Сергей КРИВКО: Мы первыми в России приняли областной закон о материнском капитале

http://www.rabochy-put.ru - Добавил alla в категорию Pазное

Первое полугодие 2008 года запомнилось огромным числом социалкьных инициатив, с которыми выступила администрация области. Принятые решения - составные части единого плана, связанного с достижением некой конкретной задачи, или в бюджете просто появились свободные средства? Об этом «Рабочему пути» рассказал начальник департамента по социальному развитию Смоленской области Сергей КРИВКО.



- Социальная сфера пережила серьезную реформу, проводником которой в области был ваш департамент. Каковы результаты этих перемен?



- Социальная защита - сфера очень тонкая. Это не промышленность, где результатов принятых решений порой приходится ждать полгода-год. Принимается, скажем, решение о поддержке отечественного производителя, и когда ещё всё это отразится на росте валового национального продукта! В социальной сфере всё не так. Любые изменения здесь приводят к определённому результату практически немедленно, поэтому и действовать приходится очень осторожно и вдумчиво. Вот, скажем, в области оказывается социальная поддержка семьям, имеющим детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании. При разработке закона предполагалось, что нам придётся иметь дело со взрослыми, адекватными родителями, которые в состоянии самостоятельно получать деньги. Но сейчас в области появились две несовершеннолетние мамы - 14 и 15 лет, - которым социальная поддержка напрямую оказываться не может - только через опекунов. Вроде бы крайний случай, и предусмотреть такое было сложно, но факт есть факт - девочки имеют право на социальную поддержку. На последнем заседании областной Думы по нашему предложению депутаты внесли изменение в областной закон, разрешив эту проблему.



Вообще, самое важное в нашей сфере - правильно составленная схема, руководствуясь которой гражданин в состоянии разобраться, на что именно он может рассчитывать. Совсем недавно такой возможности у многих граждан не было: соцзащита населения была обязанностью органов местного самоуправления, что ставило её в зависимость от уровня экономического развития района. В Вяземском, скажем, средства были, и поддержка ветеранам оказывалась, а в других бюджета хватало только на содержание администрации! К 2005 году эта структура социальной защиты полностью себя изжила. Монетизация льгот подтолкнула нас к созданию единой социальной службы Смоленской области: к концу 2007 года на территории региона был установлен общий стандарт социальных услуг, а финансирование всей нашей сферы стало осуществляться за счёт средств регионального бюджета.



- В последнее время администрация области приняла большое количество решений, направленных на улучшение демографической ситуации в регионе...



- В этом году по инициативе губернатора Сергея Антуфьева мы приступили к созданию новой социальной архитектуры, в основе которой лежит областное социальное законодательство, охватывающее все слои населения региона. Если ранее в нашем ведении фактически находились только ветераны, инвалиды и другие незащищённые категории смолян, то сейчас департамент работает на перспективу, стараясь повлиять на ту сложную ситуацию, которая сложилась в социальной сфере региона. Нужно ясно понимать: если не предпринять определённых радикальных мер, уже в ближайшие годы отрицательные последствия демографического процесса в области станут необратимыми. Уже принят целый ряд решений, направленных на исправление ситуации. Так, в частности, Смоленская область стала первой и, кстати, остается пока единственным регионом России, где принят закон об областном материнском капитале. Сертификаты на эти деньги готовы, для их получения родителям нужно обращаться в органы соцзащиты по месту жительства.



Из этой же категории - учреждение медали «Материнская слава» имени Анны Тимофеевны Гагариной, которой будут награждаться матери, родившие четвёртого и последующих детей.



Мы разработали Концепцию демографической политики до 2025 года и соответствующую целевую программу, которая будет определять нашу работу до 2013 года. Благодаря этим документам, мы уже сегодня можем подсчитать, сколько именно средств в ближайшие годы будет вложено в улучшение демографической ситуации органами государственной власти и местного самоуправления. Например, в текущем году эта сумма составляет около 6 млрд. рублей, и 2,5 млрд. из них уже успешно освоены. Речь не идет о дополнительных средствах, взятых из какого-то нового источника. Они предусмотрены в областном и муниципальных бюджетах для финансирования чёткого перечня мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.



Нам не хочется действовать агрессивными методами вроде переселения на нашу территорию сотен тысяч людей. Было бы куда лучше, если бы в области создавалось больше семей, если бы в них рождалось больше детей, если бы снизилась смертность. Именно в этом направлении мы пытаемся действовать, и могу сказать, что определённые результаты уже есть. Рождаемость действительно растёт, увеличивается число вторых и последующих детей. Пусть пока этот рост находится в пределах статистической погрешности, но в демографии и 5 процентов - это много! Скажу честно, я с большим интересом жду конца года, когда должны проявиться результаты нашей работы - мы ведь добиваемся увеличения рождаемости, поэтому от принятия решения до результата всё-таки должно пройти не меньше



9 месяцев.



- Какова цель Концепции демографической политики?



- Этот документ, в принципе, не включает в себя ничего нового - все способы исправления демо-графической ситуации давно известны. Первый этап - сокращение смертности, которая у нас сегодня в два раза превышает рождаемость. Наша задача - хотя бы свести эту разницу к нулю. На втором этапе - 5 - 6 лет - нужно стараться поддерживать такое состояние, что, кстати, также потребует достаточно серьёзных финансовых ресурсов. Лишь после этого можно будет констатировать изменение жизненных принципов смолян, их житейской философии и стремиться к главному результату демографической политики - увеличению среднего возраста смолян до 75 лет к 2025 году.



Департамент можно упрекать за излишний оптимизм, но уверенность в возможности добиться результата возникла у нас не на пустом месте - в качестве доказательства приведу тот факт, что средняя продолжительность жизни в социальных учреждениях на 15 лет больше среднеобластной. Этого удалось добиться благодаря заботе и медицинской помощи, которые оказываются их обитателям, а также пакету специальных методик, разработанных специалистами геронтологического центра. Немалую роль играют питание, чистая питьевая вода, дозировка лекарств, уход и многое другое. Когда-то мы постоянно получали от СЭС замечания о низком качестве питьевой воды. Все это в прошлом: на протяжении нескольких лет во все социальные учреждения области поставляется бутилированная питьевая вода.



- Одна из самых страшных проблем области - высокая смертность в трудоспособном возрасте. Она имеет прямое отношение к экономике. Предпринимает ли департамент по социальному развитию какие-то усилия по ее решению?



- Эта проблема также учтена в Концепции, причем ей в этом документе уделяется достаточно большое внимание. Причина проста: для того чтобы выплачивать материнский капитал и обеспечить хорошие условия для пожилых людей в домах-интернатах, нужны деньги. Дать их может только нормально функционирующая экономика, только эффективная работа людей трудоспособного возраста. Мы серьёзно рассматривали вопрос о сохранении этой категории граждан, в результате чего появилась концепция социального городка в Вишенках. Там уже сейчас есть детский центр для реабилитации детей-инвалидов, есть геронтологический центр, а в будущем их предполагается дополнить спортивно-культурным и медико-реабилитационным центрами, предназначенными для реабилитации взрослых людей и их возвращения к привычной жизни. Вот, скажем, стал человек инвалидом. Трудно в таких обстоятельствах поверить в собственные силы и вернуться к работе, ему обязательно нужно пройти курс психологической реабилитации. Сейчас к полноценной жизни возвращается около 7 процентов инвалидов, благодаря социальному городку мы надеемся увеличить этот показатель до 30 процентов. Это, между прочим, 30 тысяч человек, способных полноценно работать! Есть и другие регулируемые факторы, например, смертность на дорогах или на производстве. На эти показатели можно повлиять: достаточно равномерно распределить бригады «скорой помощи» вдоль магистрали М1, организовать необходимое количество пешеходных переходов, наладить охрану труда на производстве, чтобы сохранить для полноценной жизни 2 - 3 тысячи человек в год.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь