое и составил 1,3 млн. рублей.

Самым затратным направлением нацпроекта стало вознаграждение педагогических работников за классное руководство: в 2007 году из федеральной казны на эти цели выделили 72,84 млн. рублей, а из областной - 47,3 млн. рублей. Существенная надбавка к жалованью сделала должность классного руководителя более привлекательной, так что теперь учителя не сторонятся внеурочной работы со своими подопечными, но, напротив, даже конкурируют за право стать классными наставниками. В настоящее время 7084 учителя области получают дополнительные ежемесячные денежные надбавки, предусмотренные нацпроектом. Это

68 процентов всего учительского состава Смоленщины.

Наибольших успехов Смоленская область добилась в той части национального проекта, которая касается информатизации системы образования. Подключение образовательных учреждений к сети Интернет шло на Смоленщине опережающими темпами уже в первый год реализации нацпроекта: по состоянию на 1 января 2007 года, свободный доступ в мировое виртуальное пространство получили

338 школ, тогда как запланировано было 334 школы. К концу 2007 года к Мировой паутине подключат в общей сложности 552 образовательных учреждения. К сожалению, с 2008 года федеральный центр прекращает финансировать эту ветвь нацпроекта. Правда, ее поддержку берет на себя область, из казны которой на дальнейшую информатизацию смоленских школ выделяется 5 млн. рублей.

Огромным подспорьем в проведении качественных и интересных уроков становится учебное и учебно-наглядное оборудование, которое закупается на средства как федеральной, так и областной казны. В 2007 году федеральный центр поставил в Смоленскую область 56 комплектов методического оборудования: по девять кабинет-комплектов физики и химии, восемь - биологии, 12 - географии и 18 интерактивных досок. Из консолидированного бюджета области поступило 10 млн. рублей на приобретение 65 комплектов учебного оборудования: по три комплекта кабинетов физики, химии и биологии, по два кабинета географии и английского языка, 25 интерактивных досок. Современные средства обучения открывают перед учителями новые горизонты творческого поиска, а ученикам помогают глубже вникнуть в суть изучаемых явлений действительности.

Национальный проект предусматривает покупку школьных автобусов, острую необходимость в которых ощущают школы, расположенные в сельской местности. В 2007 году поселковые учебные заведения обзавелись 13 желтыми автобусами, которые доставляют детей из труднодоступных мест к островкам образования на селе.

В тени остальных направлений нацпроекта остается последняя его ветвь, которая касается государственной поддержки талантливой молодежи. Ежегодно

13 одаренных учеников получают материальное поощрение в размере 30 тыс. рублей, а те, кто удостоился наград на всероссийских конкурсах, получают двойную премию.

Людмила Малютенко отметила, что национальный проект принес с собой значительные перемены в жизнь школы, работники которой почувствовали себя более востребованными. Тем не менее нацпроект не застрахован от некоторых недоработок, в частности, он оставляет без внимания тех классных руководителей, которые выполняют роль наставников в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях. В современной российской школе остаются проблемы, при решении которых без государственной поддержки не обойтись. Это вопросы питания и обеспечения школьников учебными пособиями. Работники департамента готовят проекты, в которых будут сформулированы их предложения к министру образования.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь