Виктор Михненков: "На компромиссы с совестью не иду"

http://www.rabochy-put.ru - Добавил vodovo в категорию Pазное

«Я неудобный для чиновников человек, - говорит о себе Виктор Михненков. – На компромиссы с совестью идти не привык …» Парадоксально, но Виктор Михайлович не единожды оказывался во власти – возглавлял управление культуры, Комитет по культуре администрации Смоленской области. И всегда, при любых обстоятельствах старался придерживаться справедливости, ломал стереотипы, фонтанировал идеями!

В одну реку дважды войти невозможно. Похоже, Михненкову удалось опровергнуть и это утверждение. 15 лет (с 1983-го по 1998 год) он руководил областной филармонией, а сегодня является заместителем директора главного музыкального очага региона.

В это трудно поверить, но 25 марта Виктор Михненков отметит 70-летний юбилей…

- Не так давно вас наградили крестом «За увековечение памяти Отечественной войны 1812 года» за организацию мероприятий, посвященных 200-летию победы России в войне с Наполеоном и проведение военно-исторических фестивалей «Сражение при Лубино»…

- История реконструкций восходит к 2003 году, когда фонд «Примирение» и возглавляемое мной управление культуры решили взяться за реализацию этой идеи, ощутить свою причастность к величайшей странице в истории Смоленска. Два года разворачивали баталии у башни Орел, а затем с президентом фонда «Примирение» Игорем Ясинским «замахнулись» на Валутину гору. Ясинский нашел подлинное место знаменитого сражения. Достоверный факт: 7 августа русские практически выиграли битву при Лубино! У нас даже слоган родился: «А быть могло ль Бородино, коль не было бы Лубино?» По предложению главы Кардымовского района Олега Иванова перешли на Лубинское поле, и реконструкция заиграла яркими красками. Смоляне оценили наш труд по достоинству. Говорят, что по многим позициям мы превзошли Бородино.

Если бы не инициатива фонда «Примирение» (я являюсь председателем попечительского совета фонда), активная помощь губернатора Алексея Островского и начальника УФСБ по Смоленской области Олега Коноплева, Смоленску нечем было бы отмечать 200-летие победы в войне с Наполеоном. В этом году фонд снова займется организацией реконструкции событий 1812 года, которая состоится 10 августа.

Несколько лет назад я сформировал концепцию торжественных мероприятий, приуроченных к 1150-летию города. Предложил разбить историю Смоленска на периоды и посвятить каждому историческому этапу день. Рассказать о начале начал – моменте основания Смоленска, Мономахове периоде (внук Владимира Мономаха княжил в Смоленске в 11257-1159 годах), героической обороне города во времена Смуты, событиях 1812 года и Великой Отечественной войне. Чтобы смоляне почувствовали: мы празднуем юбилей одного из древнейших городов России! Жаль, что мою идею проигнорировали.

Меня всегда удивляло: почему, когда праздновали 400-летие окончания Смуты, обошли стороной 20-месячную оборону Смоленска 1609-1611 годов? Российскую государственность спасло мужество смолян!

- Вы руководили Смоленской областной филармонией с 1983 по 1998 год, стояли у истоков I Всесоюзного конкурса «Голоса России». Что мешает его возродить?

- Идея создания конкурса принадлежит редактору Всесоюзного радио Виктору Ильюшину. Моя заслуга невелика: на одном из совещаний в Министерстве культуры я предложил провести «Голоса России» в Смоленске. Пошел на хитрость - посоветовал москвичам не озвучивать цену вопроса на встрече с руководством области: «Деньги и так найдутся. Главное, не спугнуть чиновника». В результате о Смоленске заговорила вся Россия, общественный резонанс окупил все затраты! Звание лауреата первых двух конкурсов «Голоса России» считается одним из статусных, высоких званий исполнителей народной песни. Скажу честно: «Голоса России» еще живы, да уж не те. Сегодня их проводит областной Центр народного творчества, и мероприятие с заоблачных вершин съехало на провинциальный уровень.

Вряд ли я могу быть организатором конкурса «Голоса России», но идей для восстановления его статуса у меня предостаточно.

- Когда Людмила Зыкина возглавила Академию культуры России, вы стали единственным региональным представителем в президиуме Академии…

- С Людмилой Георгиевной у меня сложились замечательные отношения. Уникальный человек, широкой души! Зыкина помогала всем, участвовала в судьбе многих людей. При ее жизни мы реализовали ряд интересных проектов, у которых была одна цель - не забывать свои корни, историю и культуру. Достаточно вспомнить нашу совместную идею - «Поезда памяти». В проекте участвовали всего четыре города – Москва, Минск, Смоленск и Брест. Наши поезда дошли до Берлина!

Зыкина спасла от уничтожения многие национальные коллективы. Я был в числе руководителей нескольких филармоний, которые приглашали терпящий бедствие хор имени Пятницкого на гастроли, давал артистам заработать. Люди не забывают добро… Концерт хора им. Пятницкого стоит минимум 250 тысяч рублей. Только благодаря добрым отношениям нам удалось снизить цену до 150 тысяч, и гордость России украсила своим выступлением юбилейную Глинковскую декаду!

Интересные вещи происходят в Смоленске... На проведение 50-летнего юбилея старейшего в России фестиваля имени М.И. Глинки администрация области выделяет из бюджета 100 тысяч рублей, Министерство культуры РФ - 200 тысяч. Извините! Если мы хотим видеть на сцене звезд мирового уровня - Михаила Плетнева, Владимира Минина, Дмитрия Хворостовского, как можно предлагать мировым звездам смешной гонорар?! В то же время в прошлом году область выделяет на День работника культуры 400 тысяч рублей. На один день! Мыслимо ли это?..

- Когда культуре жилось проще – при Советской власти, или сегодня?

- У каждого времени свои плюсы и минусы. При Советах человека зажимали тисками жесткой политической линии: «Бурундук – птичка, никаких зверьков!» Однако соцопросы показывают, что сегодня многие россияне ностальгируют по СССР. Я тоже почему-то не сжег свой партийный билет – членом КПРФ стал в девятнадцать лет, когда работал инструментальщиком на заводе. Парадоксально, но факт: из нашей жизни ушла идеология, и это губит общество. Идеология должна быть, совершенно неважно, какая. В последние годы начали говорить о так называемой «национальной идее», но эта идея до сих пор не сформулирована. Без четких формулировок любое понятие аморфно и не жизнеспособно. И культура, освобожденная от идеологических струбцин, пострадала в первую очередь. Она переживает катастрофу. Школа убита чудовищным экспериментом – ЕГЭ, люди перестали читать, заменив книги информацией из мировой помойки, именуемой Интернет. Интернет как раз и задумывался как идеологическое оружие для разрушения России изнутри! Создано общество потребления, не имеющее абсолютно никакого отношения к вещам, которые делают человека человеком и патриотом.

Страшный период, но еще не все потеряно. Главное – сохранить государство, и именно поэтому я изменил свое отношение к Путину. Его привел к власти Ельцин, нанесший России огромный вред. Но Путин – самостоятельно мыслящая личность. Он не призывает в друзья канцлера ФРГ или президента США и всех называет партнерами. Чтобы выжить, России нужна сильная рука - «чувство царя» генетически заложено в русском человеке. Разговоры о демократии – демагогия и глупость. Зачем бизнесмену вкладывать огромные деньги в депутатский мандат? Чтобы заботиться о нас с вами? Черта с два! Решить свои проблемы и бюджетный пирог распилить. Что мы сегодня и наблюдаем в Смоленске в связи с предстоящим празднованием юбилея города.

-Говорят, что так плохо с культурой, как сейчас, в Смоленске никогда не было. Руководителей творческих структур меняют, как перчатки, намереваются реструктуризировать Институт искусств. Время от времени возникают совершенно дикие «революционные» предложения: например, закрыть музыкальное училище за «нерентабельностью».

- Для многих чиновников я – неудобный человек. Что думаю, то и говорю. В глаза. В разговоре с коммунистом, господином Кузнецовым, когда речь зашла о коллизиях, связанных с заменой руководителя филармонии, я сказал: «Власть не должна попирать элементарные юридические, общественные и нравственные законы. Руководитель – такой же человек и гражданин».

В этом году объявили, что работникам культуры осенью повысят зарплату на 30 процентов. Чтобы поднять зарплату на треть, исключив вливания из федерального и областного бюджетов, треть специалистов придется сократить! А изношенная до предела материальная база? Зал имени П.И. Чайковского меняет инструменты минимум раз в десять лет. В концертном зале имени М.И. Глинки нет концертного рояля, отвечающего запросам известных музыкантов! Старым роялям четверть века, они уже давно отслужили отпущенный срок. Именно поэтому у нас нет возможности приглашать выдающихся пианистов современности, они отказываются играть на разбитых, дребезжащих инструментах! В прошлом году пошли на крайнюю меру, перенесли белый рояль из музыкальной гостиной на сцену. В противном случае пианист Константин Лившиц не смог бы исполнить свою программу.

Нет, мы ни копейки не хотим вложить в культуру! Вы думаете, что культура будет и дальше жить за счет энтузиазма? В энтузиазме только дети рождаются.

- Вы были знакомы со многими знаменитостями – Федосеевым, Хворостовским. В биографическом «чемоданчике» Виктора Михайловича наверняка найдутся интересные истории!

- В 1983 году меня назначили директором филармонии. Я знал, что мне предстоит серьезный экзамен: провести на высоте самое главное культурное событие года – фестиваль имени М.И. Глинки. Поехал в Москву, на Качалова, 24, к руководителю Большого симфонического оркестра Владимиру Федосееву. В перерыве между репетициями предложил Владимиру Ивановичу принять участие в Глинковской декаде 25 или 26 мая. Федосеев посмотрел в календарь, да и говорит директору оркестра: «Слева Европа, справа Япония. Посередине – «окошко». Обведите красным, едем в Смоленск!» Визит БСО на фестиваль вызвал шок, чиновники сидели с открытыми ртами: «В такой успех невозможно поверить!»

С Хворостовским другая история вышла. После концерта на Глинковском фестивале повезли Дмитрия Александровича в Новоспасское. Ельнинцы – народ хлебосольный, встретили дорогого гостя ухой с шашлыками, ледяной водочкой и вином. Произнесли первый тост. Хворостовский не пьет! «Дмитрий Александрович, как же без вас?» – «Мне бы пивка. Я только этот напиток пью». А пива на столе нет! У меня привычка была брать с собой кейс, куда я складывал «джентльменский набор», всякую полезную мелочь - штопор, стаканчики... Что-то мне подсказало бросить в кейс пару банок пива. Открываю, ставлю их перед Хворостовским. То-то он удивился!

Ребята стали просить Хворостовского спеть, поставили его в неловкую ситуацию - исполнитель мирового уровня не будет петь за столом! Принял огонь на себя, запел. Потом Хворостовский поинтересовался, где я учился пению. «Возле вас, великих!» Он рассмеялся. Доверительные моменты прокладывают дорожку наверх, только через личные контакты рождается многолетняя дружба. Великий артист не откажет человеку, оказавшему ему поддержку в трудной ситуации. Дозвониться до Хворостовского невозможно. А я – звоню!

У меня есть фотография: в моем служебном кабинете сидит Святослав Бэлза, создатель «Новой оперы» Владимир Колобов и Светлана Кричко, импресарио Хворостовского. Вспомнили про день рождения Дмитрия Александровича, звоним певцу в Лондон (Хворостовский переехал в столицу Англии по личным мотивам – во время гастролей его квартиру в Подмосковье обворовали… трижды). «Сижу один, пью пиво. Спасибо!» - «Если снова захотите пива, приезжайте в Смоленск!».

- Если бы у вас была возможность прожить жизнь заново, вы бы выбрали сферу культуры, или пошли другим путем?

- Признаюсь честно, вначале я боялся культуры - эта сфера накладывает на руководителя большую ответственность. Однажды даже посвятил коллеге четверостишие, которое вполне могу адресовать себе: «Много было предложений, от рождения не гений. То ли спьяну, то ли сдуру, но подался я в культуру»...

Другой судьбы не хочу. У меня чертовски интересная судьба! А еще горжусь тем, что за годы работы в филармонии, в администрации города и области меня уважали за справедливость. Я бы хотел прожить вторую жизнь в культуре, но с более высокой зарплатой!



Анастасия Петракова

Рабочий путь

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь