Помогите поверить

http://www.smolensk-i.ru - Добавил plaster 5739 дней назад в категорию Pазное

Если кто не понял, поясняем: после обнародования «Стратегии 2020» в жизни страны наступил новый - «качественно иной» - этап. «Иное качество» влечет за собой иной темп принятия решений, иной подход к постановке и решению задач, иное мерило эффективности. И иной взгляд. Прежде всего, на себя.



Главное условие успеха

Если тандем Путин-Медведев не ослабит хватку и заставит крутиться неповоротливый механизм государственной машины в заданном темпе, возможно, к 2020 году Россия действительно станет «самой привлекательной для жизни страной». Этим все сказано. Цели ясны. Задачи определены в «Стратегии». Даже сроки поставлены. Теперь главное – в это поверить, как смогли поверить Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич. Главное и самое трудное.

Вера в то, что наша страна за двенадцать лет может неузнаваемо измениться, наверное, и есть главное условие успеха. Только веры двух лидеров страны явно недостаточно. Важно, чтобы поверило население всех уголков России. И проводниками этой веры на местах сейчас являются губернаторы. Уж кто-кто, а они-то поверили, что перемены в стране неизбежны. И не важно, является ли эта их вера составляющей «воли к победе» или банальным опасением отставки в случае, если ты не обеспечил нужные показатели вверенного тебе региона и социальный оптимизм населения.

Важно, что, наконец, в системе госуправления будут применяться чрезвычайно важные и действенные рычаги, суть которых выражена понятиями «работа на результат» и «персональная ответственность». Это означает полную трансформацию привычного для нашего чиновника стиля работы.



Стабильность без перспектив

Помню, как будучи еще начинающим журналистом, я пришла в крайнее изумление, ознакомившись с документом «Прогноз социально-экономического развития Смоленской области на 199... год» (такие прогнозы являются основой для составления бюджета очередного года). Так вот, чиновники, «прогнозировавшие» социально-экономическое развитие региона на будущий год, в спешке забыли подкорректировать в некоторых местах даты, и получилось, что «прогнозировали» они события прошлого года. В таком виде документ и поступил депутатам областной Думы. Предполагаете, кто-то изумился, возмутился? Отнюдь. Никто ничего даже не заметил! Много лет наши чиновники работают, опираясь на святые для них понятия – «шаблон» и «бумагооборот». Столкнувшись с этим явлением впервые, я подумала, что имеет место особый цинизм в отношении власти к людям, ее избравшим. Потом поняла, что это всего лишь давно и негласно утвержденные правила игры – никакого творчества, никакой самодеятельности. И ведь что интересно: приходил новый губернатор, озвучивал амбициозные планы, менял команду... И все амбиции быстренько тонули в круговороте шаблонного бумагооборота. Новые подходы и идеи чиновничьей средой воспринимались, по меньшей мере, как оскорбление. Зато Смоленская область по показателям социально-экономического развития шла неспешно и стабильно, «не хватая с неба звезд». Уровень доверия к власти в регионе тоже всегда был стабилен. Каждый раз он выражался в весьма слабой (по сравнению с другими регионами) поддержке «нужных федеральному центру» партий и кандидатов на пост Президента РФ. Зато оппозиционные партии и кандидаты рассматривали Смоленскую область как регион, в котором можно получить совсем неплохой результат на выборах. Похвастаться Смоленская область могла лишь такой вот стабильностью.



Кадровая пропасть

Многолетняя трясина непроходимой стабильности привела к появлению особой популяции политиков и чиновников – «политик (чиновник) smolenski». Один из чиновников, призванный поработать на благо Смоленщины из Москвы (не стану уточнять, в каком году это было), очень метко охарактеризовал отличительную особенность, которой обладают особи этой популяции - патологическая лень. Наверное, из-за этой отличительной особенности в Смоленской области даже оппозиция отсутствует. А то, что она набирает «неприлично много» голосов на выборах, повторю – лишь результат отношения населения к власти.

Но опасна популяция даже не этой особенностью, а своей враждебностью и непримиримостью к любым проявлениям активности, ко всему новому. Редкие попытки губернаторов привлечь на работу людей, поработавших в столице, как правило, оканчивались неудачами: смоленская среда их просто безжалостно выдавливала. Активные и неглупые люди, тоже не принимаемые этой средой, предпочли заняться исключительно бизнесом и «не высовываться», чтобы «правил приличий» не нарушать. Вообще-то, первый звоночек о проблеме отсутствия дееспособных управленческих кадров прозвенел еще в 2003 году, когда смоляне ознакомились со списком кандидатов на пост мэра областного центра (сейчас и воспроизводить его как-то неудобно).



