Андрей, Эльвира и Хелси

http://www.smolgazeta.ru - Добавил dantist в категорию Pазное

Андрей Концов занимается резьбой по дереву, неоднократно становился лауреатом конкурсов «Смоленское подворье», «Смоленский сувенир». Недавно с женой Эльвирой они вернулись из Дюссельдорфа (Германия), где проходила ежегодная международная выставка, посвящённая интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Андрей проводил там мастер-класс.



Волоколамский центр реабилитации слепых подарил организаторам выставки деревянную скульптуру Буратино, а этот герой был как бы талисманом центра, и теперь Андрей получил заказ – создать нового Буратино. Над этим и работает. Голова уже есть. «И что сказала голова?» – спросила я. «Делай руки и ноги!» – смеётся в ответ Андрей.



Отчаяние не передать словами



Мужественный человек этот Андрей Концов! Сейчас ему 46 лет. И всё в жизни было нормально, то есть он видел. Но в 1988 году служил срочную службу в Тирасполе, в Молдавии. Ещё был Советский Союз, но националисты уже начали поднимать голову, казарма была обстреляна, осколок стекла попал в глаз. Положили в госпиталь, сделали операцию, всё вроде шло нормально. Но в 2005 году стало катастрофически падать зрение. Год он лежал в разных больницах, врачи пытались приостановить процесс, но ничего не помогло. В 2007 году он ослеп.



– Отчаяние не передать словами! – вспоминает Андрей, которого и до этого судьба не очень баловала. С первой женой разошлись, сына с одиннадцати лет он воспитывал один.



– Я не знал, как жить дальше, не выходил из дома, – продолжает Андрей. – Да, родные, сын – все меня поддерживали, но их слова только раздражали. Смысла в жизни не видел. В 2007 году попал в реабилитационный центр для слепых, который находится в Волоколамске. Отнёсся к этому скептически. Но был потрясён до глубины души, что такие же незрячие люди поют, танцуют, осваивают компьютер, занимаются резьбой по дереву, шьют, вышивают, живут полноценной жизнью и не только не отчаиваются, а ещё и других поддерживают. Много в центре было военнослужащих, потерявших зрение в Абхазии, Чечне. И Андрей понял: жить нужно, и можно найти себя!



Сам смогу!



Стал Андрей откладывать с пенсии по инвалидности деньги на компьютер. А когда купил, то никого не просил обучить на нём работать. «Сам смогу», – решил. Приобрёл специальную говорящую программу и кассеты, на которых было расписано поэтапное освоение компьютера. Нелегко далось, но за два месяца сумел – и открылся новый мир общения. Овладел GPS-навигацией, которая стоит у него в сотовом. Закладывает определённую программу и свободно выходит на улицу. И не только в Смоленске, но и в другие города ездит, и его дружок-навигатор помогает находить нужные места. А когда появился Хелси, жизнь коренным образом изменилась: он приобрёл такого верного друга, которого, может быть, никогда в жизни не было.



Собака-поводырь



Хелси – это чёрный лабрадор, точь-в-точь как у президента Владимира Путина. Возможно, они родственники, потому что завезено этой породы не так много, и по какой-нибудь линии они вполне могут оказаться одной родословной. В посёлке Купавна Московской области есть питомник собак-проводников, он обратился туда, в анкете не указывал, какую породу хочет, просто написал: любую, лишь бы настоящего проводника.



– Может, потому что я не выбирал, мне досталось такое чудо, – говорит Андрей. – Пять лет он у меня, а всего ему шесть, год в питомнике его тренировали. Доброты необыкновенной, знаток своего дела. Например, идём в магазин. Вот как он узнаёт, что это магазин, – не знаю. Но он останавливается, а я ему говорю, что не в этот. Тогда Хелси опять ведёт меня и останавливается уже около другого.



Три раза Андрей с Хелси ездили на соревнования. В 2010 году Хелси получил бронзовую медаль на Всероссийском чемпионате собак-проводников. Отдыхали они со второй женой Эльвирой в посёлке Дедеркой под Туапсе, ездили в Тулу, Москву, и Хелси никогда не подвёл, без него как без рук. В Подольске проходит Кубок интеллектуального современного искусства – проводит ВОС. Со всей России съезжаются команды. Сборная, в которой выступали Андрей и Эльвира, состояла из смолян и волоколамцев. Хелси была членом команды. Она танцевала и проводила мастер-класс как собака-поводырь. Ей даже песню посвятили и сняли клип – называется «Про Хелси».



– Она никогда не мешает, – продолжает рассказ о своей любимице Андрей. – Вот мы, например, спим, пока «доброе утро» друг другу не сказали, она не подойдёт. А когда сказали, то и она бежит – лизнуть, сказать своё «доброе утро».



Хелси получает зарплату как собака-поводырь. Только небольшую – 17 тысяч рублей в год. Раньше было десять тысяч. Как на эти деньги её прокормить, как побаловать за добросовестное служение? Но Андрей и Эльвира находят возможность, хотя не перекармливают – нельзя, собака должна быть в форме. Что любит? Сухие корма, салаты. Себе делают зелёные салаты и Хелси, особенно она любит болгарский перец.

С женой познакомились на реабилитации



Эльвира и Андрей вместе четвёртый год. Познакомились в Волоколамске, в центре реабилитации слепых. Эльвира немного видит, у неё вторая группа инвалидности по зрению, закончила факультет педагогики и психологии СмолГУ, она тоже проходила реабилитацию и училась вязанию, а Андрей выбрал обучение резьбе по дереву. Сначала он даже не представлял, что сможет.



– Там начинают обучать с изготовления деревянных ложек, – говорит Андрей. – И я понял: смогу! Заказал набор стамесок, ножей – комплект инструмента для резьбы по дереву. Стамески, ножи откованы, их надо было затачивать. Заточный станок стоит баснословно дорого, отдавать на заточку тоже дорого. Я решил сделать свой. Из жестяной чайной коробки изготовил основу, в неё – мотор от швейной машинки, педаль от дрели и обыкновенный электрический шнур. По бокам – войлочный и наждачный круги. Конечно, прежде чем приловчился натачивать, много порезов было. Стамески ведь должны быть острыми, как бритвы, чтобы работать по дереву было удобно. Я очень увлёкся, нравилось, а когда есть упорство и стремление, то можно многого добиться. Есть ведь и члены Союза художников России незрячие, они создают удивительные вещи из дерева. Мне есть куда стремиться, расти. И Эльвира мне помогает, раскрашивает мои изделия.



Мастер!



Три года Андрей участвует в выставке-конкурсе «Смоленское подворье». В 2011 году стал победителем по разделу «Профессиональный мастер» в номинации «Резьба по дереву». В 2012-м за участие в этом же конкурсе получил диплом «За сохранение народных традиций» и в том же году получил диплом «За сохранение народных традиций» в конкурсе «Смоленский сувенир».



Он делает кружки, ложки, хлебницы, солонки, оклады для икон и многое другое, работ пятьсот уже на его счету.



– Всё из липы – самое хорошее дерево, – рассказывает он. – Эластичное и в то же время твёрдое, можно резать вдоль и поперёк волокон, но только надо долго сушить поленья. Чем дольше, тем лучше. Я нашёл свой путь. И сегодня могу сказать, что не надо отчаиваться ни при каких обстоятельствах, надо найти занятие по душе, быть при деле, ощущать свою полезность.



Ольга Чулкова

Смоленская газета

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь