Смолянки стали наставниками детей-сирот
https://www.rabochy-put.ru - Добавил Varvara в категорию Общество
Десять лет назад в Смоленской области запустили проект «Будем вместе». Суть его такова: за подростком, который находится в детском доме, «закрепляют» наставника. Он встречается с ребенком 3-4 раза в месяц, делится житейскими советами, подставляет плечо в трудную минуту, помогает справиться с трудностями, мотивирует, утешает, разделяет радость от успехов и побед. Корреспондент «Рабочего пути» встретился с наставниками, чтобы узнать, почему они решились на этот шаг.
Марина Грибоедова, 60 лет, волонтер Победы:
- С тех пор как я стала наставником Катюши из Шаталовского детского дома, мне задают много вопросов на эту тему. Беру ли я ее домой? Дарю подарки? Что мы с ней делаем? О чем разговариваем?
Мой путь в наставничество был долгим. Я прошла обучение еще в 2021 году. Но внутреннего ресурса у меня к концу обучения не стало: у меня умер муж. Это была очень большая травма - мы прожили вместе 38 лет… Я оправилась только в прошлом году. Психологический «скрининг» это подтвердил, и мне подыскали Катюшку из Шаталова. Нам не рассказывают подробности о жизни подопечных до детского дома. Если ребенок сам рассказал - хорошо. Если нет, то спрашивать считается некорректным. Еще просят, чтобы мы не дарили подарков. Исключение - Новый год и день рождения. Плюс могу привезти что-то вкусное к чаю. Объясняется это просто: наши отношения не должны быть материальными. Они ориентированы, прежде всего, на человеческое тепло.
Я стараюсь бывать у Катюши каждую субботу. По будням она занята учебой, а я задействована в проектах как волонтер Победы. Плюс у меня большая семья: дочь, сын, а еще я «многодетная» бабушка. К слову, поначалу «домашние» меня ревновали к Катюше. А потом привыкли и уже воспринимают девочку как свою. Недавно моя мама сказала мне, что мной гордится. По сути, мы уже с Катюшей как две подружки. Только одной 15 лет, другой 60.
Ольга Пызина, 51 год, предприниматель:
- У нас с мужем семейный бизнес, и я состою в клубе предпринимателей «Деловар». Однажды к нам пришла наставница из проекта «Дети наши» и стала рассказывать о своей деятельности. Та встреча вызвала во мне живой интерес: я давно слышала о фонде и даже однажды себе прописала в целях на год, что хочу принять участие в благотворительном проекте. У меня особое отношение к детям, которые находятся в детских домах. Меня очень восхищают приемные семьи… Так я оказалась на обучении наставников. Оно стало очень полезным. Нас готовили к тем трудностям, которые могут возникать в общении с детьми из детских домов. Но мне досталась девочка Вика, ей скоро будет 16. Она настолько очаровательная, доброжелательная и открытая девчонка! С самого первого дня мы были счастливы, что нашли друг друга.
Общаемся раз в неделю. Летом реже - у детей каникулы, их часто отправляют в лагерь. Когда я приезжаю к Вике в гости в Сафоновский детский дом, мы много гуляем, общаемся, рисуем картины по номерам. Как правило, привожу что-то вкусное к чаю. Мне кажется, что подросткам не хватает общения со взрослыми. На наших встречах в основном говорит Вика. А я слушаю и поддерживаю. Скоро нам с ней предстоит важный выбор - определиться с профессией и местом учебы после детского дома.
Яна Кожекина, 30 лет, преподаватель математики:
- До 2023 года я жила свою обычную комфортную жизнь, но мечтала сделать что-то важное и значимое. Хотелось делиться теплом и заботой с кем-то, кто в этом нуждается: я чувствовала, что во мне много ресурса, и долго искала, куда его можно с пользой применить. А потом случайно увидела пост в ВКонтакте о наставничестве у кого-то из знакомых и решила, что это мой шанс быть полезной. Интересно, что и сейчас я часто рассказываю о своем опыте участия в программе в соцсетях, и уже от меня приходят новые наставники в этот проект…
Моей подопечной Даше - 15 лет. Она развеяла все мои представления о детках из детских домов: все, что я видела в кино, все, что я думала и представляла, не сбылось. На первой встрече мы пошли гулять по окрестностям, и Даша мне сразу все рассказала о своей жизни. «От» и «до». Домой я ехала молча, пыталась разложить все по полочкам, в какой-то момент заплакала от осознания того, что все сложилось правильно: я нужна ей, а она - мне. Пообещала себе, что приложу все усилия, чтобы стать для Даши надежным взрослым и верным маяком. Так и случилось. У нас очень доверительные отношения, Даша часто обращается за советом, делится сокровенным… И меня тоже поддерживает, когда мне кажется, что у меня заканчиваются силы.
Что было для меня самым сложным? Добираться до Даши на общественном транспорте! У автобуса было неудобное расписание, плюс он останавливался на трассе, высаживал меня в сугроб, и я еще минут 15 шла до детского дома. А обратно автобус мог приезжать на 10 минут раньше или на полчаса позже. Как-то раз зимой я стояла на остановке и плакала, потому что думала, что автобус вообще не приедет и придется заказывать машину из Смоленска. И однажды я просто достала свое водительское удостоверение, которое лежало без дела 11 лет, стряхнула с него пыль, освежила навыки вождения и купила машину. Теперь дорога к Даше для меня - это час наедине с собой и природой, своеобразная медитация и пение песен во весь голос. Я, кстати, такая не одна: знаю еще несколько женщин, которые сели за руль благодаря проекту.
Екатерина Цукарева, 36 лет, педиатр:
- Даже уже и не вспомню, когда впервые узнала о проекте наставничества... Помню только, что несколько лет назад мне в руки попалась листовка от фонда «Дети наши». Сразу понравилась эта идея - присоединиться к проекту «Будем вместе». Но у меня были маленькие дети, учеба в аспирантуре, работа… Времени ни на что другое не хватало. Спустя некоторое время дети подросли, учеба завершилась, появилось больше свободного времени. И я решила для себя: «Пора!» Это было начало 2022 года. Я быстро прошла обучение в фонде, и уже в мае нас познакомили с Алиной.
Сомнений, что не получится, не было ни в начале этого пути, ни сейчас, когда уже более трех лет прошло со времени нашей первой встречи. Сотрудники фонда и психологи всегда были рядом, помогали и подсказывали во всем.
При знакомстве с Алиной я сразу почувствовала родственную душу. И не ошиблась. Чем больше мы общаемся, тем больше я замечаю внутренних сходств и переплетений между нами. Трудностей в общении почти не было, иногда нашим встречам мешали расстояния, не всегда была возможность увидеться - тогда выручало общение через соцсети и мессенджеры. Но в нашем случае, чем реже были встречи, тем они становились ценней. Сейчас Алина взрослая самостоятельная девушка. Мы давно вышли за рамки «наставник - подопечный» и стали просто добрыми друзьями.
СКАЗАНО
Анна Казанцева, руководитель подразделения фонда «Дети наши» в Смоленске:
- Как мы обучаем будущих наставников? Это двухдневный тренинг по 8 часов. Первый день посвящаем теории - рассматриваем основные психологические особенности детей-сирот. Во второй день погружаемся в технологию индивидуального наставничества.
Сейчас в проекте (а он реализовывается не только в Смоленской, но и в Ярославской области) образованы 183 пары. 98 из них - у нас в Смоленске.
Наставничество подразумевает отношения только двух людей: наставника и подопечного. То есть курировать сразу нескольких подростков нельзя.
Подопечный может отказаться от наставника, если у него не складываются с ним отношения. Но наши психологи всегда пытаются решить конфликты внутри пары. Даже если дело доходит до расставания, то все собираются на завершающую встречу, чтобы открыто поговорить напоследок. Ведь это очень важно - достойно завершить отношения.
В каких случаях бывают расставания? Отношения могут «изжить» себя в течение многих лет. Бывало, когда наставник по состоянию здоровья уходил из проекта (не мог больше ездить в детский дом). Пары могут переводиться на дистанционное общение в случае переезда наставника или подопечного в другой город или страну.
В случае ухода ребенка в приемную семью или возвращения в кровную, мы всегда стараемся сохранить отношения подростка и наставника. Но решающее слово всегда остается за родителями, которые могут отказаться от наставника на время или насовсем.
ЦИФРА
14 подростков в детских домах Смоленской области прямо сейчас ждут своего наставника. Анкету можно заполнить на сайте благотворительного фонда «Дети наши».
Записала Мария Дёмочкина.
Фото предоставлены фондом «Дети наши».
Источник: Рабочий путь
Иллюстрация к статье:

Добавить комментарий