Главы могут не волноваться

Сейчас грядут новые выборы главы Смоленска. Кандидаты пока не заявились, но в элитах активно обсуждается все та же проблема – проблема отсутствия достойного кандидата. Озабоченность элит понятна: областной центр, город-герой, перестал быть в авангарде. К примеру, в первую заявку от области на участие в программе реформирования ЖКХ, в отличие от других муниципалитетов, Смоленск, не выполнив необходимых условий, попасть так и не смог. В городской власти вообще все очень сложно – там идет внутренняя «война» между исполнительной и законодательной ветвями. Публичные «сражения» «промэрских» и «антимэрских» депутатов, «сражения» представителей горадминистрации и законодателей, вызывавшие ранее лишь смех присутствующих, стали реально тормозить развитие города. Не только в вопросе реформы ЖКХ.

Кстати, о реформе и критериях оценки деятельности губернаторов. С кого в администрации президента и в правительстве спросят за то, что не все муниципалитеты смогли обеспечить необходимые условия для участия в реформе ЖКХ? Правильно, с губернатора. Потому что именно губернатор в ответе за ситуацию в регионе. А главы местного самоуправления «отвечают» лишь перед своими избирателями. Один раз в четыре года. Может и должен ли губернатор влиять на глав городов и районов? С одной стороны - и может, и должен. Но! Он может либо «отругать», либо «повлиять личным примером». Насколько эффективна такая система воздействия на глав - очевидно. Поэтому муниципальные главы, не вписанные в вертикаль власти, могут себя чувствовать спокойно. Им волноваться за критерии эффективности своей работы нечего. Даже если их введут, и главы будут отчитываться перед губернатором, последнее слово все равно остается «за народом». И говорить народу разрешено, опять-таки, раз в четыре года.



Правильный выбор: между демократией и эффективностью

Грядут перемены! Надежда на то, что и смоленскую землю захватит частичка того успеха, который ожидает нашу страну к 2020-му году, есть. Идти новым курсом, на который настраивает «Стратегия 2020», придется всем регионам. Да и предпосылки к тому, что эпоха стабильной безнадежности завершится, появились. Появились уже в тот момент, когда Сергей Антуфьев, став губернатором, применил радикальные для нашего региона меры в кадровой политике. В его команде появилось сразу несколько вице-губернаторов, привлеченных «извне». Антуфьев решил разбавить «смоленскую кровь» руководящего состава, сделав ставку на людей, лишенных местных штампов. Таким образом, в администрации появился «свежий взгляд», более широкий угол зрения для оценки ситуации, и главное – появились чиновники, привыкшие к совершенно иному темпу работы.

- Делая эти кадровые назначения, я преследовал одну цель – повысить эффективность работы областной администрации, - объясняет Антуфьев, - я считаю, что мы слишком долго варились в собственном соку. Эта практика стала тормозить процессы управления, затягивать принятие решений. Для меня было очевидно, что новые подходы к работе управленческого звена, прописанные в «Стратегии 2020», как и решение поставленных задач, требуют появления совершенно новых людей с их новыми взглядами, новыми подходами, новыми требованиями в работе. У меня было понимание, что появление новых людей в администрации способно дать толчок к развитию региона.

Кстати, это «понимание», о котором говорил губернатор, очень четко корреспондируется с заявлением президента о необходимости межрегиональной кадровой ротации чиновников.

Словом, если говорить о готовности нынешней команды обладминистрации к работе в новых условиях, при которых включается цепочка понятий «цель» - «результат» - «ответственность», есть все предпосылки к тому, что прежний стиль работы в «Желтом Доме» уже «не прокатит». «Перестраиваться придется всем, кто не хочет искать работу в другом месте», - заявил Антуфьев. Если бы губернатор мог таким же образом заставить по-другому работать еще и всех глав муниципальных образований, он действительно в полной мере отвечал бы и за успехи, и за провалы вверенного ему субъекта. Сейчас же, если сравнить административный ресурс губернатора (которым он может воздействовать на местных глав) и административный ресурс самих глав (который те могут применить на своих выборах), второй-то, пожалуй, посильнее будет.

Поэтому сегодня губернаторам приходится выбирать между демократией (признавая независимость «результата волеизъявления граждан» в лице какого-нибудь никудышного районного царька) и эффективностью и слаженностью работы всех звеньев власти.



P.S. «Стратегия 2020» предполагает не только модернизацию экономики, но и модернизацию госуправления, модернизацию институтов гражданского общества, перестройку сознания людей. Можно ли это сделать за 12 лет – покажет время. Главное, чтобы люди смогли лично, а не из новостей ОРТ, убедиться, что перемены произошли в работе власти на всех уровнях.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь