Каким будет обелиск "Победы" в Смоленске

http://www.rabochy-put.ru - Добавил Iskra в категорию Культура

На прошлой неделе общественности представили утвержденный проект обелиска Победы, который должен появиться на центральной площади Смоленска. Некоторых смолян шокировала сама возможность появления «такой ужасной громады» в исторической части города. Причем ситуация имеет шансы перерасти в скандал: представители профессиональных союзов Смоленска возмутились, что их предложения были отклонены и нашли в процедуре отбора проекта множество нарушений и готовы обратиться в прокуратуру. Представители Администрации города отклоняют все обвинения в свой адрес.

Ведь любое вмешательство в облик Смоленска вызывает у горожан болезненные ощущения, люди разве что не протестовали против строительства подземных переходов. И понятно, почему этому обелиску стоимостью около 80 млн. рублей уделяют столько внимания. Ведь тема особая – перед архитекторами и художниками стояла задача воплотить в этом монументе, героическое прошлое города с тысячелетней историей. Имя творцов будет увековечено в камне, а этот памятник войдет в перечень достопримечательностей.

Почему же столько негатива вокруг одобренного проекта? Его авторы - Александр Асадов и Карен Сапричян – известные московские архитекторы, на работы которых можно полюбоваться не только в России, но и в ряде зарубежных стран. Как оказалось многих не устраивает сама задумка и как итог - исполнение идеи. Вот как это прокомментировал «РП» Карен Сапричян:

- Мы предлагаем яркое, креативное, всем понятное решение комплекса памятника - обелиска Победы, а именно - орден "Победа", как символ одноименной площади. По его периметру, как бриллианты на ордене, встроены большие белые светильники. Звезда, облицованная пятью породами гранита, расположена по оси здания кинотеатра "Октябрь" и распластана на 37 метров. Она занимает основное пространство площади, а по краям предполагаются малые архитектурные формы - скамьи с урнами. Лучи звезды образуют внутреннюю площадь памятника, в центре которой - бронзовый венок. Из него на 30 метров возносится центральный пятисторонний обелиск. На каждой его стороне - тематические рельефы, посвященные Великой Отечественной войне. Углы обелиска облицованы смальтой, поэтому он будет сиять в любое время суток, а вечером за счет подсветки - особенно.

Причем планируется облагородить и пространство вокруг монумента. Здесь появится брусчатка, ливневая канализация. Карен Сапричян отметил, что когда начались разговоры о том, что 30 метров для обелиска слишком много, то организация сразу же приняла решение приземлить его на четыре метра. Архитектор объяснил, что они изначально хотели выполнить монумент в классическом стиле, но ушли от мрачности и привычных шаблонов.

- Мы постарались привнести в Обелиск и часть традиций из Византии, - продолжает г-н Сапричян. - Золотые смальты с изображениями батальных сцен Великой Отечественной войны и тяжелого послевоенного уклада подчеркнут особую трагичность монумента, а но в то же время памятник не будет действовать угнетающе.

За правдой – в прокуратуру?

Впрочем и на самой презентации авторам утвержденного проекта высказали много нелестных замечаний. Председатель регионального отделения союза художников России Юрий Мельков:

- Я воспринял эту новость с большим удивлением и возмущением. Считаю, что это провал, прежде всего, для городских властей. Разве можно считать этот «штырь в яме» обелиском Победы? Меня приводит в недоумение и организация самого конкурса. Считаю, что нас – членов конкурсной комиссии просто одурачили. Все альтернативные проекты убрали из-за нехватки каких-то документов, донельзя формализовав процесс. При этом нам даже заранее не сообщили о проведении конкурса, а между тем не каждый художник может зайти на сайт Администрации или отследить нужную ему информацию в газете. Я не буду долго перечислять все нарушения, просто скажу: был целый ряд нестыковок и нарушений в действиях властей, нам, по сути, навязали этот проект. Но я все еще верю в торжество разума и убежден: итоги конкурса необходимо отменить и проводить его заново. В ближайшее время готов обратиться в прокуратуру, чтобы представители закона проанализировали и разобрались в ситуации.

Руководитель городского управления культуры Екатерина Сергеева объяснила, что все необходимые процедуры были соблюдены:

- Все участники находились в равных условиях. Мы не можем ходить за всеми по пятам и уговаривать принять участие в конкурсе. И уверена: представители творческих союзов были прекрасно осведомлены об этом. Хочу отметить, что у меня художественное образование, и по-моему, проект, представленный Александром Асадовым и Кареном Сапричяном наиболее подходящий. Но мы открыты для общения и готовы принимать любые пожелания. Главное, чтобы это не было простым отрицанием. Мы ждем предложения и пожелания историков и, краеведов по поводу того, какие изображения должны находиться на барельефах. Кстати, сегодня Смоленск - единственный город-герой, который не имеет обелиска Победы.

Член конкурсной комиссии, художник Петр Фишман:

- Это был единственный проект, который действительно заслуживал внимания. Остальные работы представляли собой традиционные «печки с трубами». Может быть, с точки зрения архитектуры – это и классическое решение, но, честно говоря, подобные проекты уже надоели. Позиция нынешних критиков это удел людей, которые не могут предложить ничего конструктивного. На всех обсуждениях был только негатив и ни каких альтернативных предложений. Если мы пойдем по пути отрицания, то останемся ни с чем. О конкурсе знали все, не надо лукавить. Прошла информация, что свою работу представит и известный скульптор Александр Рукавишников, и многие решили просто не участвовать в конкурсе, который прошел честно, и предъявлять претензии по этому поводу теперь не имеет смысла.



Каким он будет

На пяти торцах лучей звезды расположены тематические бронзовые рельефы с изображением основных героических событий, связанных со Смоленском

1. Первое упоминание в Устюжском летописном своде в 863 году в рассказе о походе дружины Аскольда и Дира к Царь-граду. На барельефе - дружина Аскольда в древних доспехах. За спиной дружины на горизонте - Смоленск - «град велик и мног людьми».

2. В 1239 году дружины смолян остановили войско Батыя, стоявшее у города, и смоляне избежали татаро-монгольского ига, хотя и платили дань Золотой орде. На барельефе - крепостная стена с башнями и лучниками на ней. На среднем плане сражение конницы смоленской дружины с конниками Батыя. На переднем плане - существующая часовня над камнем с текстом «Здесь у Долгомостья, в 13 веке смоленские дружины остановили монгольское войско Батыя»

3. В 1654 году русское войско под руководством царя Алексея Михайловича освобождают Смоленск от поляков Речи Посполитой. На барельефе на первом плане портрет царя в шапке Мономаха, на заднем - сражение конницы поляков с плюмажами и «крыльями» с русской конницей и копейщиками.

4. 1812 год. Сражение русских армий Барклая-де-Толли и Багратиона с армией Наполеона. Срыв планов французов разгромить наши армии по одиночке. На барельефе на переднем плане двойной портрет Барклая-де- Толли и Багратиона в профиль, на заднем плане батальная сцена с фигурой Наполеона, смотрящего на поле сражения в подзорную трубу.

5. 25 сентября 1943 года - освобождение Смоленска от фашистских захватчиков. На барельефе на переднем плане советские бойцы со знаменем и автоматами. На заднем - ликующие жители Смоленска. Надпись: «июнь 1941 года в Смоленске 157 тысяч жителей; сентябрь 1943 года, освободителей дождались только 13 тысяч смолян». На вертикальном обелиске бронзовые рельефы посвящены главной теме ансамбля - Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

На пяти золотых гранях обелиска:

1. Первая грань отображает героическую подготовку мирных жителей и солдат к обороне Смоленска. На переднем плане – бронетехника, солдаты, зенитная установка, на заднем - рытье окопов, установка «ежей», аэростат.

2. На второй грани - июнь 1941 года. Две недели шли кровопролитные бои за город. На барельефе на переднем плане - батальная сцена, на заднем - руины горящего города.

З. Третья грань - освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. На барельефе, на переднем и заднем планах батальная сцена с водружением знамени.

4. Четвертая грань - облик освобожденного города сегодня. На барельефе, на переднем плане скромные обелиски солдатам, на заднем - древние храмы, крепостные стены, башни, величественные монументы.

5. Пятая грань - современный облик Смоленска. На барельефе, на переднем плане университет с изображением молодежи города, на заднем - панорама города.

Весь монументальный комплекс отображает непрерывную связь поколений, является символом победы жизни.

Конструктивные решения.

Площадь в виде Звезды ордена "Победа" выполнена из монолитного железобетона, с ребрами жесткости по центрам лучей, или в виде ростверка, опирающегося на свайное поле. Выбор варианта зависит от результатов гидрогеологических изысканий.

В центре расположен 26-метровый обелиск на собственном свайном фундаменте. У основания обелиска предусмотрено место для размещения памятной капсулы. Обелиск, пятиугольная пирамида, вписанная у основания в окружность диаметром 3 метра, представляет собой пространственную металлическую конструкцию, рассчитанную на собственный вес и ветровую нагрузку.



Итого:

Площадь Победы - 2600 кв.м.

Малая площадь внутри Звезды - 180 кв.м.

Размах лучей звезды - 35,3 м

Высота обелиска - 26 м

Высота гранитных лучей Звезды - 2,25 м

Отметка малой площади - 1,20 м

Площадь тематических рельефов на торцах Звезды - 90 кв.м.

Площадь тематических рельефов на торцах обелиска - 138 кв.м.



Сергей Якимов

РП Смоленск

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь