Скандал вокруг малых форм в Смоленске
http://www.rabochy-put.ru - Добавил nastasia 3866 дней назад в категорию Культура
Демонстрация рождения большого искусства…
Понятие «миниатюра», или искусство малых форм, применяется не только по отношению к произведениям живописи, но скульптуры и графики. Жанры и направления «малых форм» затрагивают практически все области жизни – портрет, натюрморт и пейзаж. Для художника малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента, что находит отражение в живописи Владимира Лавренова, Веры Козиковой, Владимира Петькова, миниатюрных акварельных портретах Анатолия Попова, экслибрисах Валерия Ляшенко, гравюрах Веры Самариной. Не менее увлекательно знакомство с образными скульптурными композициями Альберта Сергеева, Валерия Гращенкова, Александра Парфенова и Константина Куликова. Искусство малых форм – сфера, вызывающая неподдельный интерес коллекционеров и зрителей, захватывающая и необыкновенно увлекательная.
- Наш вернисаж – антипод выставки, состоявшейся в большом выставочном зале. Вы видите настоящее искусство, а не работы, выставленные на продажу, - говорит народный художник России Владимир Ельчанинов. - Художники создавали их для себя! В этих, возможно, невзрачных и тихих работах – рабочих материалах творца - присутствует живая душа. Именно с этой точки зрения вернисаж представляет истинный творческий интерес. Ты получаешь уникальную возможность услышать мысли художника, прикоснуться к динамике художественного процесса.
Экспозиция является убедительным доказательством того, что в Смоленске существует настоящее изобразительное искусство, а не его имитация в виде красочных постеров, которые в магазинах висят. Давно пора их собрать да в КВЦ представить – как пример усиленно пропагандируемой сегодня популярной массовой культуры. Сейчас вообще время особенное – идет борьба искусства с кичом. Или суррогат победит, или живое, идущее из самого сердца…
Мы вовсе не собирались смолянам показывать шедевры, преследуя другую цель – продемонстрировать, как зарождается творчество в камерной, интимной и личностной среде, окружающей художника в мастерской. Поверьте, выставка малых форм – большая редкость!
…и интимные откровения в пастели
- За последние двадцать лет в Смоленске впервые состоялось открытие экспозиции пастели – хрупкого и изысканного искусства, - утверждает участник вернисажа Владимир Петьков. – В советские времена техника пастели была незнакома широкому зрителю, и только художники, работавшие в этом направлении, имели представление о разнообразии палитры и методах применения столь капризного материала, позволяющего решить множество художественных задач. К сожалению, исполненные пастелью работы нежны, «сыпучи», они боятся солнечного света, что представляет большую сложность для частого и длительного экспонирования. Поэтому выставленная на всеобщее обозрение пастель – всегда событие и большая редкость.
Одна из первых крупных пастельных выставок состоялась в Санкт-Петербурге в 1999 году, еще одна прошла в 2010-м в Омске. Сегодня у вас есть уникальная возможность на примере Любови Обориной, Веры Козиковой, Светослава Арайса и других известных мастеров убедиться в том, что пастель – это не просто цветные мелки, а серьезный, тонкий и глубокий материал, представляющий высокую художественную ценность. На вернисаже представлено более 40 произведений – пейзажей, портретов и натюрмортов.
«Спасибо, что выслушали и… не расстреляли!»
Однако далеко не все ценители прекрасного получили удовольствие от увиденного в Доме Художника. У Владимира Аникеева осталось горькое послевкусие:
- Боюсь, большинству не понравится то, что я скажу. Мне эта выставка кажется абсолютно провальной, - признался искусствовед. - Складывается впечатление, будто никому не нужный старый хлам сгребли по сусекам и расставили по углам… Десяток мастерски выполненных этюдов и пяток скульптур не спасают еще один провальный вернисаж за последнее время. Подобные экспозиции – результат небрежного отношения выставкома к нашему общему делу. Сидим и дружно руки поднимаем, демократично голосуя, чтобы никого не обидеть! Вы говорите о том, что эта камерная, неформатная и неформальная по своему духу экспозиция состоит из так называемых рабочих материалов. Но и такую выставку нельзя было делать наспех, по старинке – и так сойдет. И действительно, все пройдет идеально: пресса насуропит заумных, графоманских сентенций, ТВ споет очередной бравурный марш. Жизнь прекрасна и замечательна – что ни художник, то мастер. Каждый второй – Мастер с большой буквы. Так к чему же мы придем с таким небрежным отношением к искусству? Нет здесь мудрых, тонких работ, перед которыми можно часами стоять.
«Выставка провальная? Позвольте не согласиться!»
Заслуженный художник России, скульптор Людмила Ельчанинова категорически не согласна с мнением смоленского искусствоведа:
- Экспозиция очень грамотная и интересная, работа над размещением экспонатов проведена кропотливая, математически выверенная. Лично мне очень хотелось, чтобы каждое произведение искусства заняло свое место. Я принимаю критические замечания, но войдите в положение выставкома – в Доме Художника всего–то три небольших выставочных зала, и перед нами стояла задача, как максимально продумать и организовать столь мизерное пространство. Работы маленькие, их можно случайно задеть, вот мы их и расставили по углам, что, естественно, неправильно – скульптура должна иметь круговой обход.
На мой взгляд, и концепция выставки оригинальна. Мы стремились познакомить зрителя с интимной обстановкой творчества, царящей в мастерской художника, чтобы посетители вернисажа почувствовали атмосферу, в которой мы живем и работаем. Нам просто захотелось пообщаться со зрителем!
«Рамки кривые? Ну и что…»
- Ребята, здесь очень много находок, которых вы не найдете в масштабных двухметровых работах, - считает народный художник России Вячеслав Самарин. - Скажу честно: мы и вправду под завязку наслушались лестных, хвалебных речей. Каждая выставка «посткриптум» напоминает примитивную программу «Танцы на льду» - актер откатал номер и, надо же, не упал, его встречает шквал комплиментов-аплодисментов! Восторг до небес, жюри аж захлебывается от счастья, комментируя «небывалое достижение»…
Владимир Аникеев – единственный в Смоленске человек, который профессионально пишет об искусстве. Не дай Бог ему на зубок попасть! Я считаю, что иногда нужно и правду сказать, чтобы мы задумались. Не вижу причин обижаться.
- Такая большая выставка скульптуры в Смоленске не проходила со времен моей молодости. Нисколько не преувеличиваю – лет тридцать, наверное! - признался скульптор Константин Куликов. - Ее организовал Альберт Сергеев. С тех пор – тишина, молчание… Вот мы и решили совместно с графиками и живописцами сделать вернисаж малых форм. Я рад, что у смолян появилась возможность увидеть личностные, теплые и очень добрые работы.
Выставка продлится до 28 февраля. Насколько она успешна или безнадежно провальна, судить вам!
Анастасия Петракова
Рабочий путь
Иллюстрация к статье:
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска
Добавить комментарий