Операция «преемник»: испытание на прочность для губернаторов

http://www.smolensk-i.ru - Добавил smi в категорию Политика

Выборы для власти любого уровня – событие крайне неприятное. И дело тут даже не в том, что лично твои позиции как субъекта власти после выборов могут измениться. Возьмем, к примеру, губернаторов. Им вроде и волноваться нечего. Лично их население выбирать не будет ни в декабре нынешнего года, ни в марте будущего. Отчего же уже сейчас, в июне, губернаторов посещает невеселая шутка-мечта о таблетке, которую проглотил, и все сразу «до лампочки»?



«Шторм под ковром»



Одно из объяснений стандартно, и возникает оно каждые четыре года: любые выборы непременно способствуют расшатыванию ситуации и (как бы кощунственно это ни звучало для «непримиримой оппозиции») мешают планомерной работе власти. Это непременное, неприятное, но отнюдь не бьющее наотмашь условие существования власти в предвыборный период. С этим, как говорится, «жить можно». Вот только ситуация нынешних выборов стандартным объяснением ограничиваться уже не может. К сложностям, присущим предвыборным кампаниям в законодательный орган региона и в Государственную Думу, накладываются «главные выборы» страны, которые нынче в определенном смысле являются переломными. Не смотря на то, что до часа «Х» остались считанные месяцы, о том, что (вернее, КТО) там за переломом, страна может только гадать.

Владимир Владимирович хоть и подает знаки, мол, не волнуйтесь, мы сохраним преемственность нынешнего курса, но кто конкретно будет эту преемственность сохранять, пока молчит. И это загадочное молчание вызывает немалое волнение не только в различных кремлевских группах влияния (это только на первый взгляд они все – «дружная команда» Путина), не только в аппаратной и партийной среде «верных путинцев», но даже в среде той самой «непримиримой оппозиции». Что касается последней, ее интерес в этом вопросе сводится лишь к выработке тактических особенностей борьбы. А вот первым-то посложнее будет. Даже в «мирные» времена разговоры о жестком кремлевском «подковерном дзюдо» не утихали, что уж говорить теперь?

«Михаил Фрадков явно вступил в фазу заката», «До последнего времени фаворитом «гонки преемников» считался именно Медведев, но в феврале ситуация изменилась», «Они мчат ноздря в ноздрю», «Сергей Иванов оттесняет Дмитрия Медведева». Смешно предполагать, что весь этот вал комментариев экспертов никоим образом не оказывал влияние на внутренние связи многотысячной (еще вчера «устаканенной») массы чиновников, политиков, банкиров и олигархов. Что чувствует в данной ситуации непосредственно каждый из «возможных преемников», даже представить сложно. Их включили в гонку, и они должны бежать. Вне зависимости от желания.



Бег с препятствиями. На подстраховке - губернаторы



Дмитрию Медведеву досталась незавидная беговая дорожка. Замечательные стартовые условия в виде беспрецедентной по эффективности PR-акции «Национальные проекты» перекрылись вязкой почвой их исполнения. Видимо, старт был дан слишком рано: большие надежды населения в ходе реализации проектов начали трансформироваться в недоверие. Кремлевская логика спасения «лица» (в данном случае – Медведева) пошла проверенным путем: решили переложить ответственность за провалы на регионы. И вот мы уже видим по телевизору совещание, на котором Медведев, нахмурив брови, грозит пальчиком тройке регионов, которые не смогли освоить федеральные деньги, выделенные на детей, оставшихся без родителей. Смоленская область – одна из тройки, возмутивших «преемника». То, что Медведеву «подсунули недостоверную информацию», что Смоленская область прекрасно освоила выделенные деньги, разъяснят потом региональным журналистам. Региональную же прессу, повторившую за Медведевым неправду, попросят дать опровержение этого недостоверного факта. Но Медведев-то вещал по центральным телеканалам, а опровержение у вице-премьера просить как-то неловко.

Приведенный пример – самая безобидная разновидность эха битвы гигантов за право реализовывать «преемственность нынешнего курса», докатившаяся до региона. Скорее всего, это либо «мелкие московские разводки» (как в случае с забавным рейтингом в «Экономике и Жизни»), либо, действительно, случайность. Как говорится, «не со зла». С приближением выборов, губернаторам (отнюдь не только смоленскому) стоит опасаться уже не эха, но рикошета этого рейтингового состязания преемников.

Губернаторы, хоть и не избираются, в выборах участие принимать все же будут (губернаторы-единороссы – в обязательном порядке). И «в глаза избирателям» смотреть тоже придется. В связи с этим, им как-то надо будет объяснять людям (за правительство, за Зурабова и за Медведева), что Национальные проекты придуманы президентом и воплощаются всеми ветвями власти исключительно для того, чтобы разрешить проблемы, которыми были поражены здравоохранение, образование, сельское хозяйство. Чтобы, если россиянин говорил «жилье», сразу подразумевал, что оно доступное. Иными словами, воплощая нацпроекты на местах, главы регионов должны обеспечить одобрение населением того, что происходит в отраслях, которые «курирует» Дмитрий Медведев.

К примеру, на вопрос: «улучшилась или ухудшилась ситуация в здравоохранении?», «простой россиянин» без всяких сомнений должен ответить: «Улучшилась!». А что в реальности? В Смоленской области провели социологические замеры. Результаты повергли губернатора в изумление:

- Мы второй год живем в режиме реализации нацпроекта «Здоровье». Врачам увеличили заработную плату, обеспечили больницы современным оборудованием, значительно улучшили материально-техническую базу. Внимание власти к этой отрасли действительно стало неизмеримо большим. А результат – люди ответили, что стало хуже. Ну никак я не ожидал такого ответа, - недоумевает Виктор Маслов.

Объясняется этот парадокс просто. Губернатор (президент, куратор нацпроектов, министры и т.д.) видит ситуацию с позиций «системы здравоохранения», которая получила существенное финансовое и материально-техническое укрепление. А людям, вынужденным теперь проводить в очереди к участковому врачу времени столько, сколько в застойные времена стояли, чтобы купить импортные сапоги, «до фонаря», что врачу прибавили зарплату. Им все равно, что в наличие появился новый томограф или какой-то еще чудо-аппарат. Люди почувствовали, что их обманули: говорили, будет лучше, а стало хуже.

Конечно, разработчики нацпроекта это не со зла. Просто в силу абсолютной оторванности от реальной жизни россиян, они воспринимают «удаленную действительность» исключительно в виде столбиков цифр в финансовых проектах и отчетах. А по столбикам цифр нацпроект «Здоровье» выглядит очень даже неплохо. Разве какой-нибудь глава региона решится сообщить Медведеву, что эффективность федеральных денег, вбуханных в оборудование, без учета потребностей на местах, мягко говоря, не слишком высока?

К тому же, поездки Медведева по регионам с ревизией исполнения нацпроектов нацелены не на ознакомление с действительностью. Это спланированные PR-акции в рамках операции «Преемник-2008», которые проходят по сценарию, разработанному в Москве, в жизнеутверждающем формате. И результаты социологических исследований здесь неуместны.



«Кукурузная политика» на строительном рынке



Но благостную картинку национальных проектов испортил тот самый «квартирный вопрос». Если кто помнит, первым итогом запуска нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» стал резкий взлет цен на квадратные метры. После некоторой паузы (сопровождавшейся фоновыми телесюжетами о медсестрах и «простых рабочих», которые через ипотечное кредитование смогли купить себе очень приличные квартиры) Медведев все же признал ситуацию на рынке жилья по-прежнему нездоровой. Тогда вице-премьер пообещал «вывести на чистую воду» строителей, бессовестно взвинчивающих цены. Строители вывели свои финансовые расклады, и получилось, что они строят чуть ли не на благотворительных условиях.

Следующее публичное выступление по больной теме куратор нацпроектов посвятил «местному чиновничеству», административным барьерам и пронизанному коррупцией стилю отведения земли под застройку. Потом в теме вновь возникла пауза. Даже оптимистичные сюжеты о доступности ипотечного кредитования исчезли из теленовостей.

Но тут случилось послание президента Федеральному Собранию. Владимир Владимирович сообщил, что реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» привела к «значительной активизации строительства» и теперь «необходимо приступить к стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан». То есть, «по-хорошему строить не меньше одного квадратного метра жилья в год в расчете на каждого гражданина России». Заметим к слову, что даже в Москве пока столько не строят.

Тем не менее, в полном соответствии с посланием Владимира Путина, регионам настоятельно рекомендовали пересмотреть взятые на себя обязательства по объемам вводимого жилья в строгом соответствии с рекомендациями президента через подписание дополнительных Соглашений с минрегионразвития. Кто-то из губернаторов, понимая, что год предвыборный, сразу согласился взять повышенные обязательства (кукурузу, по настоянию Хрущева, тоже сеяли без оглядки на климатические условия), а кто-то не стал торопиться давать невыполнимые обязательства. Администрация Смоленской области до последнего стояла на позициях прагматизма:

- Мы долго сопротивлялись и не подписывали дополнительное Соглашение, предусматривающее увеличение темпов роста с 10% до 20%. Мы оценивали ситуацию прагматично. Не в наших традициях брать на себя обязательства, а потом их не выполнять. Другие регионы почему-то подписали быстро. Мы остались почти в одиночестве, - сообщил Виктор Маслов. – Мы посчитали те требования, которые минрегионразвития предъявляет к регионам, в частности, к Смоленской области, абсолютно невыполнимыми. Это популистские обязательства. В частности – объем строительства – до 1 кв. метра на человека, не выполняется ни в одном регионе России, даже в Москве. А эта норма, по мнению министерства – средний уровень,- пояснил свою позицию губернатор.

Судя по всему, именно стремлением «додавить» область, отказавшуюся подчиниться «кукурузной», простите, строительной истерии, и объясняется недавний визит Яковлева в регион. Губернатор и министр регионального развития пообщались, назвали общение «конструктивным»… Теперь Яковлев может положить на стол и Фрадкову, и Медведеву сводную таблицу цифр, согласно которой пожелания президента будут исполнены. Стремительный рост жилья россиянам гарантирован.



Социальным оптимизмом – по региональному бюджету



- Мы все-таки подписали это дополнительное Соглашение, но сразу оговорились, что если что-то не получится, ответственность будет коллективной. Мы сейчас ищем соответствующие резервы. Я не буду раскрывать все секреты того, как мы попытаемся обеспечить дополнительный рост, но здесь есть ведь и еще одна проблема, - отмечает Маслов, - строительные фирмы строят жилье не для того, чтобы его потом бесплатно раздать людям. Они строят за средства дольщиков. И надо провести очень качественный и глубокий мониторинг, есть ли такое количество людей, которые в состоянии заплатить деньги за столько квартир, сколько от нас требуют немедленно построить. Ведь не будет же строительная организация брать кредиты для того, чтобы строить жилье, не зная, кому она потом его будет продавать! У нас есть уже пример, когда крупная компания из-за этого обанкротилась. Построила 600 квартир «под обещание», потом эти квартиры «зависли», и кредиты эту строительную организацию разрушили полностью. Поэтому, надо понять реальный рынок спроса (не нужды людей в квартирах, а возможности их приобрести), понять возможности участия в этом процессе населения и, исходя из этих возможностей, уже планировать рост темпов. Цель президента понятна – инициировать на местах большую активность, поиск резервов и новые подходы к организации этой работы. Если просто так на самотек бросить строительный рынок, всегда будет дефицит жилья, поскольку строители заинтересованы в том, чтобы был дефицит. Когда есть дефицит, тогда есть соответствующая цена. И строителям невыгодно сокращать дельту между ценой и себестоимостью. Задача власти – принять меры к тому, чтобы дельта падала. Но пока этот процесс идет очень непросто и в общероссийских масштабах. Конечно, раз президент поставил такую задачу, мы постараемся выполнить это Соглашение…



Губернатор и в этом заявлении остается прагматиком. При «всем богатстве вариантов», выбор-то у главы региона невелик. Совсем скоро должна произойти передача эстафетной палочки «преемственности нынешнего курса». И, как говорит Дмитрий Медведев, «социальный оптимизм россиян» в данной ситуации – совершенно необходимое условие.



Кстати, в Послании Путин сделал еще одно знаковое заявление: «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах». Это Владимир Владимирович о расселении из аварийного жилья. Естественно, во время поездки в Вязьму Владимир Яковлев не мог обойти вниманием этот вопрос.

- Был упрек, что мы недостаточно активно участвуем в реализации ряда целевых программ (в частности – переселение аварийного жилья, обеспечение квартирами молодых семей). Но, не было сказано, на каких условиях эти федеральные целевые программы сегодня работают. Ведь они всегда предусматривают региональное софинансирование. Это дополнительная нагрузка на бюджет. Мы рассчитываем наше участие в целевых программах, исходя из наших возможностей, а не просто «с потолка». Я бы с удовольствием заложил в эту программу полторы тысячи молодых семей! Но под это ж нужен финансовый ресурс бюджета! А нам в других местах дырки надо залатывать. Согласятся депутаты так «скособочить бюджетное одеяло», чтобы дать квартиры стольким молодым семьям за счет здравоохранения или других важнейших социальных статей? Я не думаю. Мы равномерно решаем наши проблемы, исходя из наших финансовых возможностей. Закладываем то, что мы реально можем сделать. Если бы не требовалось таких вливаний нашего бюджета, разве отказались бы мы от участия в этих программах? Да никогда!



Запас прочности



Есть такая профессия - «Родину защищать». Сейчас, в канун марта 2008-го, вне зависимости от принадлежности к «обойме Путина», губернаторы призваны на «защиту Родины» от «деструктивной оппозиции». Способ защиты выбран в полном соответствии со стабильной ситуацией в стране: надо осчастливить народ, и на волне «социального оптимизма» сохранить преемственность курса нынешнего президента.

С приближением выборов, с активизацией оппозиции активизируется и защита. «Все для фронта, все для победы!». Времени разбираться с региональными особенностями бюджетов многочисленных губерний нет. Поэтому губернаторам сейчас, с одной стороны, придется соглашаться со всеми социальными фантазиями центра (заведешь речь о реальности, будешь признан предателем общей цели). С другой – как-то надо будет оправдывать перед людьми особый цинизм того же ведомства Зурабова, отвечающего за ситуацию с обеспечением граждан льготными лекарствами. Надо будет объяснять, каким чудом эта, ставшая уже нарицательной фамилия все еще значится в списке кабинета министров (может, Путин увольнение Зурабова припас в качестве козырной карты к марту 2008-го, чтоб разом и наверняка обеспечить полное доверие благодарных россиян нынешнему курсу?).

Чем ближе к выборам, тем большему двустороннему давлению будут подвержены губернаторы. На особых позициях находится Лужков (Москва - ОТДЕЛЬНЫЙ от России субъект) и главы «нефтяных» и «газовых» регионов. Запас прочности остальных региональных глав будет определяться двумя составляющими. Первое – принадлежностью к обойме «путинского пула». Второе – кредитом доверия населения, которое должно показать «правильные» результаты на декабрьских, а затем и мартовских выборах.

Что касается смоленского губернатора, если верить осведомленному экспертному сообществу, пользующемуся информацией VIP-источников, Виктор Маслов в эту обойму входит. Губернатор (по понятным причинам) не комментирует, все вопросы журналистов на эту тему сводит к шутке. Тем не менее, еще с 2002 года фамилия нынешнего смоленского губернатора прочно ассоциируется с формулировкой «губернатор путинского призыва». Именно эту формулировку использовал и журнал «Ъ – ВЛАСТЬ», введя Виктора Маслова в список «потенциальных преемников Путина», именно так определял его известный политолог, знаток приемов «кремлевского дзюдо под ковром» Алексей Мухин.

Со второй позицией, как подтвердили данные социологических опросов, у Маслова тоже все в полном порядке. К удивлению некоторых «наблюдателей», привыкших большей частью исследовать исключительно слабые звенья работы обладминистрации (часто перекладывая на нее существенные проколы федеральных властей), рейтинг доверия населения губернатору высок. Это известно и в Москве. Неслучайно вопрос о том, кто в Смоленской области возглавит список «Единой России», даже не стоял. Так что выборы вряд ли принесут какие-то сюрпризы. А вот за обещания, за обязательства, которые навязывает регионам «политика преемственности курса нынешнего президента» отвечать надо будет. Это будет позже, но люди обязательно спросят: «Где обещанное?». И регионам, подобным нашему (а таких большинство), без мощных финансовых вливаний из федеральной казны превратить «социальный оптимизм» из сказки в быль будет нереально.



Светлана Савенок

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь