Изменить себя...

http://www.smolensk-i.ru - Добавил killer в категорию Pазное

«Удивили!», - такой короткий комментарий мог бы вполне обоснованно прозвучать к заседанию обладминистрации, на котором подводились итоги социально-экономического развития региона в первом полугодии 2008 года. Доклад, подготовленный Департаментом экономического развития по поручению губернатора, стал яркой демонстрацией того стиля работы, который Сергей Антуфьев изначально стал требовать от членов своей команды: докладывать по существу, не прикрывая проблем киселем из показателей утешительного характера. Потому как «нынешняя ситуация не оставляет никаких шансов работать по старинке, она диктует нацеленность на результат» («Говорит Смоленск» N27).

Доклад об итогах и планах не только нарушил многолетние традиции выступлений чиновников (говорить много и ни о чем), но и продемонстрировал ту самую «нацеленность на результат».



«Не лучше, но и не хуже других»

Сколько раз журналисты, пишущие о деятельности власти, слушали выступления чиновников об итогах (разных лет и полугодий) социально-экономического развития региона, подсчитать сложно. Зато очень просто описать картинку, которую эти доклады вырисовывали.

Как правило, по всем показателям констатировался определенный рост. Если такового на самом деле не происходило, картинка все равно получалась вполне оптимистичной, поскольку показатели приводились либо в абсолютных величинах, либо озвучивались без учета инфляции (то есть, рост вроде есть, но если учесть инфляцию, на самом деле получается падение). Пожалуй, единственными островками неблагополучия в этих докладах были представлены лишь сельское хозяйство и демография (провалы в этих показателях прикрыть было очень уж сложно). А в остальном – «мы не лучше и не хуже других регионов ЦФО».

Быть «не лучше, но и не хуже» было основной целью смоленской власти, наверное, еще со времен Анатолия Глушенкова. Целью основной и неизменной (о возможностях прорывов говорилось лишь в периоды избирательных кампаний). И все «Итоги экономического развития» составлялись в полном соответствии с этой целью. И ни разу никто не ставил задачу проанализировать, почему у нас такие показатели, удовлетворяют ли они нас, и что будет завтра, если тенденция сохранится?

Что касается проблем, они просто констатировались. Если же и объяснялись, то весьма поверхностно (во всяком случае, анализом ситуации там и не пахло).

К примеру, убийственные смоленские демографические показатели объяснялись, как правило, убылью населения (превышением показателей смертности над показателями рождаемости) и большими показателями младенческой смертности и смертности трудоспособного населения... Получается, корень зла лишь в отвратительной системе здравоохранения?

В то же время, рост числа желающих уехать из Смоленской области в столицу или другой регион до сих пор всплывал в докладах совершенно отдельно - только в связи с обсуждением вопроса дефицита специалистов в разных отраслях. А почему из Смоленской области так активно уезжают люди (не только готовые специалисты, но и молодежь)? Вроде в целом динамика региона «не лучше, но и не хуже», и «зарплата растет» от года к году. А рост денежных доходов смолян в первом полугодии 2008-го составил аж 30% (по России – 8%). При прежнем подходе порадовались бы и успокоились...



Остановить «неестественный отток»!

Нынче стали выявлять тенденции, ставить задачи и определять пути решения. К примеру, оптимистичная цифра роста доходов населения на 30% в первом полугодии (смоленский показатель обогнал общероссийский почти в четыре раза), прозвучала не сама по себе, а с разъяснением: есть понятие «реальные располагаемые доходы населения», и есть понятие «заработная плата». И как раз по заработной плате Смоленская область – в числе отстающих. Средняя зарплата в регионе составляет 11 тысяч 100 рублей, что на 5 тысяч(!) меньше среднероссийского показателя. А с учетом этого, нельзя не задаться вопросом: откуда такой впечатляющий рост доходов при низкой зарплате? Возврат к системе «зарплата в конверте»? Или за счет дополнительных заработков? Может, что-то еще? Очевидно одно: низкая зарплата заставляет людей «как-то крутиться» и искать работу в более комфортном для проживания регионе.

Чтобы остановить «неестественно интенсивный отток» смолян, к достойной зарплате необходимо добавить еще одну составляющую. Не менее важный для комфортного самочувствия населения показатель – решение жилищной проблемы. А здесь у нас явно не радужная картина.

Поэтому, констатировав в докладе факт роста сданного метража жилья (в первом полугодии он составил 13% по сравнению с тем же периодом 2007-го), команда Антуфьева признает: «Этот показатель не позволит кардинально изменить ситуацию и обеспечить улучшение жилищных условий большинству жителей области». Чтобы изменить ситуацию, предстоит решить ряд задач: активизировать процесс обеспечения перспективных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, стимулировать комплексную застройку территорий и предусмотреть возведение жилья, доступного для граждан со средним уровнем доходов и социального жилья. В связи с этим уже к концу нынешнего года должна появиться целевая программа по развитию жилищного строительства в Смоленской области. Заметим, задача поставлена не на «размытую перспективу», а на конкретный, более того, весьма сжатый срок. Обращает на себя внимание и тот факт, что требование разработать эту программу появилось исходя из весьма амбициозной цели – «кардинально изменить ситуацию» на жилищном рынке. Может, кто и сможет вспомнить хотя бы один случай за последние лет двадцать, чтобы областная администрация Смоленской области намеревалась кардинально менять ситуацию в каком-либо секторе? Автор этих строк помнит подобные заявления лишь от кандидатов на высочайший пост. После выборов всегда побеждала жажда стабильности (о которой «Говорит Смоленск» писал не раз).



Равнение на передовиков!

А теперь о задачах, обозначенных в докладе. Задача стратегическая звучит тоже кардинально ново для нашего, не хватавшего звезд с неба региона: в перспективе смоляне должны достичь уровня жизни передовых регионов. Понятно, что уровень жизни напрямую связан с развитием экономики (которое, в свою очередь, зависит от темпов развития промышленности). И здесь тоже не обошлось без кардинальных корректив.

Помните, как тема экономического развития обсуждалась ранее?

Из года в год фиксировалось: значительную роль в промышленности Смоленской области играют три отрасли: электроэнергетика, химическая и ювелирная промышленность (кстати, самочувствие этих трех отраслей оказывает существенное влияние и на социально-экономические показатели). Хорошо это или плохо, никто не анализировал, поэтому никогда стремления что-то изменить не возникало.

Теперь стало понятно: плохо, когда основные социально-экономические показатели области зависят от благополучия нескольких предприятий, работающих на специфических рынках. Свежий пример: снижение в первом полугодии 2008-го объема производства в ювелирной отрасли на 15% и в химической – на 14% привело к тому, что по виду деятельности «обрабатывающие производства» Смоленская область оказалась на одном из последних мест в России. Поэтому сейчас через создание условий для развития других отраслей промышленности необходимо снизить доминирование лишь нескольких предприятий. В путях решения проблемы опять-таки указаны конкретные шаги с конкретными датами.

Пожалуй, впервые подводя итоги социально-экономического развития, Администрация продемонстрировала понимание необходимости системного решения проблем аграрного комплекса. Не только через финансовую помощь сельхозпроизводителю. Да, определенные заделы в этой отрасли появились, да, резко активизирована работа по обновлению сельскохозяйственного парка. Вместе с тем, отмечается: «Весь этот позитив может оказаться напрасным, если всерьез не заняться социальным обустройством села. По нашей оценке, в случае отсутствия положительной динамики в этой сфере Смоленская область уже через три-четыре года будет характеризоваться, как один из самых отсталых регионов России по показателям газификации, обеспеченности водопроводом и наличия кадрового потенциала в сельской местности». Поэтому, помимо необходимости увеличения темпов роста производства сельхозпродукции (с 2%-3% до 5%-6%), нужно активизировать темпы ввода жилья, газификации и строительства газопроводов.



Бюджетные реформы

Совершенно новое звучание появилось и в бюджетной политике. При оценке бюджета Администрация Смоленской области наконец перестала радоваться таким показателям, как «сбалансированность» и «профицит». Если раньше бюджет оценивался с позиций виртуозности его составления (сбалансированности и возможности «закрыть» социальные нужды), теперь (если предложения Департамента экономразвития будут учтены), главный финансовый документ действительно должен превратиться в инструмент для исполнения намеченных целей. Об этом свидетельствует тот факт, что даже весомый рост доходной и расходной частей первого полугодия 2008-го по сравнению с аналогичным периодом 2007-го (на 37%) не стал поводом для обретения чувства удовлетворения.

Среди проблем, требующих срочной корректировки, названы три основные. Первое - низкий уровень бюджетных инвестиций (в 2008-м капитальные расходы в Смоленской области составят 11,8% от общего объема расходов, в регионах-лидерах – более 20%). Второе - сложившийся уровень бюджетной обеспеченности не позволяет сформировать полноценный бюджет развития. Третье - низкий уровень применения методов бюджетирования, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ (в 2008 году в Смоленской области лишь 5% расходов осуществляется по программному принципу, в регионах-лидерах – более 20%). Поэтому приоритет должен отдаваться программам, стимулирующим развитие бизнеса. Только так можно получить отдачу в виде прироста доходов в бюджет. Это программы повышения инвестиционного потенциала (кстати, еще одна амбициозная задача: в течение ближайших 5 лет привлечь в экономику области около 250 млрд. рублей), поддержки малого и среднего предпринимательства, развития сельского хозяйства, туризма, кадрового потенциала, а также программы, направленные на снижение смертности в трудоспособном возрасте. Говоря о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов, Администрация отмечает, что доля расходов по программному принципу в 2009 году должна возрасти до 12%, а в 2010-м – до 25%.



Это важно!

Честно говоря, новый подход к решению региональных проблем, тон которому задал доклад «Об итогах социально-экономического развития», впервые позволил усмотреть в деятельности Администрации не только гонку за показателями, «чтобы не быть последними в рейтинге регионов». То есть, впервые власть продемонстрировала, что все показатели, которых она хочет добиться, напрямую увязываются с уровнем жизни смолян. Это важно. Мы посчитали, что также важно и написать об этом. Вовсе не для того, чтобы «похвалить власть». Просто есть понимание ситуации в регионе и многолетнее наблюдение за традициями смоленского чиновничества. Отсюда и изумление «свежим ветром», и некоторые опасения. Знаем также, что «Говорит Смоленск» пользуется популярностью в коридорах власти разного уровня. Поэтому и говорим: важно, чтобы новый подход, который продемонстрировала обладминистрация, поняли все составляющие управленческих звеньев. Важно, чтобы при докладах чиновники всех уровней перестали сыпать цифрами и говорить о том, как много пришлось сделать («работа адова будет делаться и делается уже»), а строились по схеме «констатация факта – оценка тенденций - постановка задачи – определение путей решения». Не так уж и много требуется, стоит лишь изменить подход. Тогда на первый план выплывет не объяснение «почему не получилось», а разъяснение «чтобы получилось, надо сделать то-то и то-то» (кстати, наверное, это и есть один из секретов внутреннего комфорта чиновника). А в остальном – «Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!».

А если серьезно, некоторые сомнения относительно возможности реализации намеченных планов все же есть. В основе этих сомнений слишком большая инерционность смолян, которой не раз дивились проводившие здесь социологические исследования специалисты. И это не только чиновники, для которых любое новаторство, как правило – катастрофа (не потому что они плохие, а потому что ТАК БЫЛО ПРИНЯТО). Это и представители бизнес-сообщества, от которых поставленные Администрацией задачи тоже потребуют готовности оперировать совсем иными категориями...

Словом, есть некоторые опасения, что революционному подходу может помешать та самая характерная для смолян «жажда стабильности», давно превратившаяся в нашей губернии в банальную готовность путать стабильность со стагнацией. Это и тревожит...



Александр Игнатенков, председатель комитета областной Думы по вопросам АПК:

- Мы считаем, что уровень в 1 миллиард 200 миллионов рублей, озвученный губернатором, который планируется направить на поддержку АПК в Смоленской области, будет выдержан. Должен сказать, что согласованы позиции и по субсидированию молока, причем не только для сельхозпредприятий, но и частного сектора. Также будет оказана финансовая поддержка по приобретению сельхозтехники.

Но и на этом никто не останавливается - теперь рассматривается вопрос о выделении субсидий на погашение части кредита уже по приобретенной технике. Суммы обсуждаются, но главное, что у нас есть желание помочь сельхозпредприятиям, которые взяли в кредит новую технику для производства сельскохозяйственной продукции. Мы понимаем, что его возврат – дело сложное, учитывая такие экономические сложности как рост затрат на ГСМ и удобрения. Поэтому я считаю, что областной бюджет должен пойти на частичное субсидирование по погашению основного долга по кредитам. Перечень хозяйств, которым область поможет выплатить кредит, будет рассмотрен департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.



Анатолий Стерлягов, завкафедрой экономики и финансов СИБИП, кандидат технических наук:

- Да, проблемы в докладе вскрыты. Да, поставлены задачи, требующие решения. Но, на мой взгляд, отсутствует четко прописанный механизм участия администрации области в реализации поставленных задач. Для меня остается не совсем понятно, в чем состоит ее роль, скажем, в процессе «стимулирования развития современных предприятий». Опять же не ясно, в каком направлении запланировано развивать промышленность – на базе существующих предприятий или путем создания новых производств? Осталось за кадром, за счет чего администрация планирует привлечь в экономику области в ближайшие пять лет 250 миллиардов рублей? Из доклада не очень понятно, насколько реальной для воплощения является эта амбициозная цель. То есть, если говорится о значительной корректировке каких-то показателей, наверное, должны быть разработаны четкие программы по каждому из направлений. Не исключаю, что они есть, но мне о них неизвестно. Поэтому, ознакомившись лишь с докладом, могу сказать: не хватает конкретики и детализации. Кроме того, на мой взгляд, в докладе мало внимания уделено социальным вопросам.



Иван Кучер, председатель комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам:

- Основным залогом успешности социально-экономического развития области является факт наличия конкретных программ, которые прилагаются к исполнению бюджета. Эти программы разнообразны и охватывают все, начиная от социальной сферы и поддержки малого предпринимательства, и заканчивая сельским хозяйством. Процесс бюджетного финансирования каждой из программ контролируется, в том числе, и депутатами областной Думы.

Довольно часто в финансировании программ происходят изменения. Например, в рамках программы по развитию села на 2008-2012 годы мы уже «выбрали» субсидии, необходимые для приобретения техники, на семена и удобрения. Теперь увеличиваем финансовый поток для департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, что напрямую связано с социально-экономическим развитием села. Один лишь этот аспект уже влияет на социально-экономическое развитие области в целом. Программы существуют в совокупности, и точно также, в совокупности реализуется социально-экономическое развитие области и ее бюджет.



Евгений Каманин, председатель комитета областной Думы по социальной политике:

- Считаю, что в последнее время в области явно виден экономический рост. Впервые за последние пять лет мы говорим о каком-то реальном развитии экономического потенциала региона. Из доклада четко следует, что сеть коммуникаций должна развиваться во всех, в том числе и отдаленных, районах. До тех пор, пока коммуникации смогут обеспечить не только потребности жителей, но и современных предприятий, которые также должны начать работать во всех уголках области. До этого рост экономики там прогнозировать нельзя. Если рассмотреть геополитическое положение районов Смоленщины, то будет видно, что практически в каждом из них можно значительно повысить уровень экономического потенциала, который он вносит в целом в область, именно за счет улучшения коммуникационных сетей.

Конечно, весома и проблема людских резервов. Дефицит населения в районах также сказывается на недостаточном росте экономического потенциала области. Здесь можно выделить несколько причин: недостаточно высокая рождаемость, средняя продолжительность жизни и миграционные процессы, когда жители районов Смоленщины уезжают работать в Москву.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь