Злокачественная драма

http://www.gorodnews.ru - Добавил v.v. в категорию Здоровье

Три тысячи жителей Смоленской области ежегодно регистрируются с онкологическими заболеваниями. С октября эти люди не получают необходимые им дорогостоящие лекарства: в бюджете области просто нет на них денег. Более того, даже рецепты им уже не выписывают.



"Я прошу вас помочь мне и всем нам, - обратилась в "АиФ-Смоленск" жительница Печерска Светлана Галина. - Нас, онкологических больных, лишили жизненно необходимых препаратов. В октябре мой рецепт не отоварили, а в ноябре мне его даже не выписали. В месяц мне нужны две таблетки (по 22 тысячи рублей каждая) и укол за 17 тысяч рублей. У меня нет таких денег".

Рак молочной железы у Светланы обнаружили в 2002 году. Через несколько лет после этого диагноза ей поставили другой, не менее страшный - "рак костей". Такая последовательность болезней для женщин не редкость. Сейчас Светлане Галиной 49 лет. У нее вторая группа инвалидности, не работает одна рука. Без дорогостоящих уколов эта женщина просто не может ходить: у нее размягчаются кости.

"Я далеко не единственный человек с такой проблемой, - говорит Светлана. - Тяжело больные люди приезжают за рецептами и лекарствами из Смоленской области и не могут их получить. Многие плачут, не зная, куда обратиться и что делать. Мы жаловались в "Росздравнадзор" и в прокуратуру. Везде обещали помочь, но пока все без изменений".

"Я болею уже около десяти лет, - рассказывает женщина, пожелавшая остаться неизвестной. - Сначала был только рак груди, потом болезнь дала осложнение на кости. Мне долго не могли поставить правильный диагноз, говорили, что это просто остеохондроз... Сейчас у меня самая тяжелая, первая, группа инвалидности. Каждый месяц мне необходим обезболивающий укол за 80 тысяч рублей. Когда лекарство перестали выдавать бесплатно, дважды мне его из Москвы привозил сын моей подруги. Но ведь люди не могут помогать мне постоянно...".

Дождаться помощи "сверху" еще сложнее. "Если факт отказа в выписке лекарства был установлен, мы рекомендуем обращаться в суд, либо сами указываем на нарушение законодательства, - говорит Владимир Дятлов, начальник управления "Росздравнадзора" по Смоленской области. - Нужно выяснять, кто из вышестоящих лиц виноват в сложившейся ситуации. Пусть люди борются за свои права".

Помогут ли эти призывы тем, чей диагноз звучит как приговор? Да и как бороться, когда силы и здоровье на исходе? "Чтобы прийти куда-то и рассказать о своей беде чужим равнодушным людям, нужно иметь огромную силу воли, - говорит Светлана Галина. - Не каждый в такой ситуации справится со слезами. Для меня лекарства, может быть, и найдут, ведь я постоянно куда-то звоню, прошу, требую. А как быть всем остальным, тем, у кого не хватает сил бороться?".

Лекарства в Смоленской области выписывают только в онкодиспансере. Точнее, выписывали. "Мы заложники, - говорит заместитель главного врача по медицинской части онкологического клинического диспансера Светлана Шеко. - Причем заложники вдвойне. Мы обязаны выписать лекарство, потому что человеку оно показано. В то же время мы должны следовать приказу министерства здравоохранения: если препарата нет в аптеке, мы просто не имеем права выписать на него рецепт". Лекарств в аптеках нет, потому что на них элементарно не хватает средств. "В дорогих препаратах нуждаются сейчас более тысячи больных, - сообщает Владимир Соловьев, главный врач онкологического клинического диспансера. - Чтобы помочь им всем, объективно необходимо около 42 миллионов рублей на квартал, тогда как заявку утвердили на сумму почти в четыре раза меньше - всего на 11 миллионов. Мы выдали людям все препараты, на которые хватило денег, за один месяц. Они были рассчитаны на три месяца, но тогда их хватило бы далеко не всем".

Изменится ли ситуация в ближайшее время? Прогнозы не утешительные, а, скорее, пугающие. В 2008 году Смоленской области выделят лишь 13 миллионов рублей на квартал. Причем сумма эта рассчитана на всех льготников, а не только на онкологических больных...

"Реализация системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) действует с 2005 года, - объясняет исполняющий обязанности начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению Наталья Ширяева. - В этом году федеральным фондом обязательного медицинского страхования впервые был введен лимит финансирования ДЛО - 56 миллионов рублей на квартал. Тогда как на одну только онкологию в разные месяцы у нас уходило от 20 до 50 миллионов рублей. Один раз в квартал мы предоставляли в Министерство здравоохранения и в "Росздравнадзор" заявку с перечнем необходимых лекарственных препаратов. Все они исправно доставлялись на склад уполномоченного предприятия в Смоленске и оттуда поступали в аптеки. Однако за последние полтора месяца возросло количество онкобольных, которые нуждаются в дорогостоящих препаратах, таких как герцептин, паклитаксел и других. На складе аптечного предприятия их сейчас нет. Причина - несоответствие количества заявленных препаратов фактической потребности в них. То есть мы заказываем лекарства на квартал, рассчитывая на определенное количество больных, а за это время появляются новые. Тогда мы подаем дополнительную заявку, но ведь для ее рассмотрения требуется время. Кроме того, из-за введенного лимита деньги в конце первого полугодия закончились не только в Смоленской области, но и у всех остальных субъектов РФ. Внесение правок в закон - процесс длительный. Когда произойдут изменения, сказать трудно. Точно известно лишь то, что в 2008 году механизм финансирования полностью изменится. Федеральный центр делегировал полномочия субъекту (то есть Смоленской области), указав, что на обеспечение одного больного выделяется 417 рублей в месяц. Конечно же, этого мало. С вопросом, что нам делать в сложившейся ситуации, мы обратились в министерство здравоохранения. Нам ответили, что препарат герциптин, стоимость которого составляет 200 тысяч рублей в месяц, рассчитан на стационарных больных. Пациенты, нуждающиеся в нем, должны быть госпитализированы на дневной стационар. А лекарство нужно приобретать либо за счет тарифа на бесплатную медицинскую услугу, либо за счет средств областной целевой программы.

Мы намерены усилить контроль над целесообразностью назначения и адресностью получения дорогих лекарств. Также рассматривается вопрос о возможной замене дорогостоящих препаратов более дешевыми аналогами. Кроме того, на складе уполномоченного учреждения в Смоленске есть ряд невостребованных препаратов (инсулин и некоторые другие). Сейчас ведутся переговоры с поставщиком федерального уровня - фирмой "Северо-запад" - о замене этих лекарств на препараты для онкобольных".

"Решать проблему, разумеется, нужно на федеральном уровне, - говорит Владимир Соловьев. - Онкология - очень дорогая отрасль медицины, и областных средств, конечно, не хватит. В 2008 году ряд заболеваний, требующих дорогостоящих препаратов, был выделен в отдельную программу финансирования. Но онкологические заболевания в нее, к сожалению, не вошли. В 2009 году ситуация, скорее всего, изменится".

Что делать больным раком людям еще целый год? "Мы рекомендуем всем, кто нуждается в химиотерапии, повторно обратиться к врачу, чтобы им назначили те препараты, которые им подходят и которые есть в наличии, - говорит Наталья Ширяева. - Да, менее дорогие лекарства переносятся хуже, но у нас они есть. Поэтому нужно исходить из тех средств, которыми мы располагаем".

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь