Владимир Мальцев: «Преданность нужно доказывать не портретом на стене, а конкретными делами»

http://www.smolensk-i.ru - Добавил plaster в категорию Политика

Выбор первой персоны из новой команды, с которой мы решили познакомить читателей поближе, на Владимира Мальцева пал не случайно. За месяц работы нынешней администрации именно его решения и высказывания вызвали наибольший резонанс. Его побаиваются в коридорах власти. Его стиль работы у некоторых уже вызвал предсказуемую реакцию неприятия. Предсказуемую - потому что он явно отличается от существующего стереотипа чиновника. О том, как состоялось назначение, о планах и принципах работы в новой должности и совсем немного о личном - в интервью с вице-губернатором - руководителем Аппарата Администрации Смоленской области Владимиром Мальцевым.



- Владимир Анатольевич, не буду лукавить, Ваше назначение удивило многих. Во-первых, Вы человек из «старой» команды, а Сергей Антуфьев заявлял свое намерение максимально сменить состав. Во-вторых, Ваша прежняя работа больше соответствовала роли «рабочей лошадки», тянущей воз на втором плане. Предложение Антуфьева вывело Вас на авансцену. Теперь фамилия Мальцев не только в коридорах власти, но и за их пределами звучит чаще, чем фамилии некоторых других заместителей губернатора. Как Вы объясняете то, что новый губернатор не только позвал Вас к себе в команду, но позвал на должность, подразумевающую весьма сильные позиции.

- С Сергеем Владимировичем мы познакомились достаточно давно: еще когда он возглавлял областную Думу, а я был заместителем директора ТСОО «Племзавод «Маньково». Он неоднократно приезжал на мотокросс, а мы выступали спонсорами этого мероприятия. Но тогда наши встречи носили эпизодический характер. Деловые же контакты начались, когда наш племзавод стал участником федеральной программы по переселению граждан. Причем, вышли мы на федеральные деньги сами, без помощи областной администрации. Получив возможность расширения производства сельхозпродукции за счет привлечения новых специалистов (мы тогда приняли 153 семьи), решили открыть свои магазины в Смоленске. И обратились за поддержкой в областную администрацию. Сергей Владимирович, занимавший тогда пост первого заместителя губернатора, поддержал наши начинания. Тесные же деловые контакты у нас сложились, когда он работал депутатом Государственной Думы, а я входил в состав экспертного Совета Госдумы по экономике, инвестициям и развитию предпринимательства. Сергей Владимирович всегда поддерживал инициативы областной администрации. В частности - наши обращения к председателю Госдумы Борису Грызлову по алкогольной реформе, по закону о приватизации государственного и муниципального имущества для частных предпринимателей, по игорному бизнесу. Ведь прежде, чем вышел областной закон по игорному бизнесу, мы вносили предложение в Государственную Думу, и, принимая наш закон, мы хоть и шли в противоречие с федеральным, но уже знали, что в Государственной Думе есть готовность принять соответствующий документ. Cловом, в лице Сергея Владимировича Антуфьева мы всегда находили понимание и поддержку.

- То есть, Вы начали плотно контактировать с Антуфьевым в период его работы в Государственной Думе?

- Да, но мы встречались и за рамками рабочих моментов: играли в большой теннис. Кстати, мало кто знает - Сергей Владимирович очень хорошо играет, он достойный соперник. (Улыбается). Игры у нас проходят на равных. В общем, можно сказать, что у нас давние теплые отношения. Правда внеслужебные контакты мы никогда не афишировали, может поэтому для многих мое назначение стало полной неожиданностью.

- Насколько мне известно, довольно много людей утверждают, что у них с Сергеем Владимировичем теплые неформальные отношения. Некоторые из них рассчитывали на получение места в новой администрации, но получили лишь разочарование...

- Сергей Владимирович всегда умел отделять работу от личных отношений. Поэтому, как мне представляется, какие-то обиды здесь неуместны, хотя могу сказать, что звонки с просьбами были. Кстати, в моем случае сыграли роль вовсе не наши личные отношения.

- Как Вы получили предложение?

- Если помните, смена власти произошла довольно быстро. В тот период я занимался подготовкой к ежегодной выставке регионов ЦФО, которая проводилась в Москве. Областная администрация тогда уже работала в каком-то «выжидательном» режиме, а по большому счету - вовсе не работала. Тогда уже шли разговоры о смене власти, о новом губернаторе, и до этой выставки никому не было дела, кроме департамента по экономике. Очень тяжело было собирать заседания, получать материалы, информацию, но я выполнил свою задачу и выставку подготовил. Когда мне позвонил Сергей Владимирович, я уже два дня находился в Москве. Он сообщил, что его кандидатура была представлена депутатам областной Думы, и поинтересовался, где я нахожусь. Я сказал, что я на выставке, и мне - начальнику управления - предстоит представлять область, поскольку заместители губернатора это мероприятие проигнорировали. Тогда Сергей Владимирович, несмотря на всю чехарду, которая тогда происходила, ночью выехал в Москву и уже рано утром появился на ВДНХ. Я за 2-2,5 часа все ему показал, рассказал, потом уже появились Полтавченко и другие губернаторы. И хотя на тот момент Антуфьев был еще исполняющим обязанности, все же наша область была представлена первым лицом, и краснеть не пришлось. Мы провели презентацию области, а потом, через два или три дня после возвращения в Смоленск, он пригласил меня к себе.

- Я слышала, что обсуждалось несколько вариантов того, в какой должности Вы будете работать в новой команде.

- Да, первоначально мне было предложено возглавить экономическое направление. Я взвесил все «за» и «против» и отказался. Я 5 лет проработал в области на этом направлении, я был «в теме»... Чтобы было понятно, все эти годы мне приходилось работать в условиях какого-то чудовищного эксперимента. За это время сменилось 8 руководителей департамента, два заместителя губернатора по экономике. Были среди них люди умные, но были и, извините за выражение, «клоуны». Это был бесконечный эксперимент над людьми и над экономикой Смоленской области. И я, вольно или невольно, должен был в нем участвовать. Правда, наше управление торговли и малого бизнеса всегда работало, мы не потеряли ни одного человека, а со временем нам добавили еще и лицензирование. Если слышали, тогда лицензирование алкоголя из районов было передано области, потому что «одного Мальцева легче контролировать», чем 25 районов. Кстати, единственный, кто тогда поддержал эту мою идею, был губернатор Маслов, все его заместители были против. Но при поддержке Виктора Николаевича мы смогли поставить весьма коррупционный процесс лицензирования под контроль. Хочу сказать, что у Виктора Николаевича здравые инициативы всегда находили поддержку. Только не всегда, видимо, их в должной форме до него доносили. А достучаться до него самого было тяжело, а последнее время - практически невозможно. Если вначале наши встречи по острым вопросам носили периодический характер, то последние три года я к нему не смог ни разу попасть. Тогда уже стало понятно, что на экономике поставлен крест. Последняя попытка реанимировать это направление, предпринятая Долговым, к сожалению, ни к чему не привела, потому что требовались радикальные меры по перестройке всей структуры, но на это никто не пошел.

- А почему Вы не захотели сейчас возглавить экономическое направление?

- Я посчитал, что здесь нужен абсолютно новый человек, который сможет оценить все свежим взглядом. Это как в ситуации, когда человек живет в старом доме и понимает, что квартира его уже не устраивает, что надо менять трубы, делать ремонт. В один прекрасный день он меняет трубы, клеит обои, а квартира ему по-прежнему не нравится. А если бы он пригласил дизайнера, и тот посмотрел свежим взглядом, квартира бы заиграла по-новому. Поэтому я считаю, что возглавить экономику области должен абсолютно новый человек, который не «варился» в том котле. А что касается моего опыта, моих взглядов на процессы, они пригодятся, я всегда свое мнение готов высказать. Сергей Владимирович делает ставку на командную работу.

- А разве в коридорах власти командный дух возможен? Мне казалось, что здесь большей частью царят интриги, подозрительность, желание подставить коллеге подножку...

- Здесь все зависит от того, какую тональность задаст первое лицо. На сегодняшний день слово «я» пресекается. Говорится: «мы». В некоторой степени Вы верно подметили: в прежней администрации команды не было. Новый же губернатор настроен создать именно команду. Мы сейчас возродили заседания Администрации, у нас уже (пока вне рамок регламента, неформально) прошло два таких заседания. В будущем планируем приглашать глав районов, заслушивать их. Так или иначе, все сферы взаимосвязаны, поэтому совместные совещания необходимы. В прошлой администрации такого не было. И я думаю, Виктор Николаевич правильно сказал, когда уходил с поста губернатора, что весь менеджмент высшего звена тоже должен уйти.

- Интересен Ваш прогноз: портреты Антуфьева появятся в кабинетах чиновников на месте портретов прежнего губернатора?

- На самом деле, у меня уже спрашивали, где можно заказать фото нового губернатора, чтобы повесить на стену. Я говорю: люди, опомнитесь! Я пять лет проработал в той администрации, и нормально работал без портрета губернатора, у меня только фотография Собора висела. Преданность нужно доказывать не портретом на стене, а конкретными делами. Когда ты четко выполняешь установки, которые дал губернатор, несешь за сделанное ответственность и имеешь конкретный результат.

- Владимир Анатольевич, а Вы знаете, что Вас многие боятся? Не только чиновники. Даже некоторые мои коллеги по цеху Ваше кураторство восприняли с настороженностью.

- Я даже могу сказать, почему, как Вы говорите, меня боятся некоторые чиновники. Им со мной тяжело разговаривать, потому что каждый вопрос, который я задаю, требует конкретного ответа - что сделано, чтобы был результат. Больше всего огорчает отсутствие инициативы, умения и смелости принимать решения определенного уровня и отвечать за них. Я намеренно сейчас не беру себе заместителя. Я сразу сказал: пока не изучу работу каждого управления, каждого отдела, каждого сотрудника, я не возьму себе зама. Я его возьму тогда, когда сам буду четко знать, как в администрации функционирует каждый «винтик». Мой принцип таков: давать самостоятельность и требовать отчета. Это, видимо, не всем нравится. А что касается Ваших коллег, это совершенно зря. Те, кто ко мне обращается за интервью, за комментариями, никогда не получали отказа. Если Вы помните, я один из немногих, кто никогда не отказывал прессе в комментариях по самым острым и неудобным вопросам.

- Есть ли основания для утверждений, что функции распоряжения землей вернут городской администрации?

- Я думаю, губернатор еще раз эту проблему подробно обсудит с мэром, и будет выработан определенный алгоритм действий. Но понимание того, что это нужно делать, есть. Ведь, что сейчас получается? Человек приходит оформлять землю в область, оттуда его отправляют в город, потом - опять в область. В результате он платит вдвое больше денег и тратит вдвое больше времени. Вот к чему привела эта реформа. Это имеет мало общего с эффективным управлением землей. Поэтому, этот вопрос надо решать сообща. Сейчас мэр, кстати, присутствует на всех наших заседаниях, то есть видно, что появилось желание работать. И в настоящий момент у губернатора с мэром ведется конструктивный диалог, как и у нас идет нормальный диалог по различным вопросам с заместителями мэра. Понятно одно: Смоленск, или в виду противостояния города и области, или в силу других причин, как областной центр забыт. Но ведь это лицо наше! Любой, кто приезжает в область получает о ней представление, прежде всего, по городу Смоленску.

- Возвращаясь к вопросу о Вашем кураторстве прессы. Вы сделали довольно громкое заявление о том, что теперь работа прессы с чиновниками будет выстраиваться по-новому. Что означает «по-новому»?

- Я просто хочу дать возможность вам - профессионалам - работать. Ведь что я сказал? Что должен быть контакт прессы с чиновниками, и этого не надо бояться. Чиновники почему-то боятся говорить о своих делах. Вы видели увлеченных своим делом людей? Бизнесмены, например, часами на одном дыхании могут говорить о своем производстве. В администрацию к чиновнику приходишь - он ничего не может сказать о своей работе. Это же нонсенс! Он боится сказать о своей работе! Он что, в ней ничего не понимает? А для чего он тогда здесь сидит? Поэтому, заявление мое сводилось к одному: мы рассчитываем на активное общение журналистов с чиновниками.

- Недавно было принято решение о запрете перевода земель сельхозназначения в другие категории. Совещание с главами было закрытым от прессы. Почему? Как это корреспондируется с Вашим заявлением об открытости?

- Мы думали, приглашать ли туда прессу. Потом решили, что вопрос слишком острый и болезненный. Может быть, по отношению к главам это было бы некорректно.

- То есть, закрытым заседанием вы решили защитить репутацию глав? Вряд ли это возможно. Там, где главы, потворствуя скупке земель, действуют в интересах определенных структур, это известно всем. К примеру, в одном из районов, насколько я знаю, произошел вообще вопиющий случай: скупка паев коммерсантами была организована прямо в здании администрации! Из подобных случаев тайну все равно не сделаешь, так стоило ли засекречивать совещание?

- Может, Вы и правы. Во всяком случае, сейчас создается рабочая группа по подготовке пакета законов о земельных отношениях, и эти вопросы будут решены, иначе нам скоро негде будет заниматься сельским хозяйством.

- Владимир Анатольевич, теперь, если позволите, пара личных вопросов. Насколько я слышала, Вы не курите, совсем не употребляете спиртного. Как расслабляетесь?

- (Улыбается). Идеальная характеристика до Вас дошла. Нет, на самом деле спиртное я употребляю, ничто человеческое мне не чуждо. По жизни я человек веселый, люблю петь, танцевать, могу выпить в кругу друзей. Но я не люблю участвовать в «корпоративках» и под любым предлогом стараюсь их избежать.

- А как со спортом?

- Я всегда вел спортивный образ жизни. Я и сейчас регулярно два раза в неделю плаваю в бассейне - это обязательная программа. Кроме того, я играю в футбол, волейбол, настольный теннис, большой теннис.

- А регулярно только плавание?

- Да. Еще по выходным бегаю. Я, кстати, до сих пор сажусь на шпагат, только размяться надо, - с этими словами Мальцев демонстрирует завидную растяжку (не шпагат, правда).

- Откуда такая растяжка? - ноток зависти в вопросе избежать не удалось.

- Я в молодости занимался карате, и даже был чемпионом области в своей весовой категории. А потом служба в спецназе погранвойск научила меня быть гибким, сильным, волевым. По жизни стараюсь «держать марку».



Светлана САВЕНОК

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь