Смоленский поэт и художник Эдуард Кулемин современный продолжатель дела русских футуристов начала прошлого века
http://www.gorodnews.ru - Добавил alla 5775 дней назад в категорию Культура
Подпольный авангард
"Художник, поэт, автор социокультурных мультимедийных проектов, участник ряда поэтических акций" - так пишут о Кулемине в интернете. Действительно, Эдуард известен многим виртуальным изданиям далеко за пределами нашего города. "Осознанно писать стихи я начал, как и многие, в подростковом возрасте. Можно сказать, что это было время творческого поиска. В конце восьмидесятых я участвовал в выставках группы художников и поэтов авангардного клуба КЭПНОС. Чуть позже был проект "акции-Я", который объехал с моими работами большую часть Европы - Украину, Латвию и Германию. Для советского зрителя наши концептуальные произведения были своеобразным шоком: до этого они никогда такого не видели, а для европейцев - открытием нового русского направления искусства, - вспоминает Эдуард. - Моя персональная авангардная выставка состоялась двадцать лет назад".
Сейчас на счету художника и поэта Кулемина насчитываются десятки различных выставок и проектов с географией от Норвегии до США. В эти дни выставка Кулемина идет в Екатеринбурге. Персональная экспозиция под названием "Иллюминатор" необычна тем, что размещена не в выставочном зале, а в аэропорту "Кольцево". Все работы сделаны в форме "рондо" (круга) подобного самолетным иллюминаторам. Поэтому у зрителя складывается ощущение, что он находится в самолете, только за бортом вместо привычных облаков висят концептуальные произведения. Вот такой полет в мир авангардного искусства.
И картина, и стихотворение
В отличие от классических картин и литературы, известных всем еще со школьной скамьи, концептуализм сложное и в то же время абсурдное направление. Автор создает свою новую концепцию мира. Зачастую зритель инсталляций или перформанса становится участником творческого процесса на уровне с создателем композиции.
"Современное искусство объединяет в себе сразу несколько направлений одновременно, - поясняет Кулемин. - Произведение может быть и картиной, и стихотворением, и скульптурой одновременно. А своеобразной отмычкой для открытия художественной идеи будет сам зритель или слушатель".
Одно из основных направлений деятельности Эдуарда - это визуальная поэзия. В сущности, это стихи, которые необходимо не только слышать, но и видеть. Композиция сочетает в себе и картину, и текст. Порой на создание очередного произведения уходят недели кропотливой работы, а иногда достаточно и нескольких минут.
"Концептуализм тем и интересен, что главное в искусстве - это идея автора, а произведением в его руках может стать любой случайный предмет. Иногда достаточно нескольких нажатий клавишей на компьютерной клавиатуре, чтобы получилась интересная картина. Визуальная поэзия - один из оптимальных видов самовыражения в эпоху экспансии информационно-знаковых систем. В конце концов, важны не инструменты и методы самовыражения, важен конечный арт-продукт, его смысловая и эмоциональная насыщенность. Можно сказать, что для моих произведений подходят термины: абсурд, парадокс, противоречие".
В последнее время интерес к новому искусству растет с каждым годом. "Конечно, воспринимать нетрадиционные выставки намного сложнее людям, воспитанным на соцреализме, - продолжает поэт, - но со временем к этому виду искусства интерес постепенно возрастает".
"Сворачивай!"
Пожалуй, один из самых интересных и оригинальных проектов смоленского эксперименталиста - это композиция "Сворачивай!".
"Этот проект демонстрировался на выставке "Арсенал-06" в Нижнем Новгороде два года назад. Жанр произведения я определил, как видеоинсталляция, - рассказывает автор проекта. - Принцип идеи ее следующий. На экране телевизора видны руки, разворачивающие бумажный рулон, на котором изображена постоянно повторяющаяся надпись "Ничего не происходит". В определенный момент раздается громкий вопль в рупор: "Сво-ра-чи-вай!", и невидимый зрителю соучастник действия начинает сворачивать рулон. Так происходит несколько раз".
Принцип разгадки концептуального проекта прост. Надпись "Ничего не происходит" иллюстрирует, с точки зрения автора, бесполезность художественного жеста и формы. Голословные утверждения и рассуждения об идее произведения - частый признак искусства ХХ века. Комментарии искусствоведов зачастую интереснее комментируемого. А в абсурдной работе Кулемина просто и честно написано: "Ничего не происходит". Это и есть полное заблуждение современных направлений.
"Прирученное сердце" - это серия фотографий ладони поэта, на которой написано английское слово heart (сердце). Эдуард загибал пальцы и заслонял по одной букве слова. Так heart превращалось в heat (тепло, жара, пыл), hear (слышать), eat (есть), ear (ухо). Такой аннаграматический фокус может проделать любой желающий.
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках
Добавить комментарий