Стоны и жалобы на госзакупки

http://www.gorodnews.ru - Добавил mishutka 4795 дней назад в категорию Бизнес и экономика

Власти Смоленска недовольны, что им "вставляют палки в колеса"



За минувший год в Управление Федеральной антимонопольной службы поступило в 2,5 раза больше жалоб на проводимые в области госзаказы и госзакупки. А количество выявленных в ходе проверок нарушений увеличилось почти в три раза.

Несмотря на то, что полномочия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области весьма широки, главной темой обсуждения на годовой, итоговой пресс-конференции ведомства стало размещение заказов. На вопросы журналистов касательно реализации положения федерального закона №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отвечала руководитель Смоленского УФАС России Нина Александровна Акжитова.

- Нина Александровна, с чем связан столь значительный рост жалоб на действия или бездействия заказчиков?

- С одной стороны, участники размещения заказа стали более грамотными. Если на первых порах, я имею в виду 2006 год, когда 94-й федеральный закон только вступил в действие, многие не владели ситуацией. Сейчас ситуация в корне изменилась: стали нанимать грамотных юристов, которые занимаются исключительно делами о госзакупках, они составляют конкурсную и аукционную документацию, в том числе и жалобы.

С другой стороны - значительно увеличилось количество проведенных торгов. Приближается большой праздник - 1150-летие основания города Смоленска, на празднование которого выделяется порядка 16,5 миллиарда рублей. Естественно, количество торгов увеличивается, пропорционально увеличивается и количество участников, а значит, и количество недовольных, которые имеют право обжаловать результаты проведенных торгов. У нас только по городу Смоленску за 2010 год в четыре раза увеличилось количество жалоб.

- А жалобы поступают преимущественно от местных фирм?

- Нет, не обязательно. Это же прозрачные и открытые торги: информация о проведении торгов размещается в Интернете, и в торгах участвуют хозяйствующие субъекты буквально со всей России, на мой взгляд, иногда не совсем добросовестные участники размещения заказа. Может быть, просто практикуются в подаче жалоб, хотят посмотреть, как прореагирует антимонопольное управление. К примеру, недавно к нам поступила вот какая жалоба. В Гагаринском районе проводится конкурс на закупку жилья для детей-сирот. И вдруг мурманская фирма обжалует результаты торгов. На мой взгляд, при чем они здесь, у них что, жилье в Смоленской области построенное есть? Я считаю, что они просто практикуются, злоупотребляют, так сказать, своим правом. Ведь, к сожалению, законодательство о размещении заказов, несмотря на многочисленные изменения, на сегодняшний день не совсем совершенное.

- На ваш взгляд, можно ли остановить поток "недобросовестных" жалобщиков?

- Федеральная антимонопольная служба предлагала как один из вариантов ввести госпошлину за подачу жалобы, как это делается в судах. Если твоя жалоба признается обоснованной, то эту пошлину должна будет возместить виновная сторона, а если необоснованной, то ты теряешь деньги. Если подобные изменения будут внесены в законодательство, то недобросовестных участников тендеров и закупок станет меньше. Но на сегодняшний день такой нормы нет, а у нас нет оснований не принять жалобу. Это огромные трудозатраты, но у нас нет другого выхода: мы должны действовать в соответствии с законом и нашим административным регламентом.

- Конкурсную документацию тоже можно составить по-разному, это ни для кого не секрет. Есть ли у вас соображения по поводу честности того, кто составляет конкурсы?

- Там, где неправильно была составлена документация, то есть не в соответствии с законом, или были нарушены процедуры размещения заказа, было выдано 84 предписания. Это говорит о том, что такие случаи в нашей практике есть. В отношении же должностных лиц мы возбудили 81 административное дело и наложили штрафы.

- Думаю, не открою для вас Америку, если скажу, что муниципальные начальники таят обиду на ваше управление. Например, часто говорится о том, что задержка с ремонтом некоторых дорог в Смоленске произошла из-за отмены крупного тендера, который проводился весной.

- До нас тоже доходят сведения о том, что городские власти недовольны действиями нашего органа. Они, в свою очередь, направляли несколько, мягко говоря, жалоб на наше управление в Федеральную антимонопольную службу, где пытались нас обвинить в предвзятом к ним отношении. Якобы мы пытаемся лоббировать интересы каких-то коммерческих структур, а органы власти не поддерживаем. По каждому такому обращению Федеральная антимонопольная служба проводила проверку, и нарушений в наших действиях не было установлено. Материалы данных проверок были направлены главе администрации города.

Доходит до нас и другая информация. О том, что когда власти отчитываются о выполнении плана подготовки к 1150-летию города, объясняя, почему не выполнены те или иные мероприятия, пишут: "отмена торгов смоленским УФАС". Мы проверили те улицы, которые не были отремонтированы и указаны в этой информации. На самом деле мы торги по этим улицам не отменяли, более того - даже жалоб не рассматривали. Это я вам заявляю авторитетно и с полной ответственностью.

- А как насчет торгов по проспекту Гагарина?

- Эти торги действительно были обжалованы. В первом случае мы выдали городской администрации предписание, чтобы были внесены изменения в аукционную документацию и отменены результаты протоколов. Там выполнили наше предписание, согласившись с выявленным нарушением, и провели торги повторно. Но и при проведении повторных торгов были также допущены нарушения. Нарушением, на наш взгляд, являлось то, что к участию в торгах была допущена Смоленская дорожно-строительная компания. Они обжаловали наше решение в суде. Смоленский арбитражный суд принял сторону городской администрации, решение апелляционной инстанции слово в слово повторило его решение. Мы, естественно, будем его обжаловать.

- В чем именно, на ваш взгляд, заключались нарушения?

- По закону о размещении заказа для участия компании в торгах требуется предоставить акт ввода в эксплуатацию, акт выполненных работ по объекту и разрешение органа местного самоуправления или органа власти на ввод этого объекта в эксплуатацию. Это основные документы, которые компания должна предоставить. Все это четко прописано в 94-м федеральном законе.

Эти требования обязательны, если торги проводятся на сумму, превышающую 50 миллионов рублей, а там речь шла о более чем 200 миллионах. И когда смоленская дорожно-строительная компания в составе своей заявки предоставляет только акт выполненных работ, но не предоставляет разрешение органа местного самоуправления, то есть один из двух необходимых документов, его допускают до участия в торгах и признают победителем. Суд же занял позицию, что в данном случае достаточно одного документа.

- В декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин в рамках "прямой линии" отметил, что в 94-м законе есть недостатки. А также заметил, что правительству и парламентариям следует подумать над разработкой новой редакции данного документа. Есть ли у вашего управления претензии или замечания по 94-му федеральному закону?

- Законотворческой деятельностью у нас занимается федеральная антимонопольная служба. Свои замечания по этому закону мы направили при предоставлении годового отчета. Будут они учтены или нет, посмотрим. Какие поправки будут внесены в проект закона, мы пока еще не знаем. Федеральная служба до нас такой информации не доводила. А то что ведется активная работа по внесению изменений, это однозначно.

- Какие именно предложения вы внесли?

- Введение пошлины за подачу жалобы. Также мы предлагали принимать жалобы только от реальных участников размещения заказа, а не от тех, которые хотят попрактиковаться в направлении нам жалоб. Тут ведь разные ситуации бывают. Участник размещения заказа подает заявку на участие, а когда торги состоялись и он проиграл, начинает жаловаться на саму документацию. Таким образом, складывается ситуация злоупотребления правом. Где же ты раньше был, почему раньше не жаловался? Нам кажется, что если участник дошел до процедуры торгов, то на документацию жаловаться права не имеет.

И еще один момент - более 60% жалоб поступают на муниципальных заказчиков. Переварить эти жалобы - колоссальный труд. Сроки у нас ограничены, всего пять дней. За это время наши сотрудники обязаны изготовить решение и предписание. В нашем управлении работает всего 25 человек, а госконтролем за госзакупками занимается и того меньше - всего трое. Поэтому мы предложили, чтобы жалобами на муниципальных заказчиков занимался субъект федерации. У них создано Главное контрольное управление, которое могло бы этим заняться. Это бы и повысило роль Главного контрольного управления, и разгрузило бы наших сотрудников. Ведь если поток жалоб будет так же увеличиваться с каждым годом, то мы просто физически с ним не справимся. Для примера: в 2007 году жалоб было 47, в 2008-м - 90, в 2009-м - 118, а в 2010-м - уже 292. Чувствуете существенный устойчивый рост? А в свете грядущих сокращений численности госслужащих просто не знаю, что мы делать будем.





МК Смоленск

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь