Экономический прорыв

http://www.smolensk-i.ru - Добавил plaster в категорию Pазное

Воспрянувшие духом

Суммарный объем инвестиций в АПК Смоленской области возрастет в 2009 году до четырех с лишним миллиардов рублей.

Как отмечает вице-губернатор по вопросам развития агропромышленного сектора Владимир Суржиков, вектор сельскохозяйственной политики смещается в сторону непременного сохранения поголовья крупного рогатого скота. Уровень надоев молока пока не будет иметь определяющего значения при субсидировании региональных сельхозпроизводителей.

- Владимир Владимирович, как бы Вы могли определить роль АПК Смоленщины в обеспечении продовольственной безопасности России (кого мы должны кормить: исключительно себя, заниматься внутрироссийским экспортом)?

- Земельные ресурсы Смоленской области позволяют обеспечить основными продуктами питания, производимыми в нашей климатической зоне, не только население региона, но и поставлять их за пределы области. Все производители должны понять: рыночные условия хозяйствования предусматривают развитие конкуренции на рынке сырья и продовольствия. Поэтому производитель сам должен определить наиболее выгодное направление производства. Прибыль есть в тех хозяйствах, руководит которыми человек, как минимум, умеющий соотносить расходы с доходами. Успешными являются те сельхозпроизводства, в которых появились реальные хозяева. И нет ничего удивительного и неожиданного в том, что деньги на развитие в первую очередь получают те, кто умеет ими грамотно распоряжаться. Это должны понять все руководители, только в этом случае АПК области получит толчок к развитию. Скажите, о какой конкуренции и экономической целесообразности можно говорить при показателе надоя на корову в 1,5-2 тонны? При такой производительности, сколько денег ни вкладывай, отдачи не получим. Если же говорить о продовольственной безопасности (по производимой в регионе продукции), задача власти - создать такие условия хозяйствования для товаропроизводителя, чтобы его продукция была востребована и продана на местном рынке. В этом отношении я могу отметить увеличение посевных площадей как зерновых, так и яровых культур. В планах - увеличение озимого сева. В этом году только по зерновой группе планируется убрать около ста тысяч гектаров посевов (что на тридцать тысяч больше нежели в прошлом году). Вдвое увеличены посевы картофеля и рапса. В соответствии с соглашением между администрацией Смоленской области и минсельхозом выполнено задание по засеву льна. Таким образом, как видите, первые поступательные шаги в сторону увеличения посевных площадей нами сделаны.

- В чем выразилась государственная поддержка сельхозпроизводителей?

- За последние полгода мы прокредитовали крестьян на общую сумму один миллиард восемьсот миллионов рублей: на одно лишь приобретение сельхозтехники выделено более семисот миллионов. Это позволит значительно увеличить озимый сев (в этом году планируем увеличить его объемы в полтора раза - до сорока тысяч гектаров). Поддержка АПК с нашей стороны довольно серьезная, что, впрочем, полностью соответствует публичным заявлениям Сергея Антуфьева, которые он сделал буквально сразу же после вступления в должность.

- Есть ли уже прогнозные объемы финансирования села на 2009 год?

- На бюджетной комиссии при рассмотрении параметров областного бюджета-2009 для развития АПК предварительно предусмотрено немногим более миллиарда рублей. В настоящее время профильный департамент готовит соответствующую программу. Однако замечу, что с учетом средств, ожидаемых из федерального бюджета, а также кредитной массы, которая будет ссужена сельхозпроизводителям, в следующем году село получит более четырех (!) миллиардов рублей. То, что двукратное увеличение финансирования отрасли даст свои плоды, я не сомневаюсь.

Значительные денежные потоки предусмотрены в рамках субсидирования производителей молока: свыше рубля за литр получат сельхозпредприятия, до двух рублей за литр – личные подворья; увеличится поддержка на приобретение минеральных удобрений. Серьезную сумму планируем направить на строительство жилья на селе и газификацию.

- Каким образом будут распределяться бюджетные средства: кто из сельских товаропроизводителей может рассчитывать на помощь в первую очередь?

- Наше главное условие для оказания финансовой помощи (первый и главный критерий) - это сохранение поголовья скота в сравнении с 1 января этого года. Сегодня, когда количество голов крупного рогатого скота находится почти на грани критической отметки, мы во что бы то ни стало обязаны добиться как минимум его стабилизации. Думаю, что существующих финансовых ресурсов для выполнения этой задачи достаточно. С вводом в АПК региона новых технологий можно будет говорить уже об увеличении поголовья скота и маточного производства, улучшении кормовой базы и генетического потенциала стада.

Строго судить по надоям молока с коровы пока не будем. Проведенные расчеты показывают, что суммы в 350-370 миллионов рублей вполне достаточно для помощи всем производителям молока, в том числе и личным подворьям.

- Владимир Владимирович, среди самих селян Вы наблюдаете изменение настроений в лучшую сторону?

- Безусловно. Крестьяне смотрят в будущее с оптимизмом и надеждой, они буквально воспряли духом. Более того, за полгода в лучшую сторону поменялось отношение к вопросам АПК у глав муниципалитетов. Благодаря, в частности, еженедельным селекторным совещаниям с главами, которые проходят каждый понедельник в 7.30 утра, работа оживилась. На постоянном контроле находятся не только вопросы сева, но и животноводства, строительства и так далее. Что немаловажно, главы поняли: с них, как с руководителей, не снимается ответственность за состояние дел на селе.



Инфраструктурный вклад

Администрация Смоленской области намерена усилить бюджетное финансирование крупных инфраструктурных проектов.

"Давно уже пора забыть идеологию извращенного либерализма, что, мол, придет богатый и щедрый инвестор, сам все отремонтирует и построит, - размышляет вице-губернатор Игорь Савченко, отвечающий на территории области за реализацию нацпроектов. – Собственное благополучие следует ковать самим. В этом плане и у губернатора, и у нас, членов команды, амбиций хватает».

О том, какие амбиции в жилищно-коммунальной сфере остаются неудовлетворенными – в интервью Игоря Савченко «Говорит Смоленск».

- Игорь Геннадьевич, что бы Вы записали в актив администрации в части реализации нацпроектов и реформирования жилищно-коммунального комплекса?

- Что касается проведенных работ по реализации федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», то наша заявка, подготовленная от восьми муниципалитетов на получение финансов, признана подготовленной на весьма качественном уровне. Есть отдельные шероховатости, но они будут оперативно поправлены, после чего мы подадим официальную заявку на участие, которая должна быть рассмотрена в течение тридцати суток. Таким образом, нам удалось найти среди глав муниципалитетов работоспособных людей, которые в состоянии подготовить требуемые данные для федеральных структур и могут по праву рассчитывать на финансирование. Они нашли время, силы и волю для личного участия в собраниях жителей и проведении разъяснительной работы.

Что касается нацпроекта «Доступное и комфортное жилье», с удовлетворением могу констатировать: наконец-то в Смоленской области весь комплекс задач, требующих решения в этом направлении, объединен в единый документ. В нем четко прописано, что делать и в какой последовательности. Отныне наша задача состоит в том, чтобы в августе принять этот документ в виде правового акта администрации, после чего он будет являться базой для бюджетного планирования мероприятий в рамках реализации нацпроекта на 2009-2011 годы. Помимо того, что будут определены объемы финансирования всеми сторонами (областным и местными бюджетами, негосударственными инвестициями), появится и комплексная ответственность каждого из участников нацпроекта. Впрочем, подчеркну, что процесс подготовки и принятия документа, естественно, предусматривает консультирование с главами муниципальных образований.

- Наверное, самый непростой пункт нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» - это соблюдение федерального норматива в один квадратный метр жилья на каждого жителя области. Кроме этого, необходимо разрешить вопросы выделения земельных участков и обеспечения их инженерной инфраструктурой. Существуют ли у Вас новационные подходы к решению этих задач?

- Мы исходим из того, что без участия консолидированного областного бюджета перечисленные Вами задачи невыполнимы. Проще говоря, невозможно найти таких спонсоров - альтруистов, которые придут на Смоленщину и будут готовить инфраструктуру сами, за собственные средства. Быть может, в Московской области это и было бы возможно, но там совсем другие условия.

- В каком режиме работает связка губернатор – заместители?

- Губернатор, как глава региона, ставит нам задачу в формате что делать, мы же готовим программу мероприятий в формате как это делать. Упомянутый выше документ как раз и призван ответить на вопрос, как это делать. Губернатор ставит задачу реализовать федеральную норму – один квадратный метр жилья на человека. Мы готовим качественный взгляд на проблему и ручаемся, что при таком-то объеме участия бюджета будет такой-то результат. Не исключено, что в ближайшие три года на уровень одного «квадрата» мы не выйдем, все будет зависеть от участия областного бюджета в подготовке коммунальной инфраструктуры.

Подчеркну еще раз: без участия консолидированного бюджета Смоленской области в крупных инфраструктурных никуда не деться. Мы планируем, что ремонтом старых и строительством новых магистральных коммуникаций будет заниматься область, а распределительными коммунальными сетями, доходящими в итоге до каждого отдельного строения – строительные компании, предприятия ЖКХ и иные структуры. Замечу, что на уровне государства наблюдается аналогичная политика, федеральный бюджет участвует во многих крупных инфраструктурных проектах.

- Игорь Геннадьевич, как вице-губернатор Вы отвечаете за развитие межрегиональных связей. Ваша оценка ситуации?

- Сложно не заметить, что за последние полгода мы резко «прибавили» во взаимоотношениях с соседями (и прежде всего, с Белоруссией), заложив очень приличный фундамент для развития двусторонних отношений. Немаловажно, что эта работа отлажена не только на уровне губернатора, но также на уровне подразделений областной администрации. Недавно я общался с главой Рославля (на мой взгляд, одного из лучших городов Смоленской области по динамике развития), и он признался, что многие из задумок, претворяемых в Рославле, он черпает у белорусов. Все-таки понимание управленцем того факта, что нельзя капсулироваться в собственных внутренних ощущениях, дает наглядный результат на подведомственной территории.



Социальная архитектура

Концепция демографической политики Смоленской области предусматривает увеличение средней продолжительности жизни смолян до семидесяти пяти лет к 2025-му году.

Менее чем за полгода администрации Сергея Антуфьева удалось инициировать и провести через областную Думу более десяти социально-ориентированных законов, в том числе по увеличению размера пособий и зарплат работникам бюджетной сферы, ну и, конечно, закон об областном материнском капитале. «В этом году по инициативе губернатора мы приступили к созданию новой социальной архитектуры, в основе которой лежит областное социальное законодательство, охватывающее все слои населения региона, - подчеркивает вице-губернатор по социальным вопросам Ольга Окунева.

- Ольга Владимировна, Вы собираетесь бороться с демографическими пробелами, что называется, рублем. Почему выбран именно этот инструмент, а не, допустим, внутрироссийская миграция на смоленскую землю?

- Данный вид миграции, когда россияне меняют место жительства в поисках лучшего качества жизни, напрямую связан с экономическими процессами, происходящими на той или иной территории. Социальная же политика региона заключается в создании благоприятных условий проживания именно для смолян. Наша задача – побудить население к созданию новых и новых семей, к рождению и воспитанию детей. В данном направлении мы и работаем, причем о начальных результатах уже можно говорить. По статистической информации в Смоленской области растет рождаемость, увеличивается количества вторых и последующих детей в семьях. Сегодня данный прирост зафиксирован на уровне пяти процентов, однако, по итогам года мы ожидаем получить более прогрессивный результат.

Второе направление – сокращение смертности, которая в настоящее время вдвое превышает рождаемость. Задача минимум – обнулить эту разницу и поддерживать такое состояние не менее пяти-семи лет. Далее на повестку дня становится главная задача демографической политики – увеличение средней продолжительности жизни смолян до семидесяти пяти лет к 2025-му году.

Подчеркну, что уверенность в возможности добиться такого амбициозного результата возникла не на пустом месте. Опыт социальной опеки показывает, что средняя продолжительность жизни в социальных учреждениях Смоленской области на пятнадцать лет больше среднеобластной. Такой результат – прямое следствие не только заботы и медицинской помощи, но и внедрения пакета специальных методик, разработанных специалистами геронтологического центра «Вишенки». Кстати, на базе центра в скором будущем появится целый социальный городок. Там уже есть детский центр для реабилитации детей-инвалидов, есть геронтологический центр, а в будущем их предполагается дополнить спортивно-культурным и медико-реабилитационным центрами, предназначенными для реабилитации взрослых людей и их возвращения к привычной жизни. Вот, скажем, стал человек инвалидом. Согласитесь, в таких обстоятельствах непросто поверить в собственные силы и вернуться к работе, однако этому может помочь курс психологической реабилитации. Сейчас к полноценной жизни возвращается около семи процентов инвалидов, благодаря социальному городку мы надеемся увеличить этот показатель до тридцати (!) процентов.

Есть и другие регулируемые факторы, например, смертность на дорогах или на производстве. Их также можно снизить: достаточно равномерно распределить бригады «скорой помощи» вдоль магистрали Москва-Минск, организовать необходимое количество пешеходных переходов и наладить охрану труда на производстве. Это ежегодно позволит сохранить жизни нескольким тысячам человек.

- Что будет представлять из себя упомянутая Вами новая социальная архитектура?

- Если в прошлые годы, как известно, социальная защита предоставлялась фактически только ветеранам, инвалидам и иным незащищенным категориям смолян, то сейчас мы перестраиваем эту работу, чтобы в перспективе иметь возможность влиять на ситуацию в социальной сфере Смоленской области. И у губернатора, и у нас есть четкое понимание: если не предпринять определенных радикальных мер, то уже в ближайшие годы отрицательные последствия демографического процесса в области станут необратимыми. Именно поэтому за рекордно короткий срок работы администрации Сергея Антуфьева был принят целый ряд важнейших решений, направленных на исправление ситуации. Смоленщина стала первой и пока единственной областью в России, где не просто принят закон об областном материнском капитале, но готовы и сертификаты на эти деньги, для получения которых родителям следует обращаться в органы соцзащиты по месту жительства. Также учреждена медаль «Материнская слава» имени Анны Тимофеевны Гагариной, матери первого космонавта планеты, которой будут награждаться матери, родившие четвертого и последующих детей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь