Олег Драганов: «Сегодня ситуация диктует совершенно иной темп»

http://www.smolensk-i.ru - Добавил alla в категорию Бизнес и экономика

«Говорит Смоленск» продолжает изучать региональные особенности малого бизнеса и отслеживать его самочувствие. В прежних публикациях свой взгляд на проблему имеющего место диагноза – «задержка в развитии» - высказали не только представители предпринимательского сообщества, но и сотрудники городской администрации, курирующие данное направление. Кроме того, свое видение причин отсутствия оптимизма в этом секторе смоленской экономики озвучили эксперты различных структур (в том числе, банковских).

Должны признать: все попытки найти ответ на вопрос - можно ли что-то сделать, чтобы предпринимательство в регионе развивалось интенсивнее - оказались безуспешными. Каждое новое интервью лишь высвечивало новые проблемы. Что касается перспектив, наши собеседники соглашались, что они появятся... но гораздо позже (в таких случаях принято говорить «не в нашей жизни»). Пока же власть пеняет бизнесменам на пренебрежение к ее усилиям помочь, а малый бизнес рассматривает государственную поддержку, скорее, как имитацию – не более того. Словом, «низы» не хотят такой поддержки, а «верхи» не могут предложить иного.

Изучая внушительный список проблем малого предпринимательства, удалось прийти к выводу: основная проблема кроется даже не в несовершенстве федерального законодательства (в некоторых российских регионах малый бизнес себя чувствует не то чтобы отлично, но куда комфортнее, чем в Смоленской области). И не только в административных барьерах (которые, в самом деле, способны отбить всякое желание заниматься предпринимательством). Главная проблема в неспособности бизнеса и власти слышать друг друга. Проблема федерального масштаба.

Но вот власть, похоже, услышала. Развитием малого и среднего бизнеса озаботился «верховный тандем» (Медведев – Путин). Тема нашла отражение и в документе, положенном в основу развития нашей страны на ближайшие годы – в «Стратегии 2020». И ведь что интересно – пожалуй, впервые Смоленская область в части решения трудноразрешимого вопроса среагировала практически молниеносно. На июльском расширенном заседании администрации области была презентована долгосрочная региональная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Уже не о проблемах, а о перспективах развития предпринимательского сектора мы поговорили с вице-губернатором, начальником департамента экономического развития Олегом Драгановым.



- Олег Валерьевич, насколько я слышала, программа поддержки малого и среднего предпринимательства, разработанная департаментом, который Вы возглавляете, уже приобрела резонансное звучание. Скажите, предлагаемые меры - это действительно революция в сфере господдержки малого бизнеса?

- Если это и революция, то только в сознании. Дело в том, что раньше меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса у нас в регионе носили, скорее, условный характер. Отсюда и соответствующая статистика: на тысячу жителей Смоленской области приходится лишь 4,4 малых предприятия. Средний показатель по России чуть ли не вдвое больше – 7,1. То есть, уровень развития этого сектора экономики в регионе даже средним не назовешь. Доля людей, занятых в предприятиях малого бизнеса, у нас составляет лишь 10,7% от общей численности работающего населения (общероссийский показатель – 17,8%). Надо понимать, что без кардинально нового подхода к решению проблем малого и среднего предпринимательства ни о каком качественно новом уровне его развития говорить не приходится. Кстати, сейчас и на федеральном уровне, как Вы говорите, рассматриваются весьма «революционные» меры. Уже в первых числах сентября Государственная Дума планирует принять 7(!) новых законов о поддержке малого и среднего бизнеса. Не удивительно, что и от регионов требуется новый подход. Что касается «революционности», она состоит лишь в активизации процесса государственной поддержки этого важнейшего сектора экономики и в том, что при разработке мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, мы отталкивались не от необходимости написания «каких-то» программ (потому что они должны быть), а от результата, которого мы хотим добиться. Кстати, разработка региональных программ развития малого предпринимательства - жесткая рекомендация президента, и до 1 декабря 2008 года они должны быть приняты во всех субъектах.

- То есть, Смоленская область поручение Дмитрия Анатольевича выполняет даже с опережением сроков?

- Начало реализации программы планировалось с января 2009 года. Но учитывая необходимость принятия неотложных мер по улучшению предпринимательского климата в регионе, мы разработали план конкретных мероприятий, позволяющих стартовать с конца июля. И уже в сентябре в целях увеличения финансирования по отдельным статьям расходов предполагается внести изменения и дополнения в действующий Закон об областной целевой программе по поддержке и развитию малого предпринимательства.

- Какие объемы финансирования подразумевает Программа?

- Предполагаемый общий объем финансирования составит не менее трех миллиардов рублей. При этом из областного бюджета за период 2009-2012 планируется выделить более полутора миллиардов рублей. Доля внебюджетных источников, предоставляемых кредитными организациями, составит 1 миллиард рублей. Такие объемы позволят нам привлечь в рамках софинансирования еще около двух миллиардов федеральных средств. Таким образом, на развитие малого и среднего бизнеса Смоленской области ежегодно(!) будет направляться до 1 миллиарда рублей. Но кроме кардинально нового подхода в части финансирования, мы запланировали и значительные изменения по ряду элементов инфраструктуры, а также тем направлениям, которые ранее в регионе были развиты недостаточно. Я говорю о многофункциональных деловых центрах, об областных и муниципальных бизнес-инкубаторах и фондах микрофинансирования, о создании промышленных парков и технопарков, регионального венчурного фонда, регионального фонда прямых инвестиций в малые предприятия и так далее, и так далее. То есть, государственная поддержка являет собой целый комплекс мер и рассчитана она на сопровождение бизнеса от начала его создания до реализации конечной продукции. Кроме того, в ходе реализации Программы мы планируем вывести на новый качественный уровень правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства. Ситуация требует также значительного усиления рыночных позиций «малышей» за счет имущественной и финансовой поддержки, обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями и ряда других мер.

Мы ориентируемся на то, что в конечном итоге реализация Программы позволит существенно изменить социально-экономическую ситуацию в регионе и вывести его в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации.

- Вы сказали, что общий объем финансирования составит около трех миллиардов рублей. Эта сумма столь масштабна по сравнению с теми средствами, которые выделялись ранее, что вполне может «напугать» как депутатов, так и бизнесменов. Я просто не могу припомнить случая, чтобы в нашем регионе, известном своей инерционностью, предпринимались такие, я бы сказала, радикальные шаги в плане бюджетной поддержки. Нет опасений, что заданный Вашим департаментом темп не будет выдержан - именно в силу той самой инерционности? Я говорю сейчас не только о депутатах и чиновниках, но и о представителях предпринимательского сообщества.

- Можно, конечно, сомневаться, опасаться инерционности, опасаться еще чего-то... Но дело в том, что сегодня сама ситуация диктует совершенно иной темп. Есть «Стратегия 2020», есть параметры, заданные этим документом. И надо понимать, что речь в «Стратегии 2020» идет не только о новой экономической программе, но и об изменении сознания людей.

- Олег Валерьевич, мы говорим о Смоленской области. Думаете, что у смоленских чиновников присутствует готовность и способность интегрироваться в новый курс, заявленный в «Стратегии» (не потому, что они такие плохие, а потому, что «на Смоленщине не принято совершать резких движений»)?

- Конечно, есть те, кто ничего менять не хочет, кто любые перемены воспринимает в штыки. У кого-то есть надежда, что заявленный Владимиром Путиным новый курс страны – временная декларация (мало ли таких деклараций звучало?), и все останется «как раньше». Уверяю, не останется!

- Откуда такая уверенность?

- Потому что детально расписанный в «Стратегии 2020» новый курс продиктован не только решением «сверху», но и ожиданиями «снизу». Именно поэтому данное политическое решение и состоялось. Хочешь - не хочешь, но всем регионам придется вписываться в темп, заданный президентом страны Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, который является не только премьер-министром, но и лидером правящей партии. А малому бизнесу в новой стратегии государства отводится особая роль. Мы хотим добиться, чтобы малое и среднее предпринимательство стало существенной частью экономики региона. Ведь развитие этого сектора способно обеспечить и формирование конкурентной среды, и рост валового регионального продукта, и повышение доходов консолидированного бюджета области, и дополнительные рабочие места, а в конечном итоге - рост уровня жизни населения. Поэтому задача власти - обеспечить возможность того, чтобы субъекты малого и среднего предпринимательства смогли успешно выполнять свою социально-экономическую и политическую миссию. Если обратиться к «Стратегии 2020», она предполагает, что численность работающих в этом секторе должна составить 60-70% экономически активного населения. Вклад субъектов малого предпринимательства в ВРП к 2020-му году должен составлять не менее 50%. Сейчас это 9%.

- Скажу откровенно: в подобный рывок сразу поверить непросто. Хотя, я изучала рабочий вариант Программы. Это действительно продуманный, детализированный план мероприятий, подкрепленный необходимым финансированием. Просто очень уж много этих мероприятий, и они охватывают очень широкий спектр сфер. Есть ли какая-то страховка от «слабых звеньев»? Существует ли единый механизм управления Программой?

- Безусловно. Организацию и управление всем комплексом мероприятий осуществляет Департамент экономического развития и торговли Смоленской области. Он разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты региональных правовых актов, готовит проекты соглашений с федеральными органами исполнительной власти, по мере необходимости - предложения по корректировке перечня мероприятий на очередной финансовый год, представляет заявки на финансирование этапов реализации. То есть, Департамент реализует функции государственного заказчика-координатора Программы. И конечно же, одним из важнейших элементов создаваемой нами инфраструктуры является областной фонд поддержки малого предпринимательства. Надеюсь, «слабых звеньев» не появится.



Елена Слободскова, председатель смоленского регионального отделения российской общественной организации “Опора России”:

- Пока смоленский бизнес не готов ставить отраслевые интересы выше собственных. Каждый предприниматель убежден, что проблемы проще решать единолично. Кстати, вопрос объединения неоднократно поднимала начальник управления администрации Смоленска по развитию рынка и предпринимательству Раиса Чеберяк. Были попытки создать некую ассоциацию предпринимателей, но люди не идут. Почему, непонятно. Видимо, нет веры в команду.

И еще, важно, чтобы различные структуры не мешали предпринимателю… Лично я не могу взять на себя функции рекомендовать администрации, чем ей должно заниматься. Я просто хочу, чтобы бизнесмен пришел к чиновнику с проблемой, и его не ставили бы в угол и не пинали, а помогли ее решить; чтобы он тратил меньше времени на разборки с разными проверяющими в судах. Чтобы милиция, налоговая, пожарная службы работали, а не придумывали способы, как выцарапать побольше денег у предпринимателя.
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь