Очередная реформа футбола. Чем это грозит смоленскому «Днепру»

http://www.rabochy-put.ru - Добавил markus 3318 дней назад в категорию Спорт

После провала сборной России на чемпионате мира в Бразилии, и в ожидании домашнего мундиаля 2018 года с новой силой разгорелись дебаты о необходимости радикальных изменений в футбольном хозяйстве.

На слушаниях в Общественной палате свою программу представил известный тренер Валерий Газзаев. В кулуарах футбольного сообщества поговаривают, что Валерий Георгиевич намерен сместить руководителя РФС Николая Толстых, а его предложения по реформе футбольного хозяйства оказались на столе не только у профильного министра Виталия Мутко, но и у главы государства Владимира Путина. Так это или нет, станет понятно уже в ближайшее время, сам же Газзаев рассчитывает, что его программа будет принята на вооружение уже в этом году или, в крайнем случае, в следующем.
Главный реформатор

Так получилось, что тренер - обладатель кубка УЕФА - в последнее время стал главным теоретиком футбольных реформ в России. Сначала экс-наставник «Алании» и ЦСКА продвигал объединение отечественного и украинского чемпионатов. В Объединенной футбольной лиге, по его замыслу, лучшие клубы из двух стран должны были разыгрывать призовой фонд размером в 1 млрд. евро. Несмотря на поддержку со стороны «Газпрома», эту идею по известным политическим обстоятельствам последнего года пришлось отложить в долгий ящик.

И вот теперь Валерий Газзаев вновь предложил реформу, правда, касающуюся уже сугубо российской действительности. Свою программную статью тренер окрестил как «Время перемен». Менять и даже ломать по газзаевскому плану придется, действительно, очень многое. Если говорить кратко, то основные пункты этой программы сводятся к следующему:

1. Изменения структуры профессионального футбола. Расширение Премьер-лиги до 18 клубов, создание в первой лиге трех дивизионов по 12 клубов в каждом. Что касается второй, и наиболее интересующей нас, лиги, то ее Газзаев предлагает также немного расширить и сделать «полупрофессиональной» (подробнее об этом пункте программы - ниже).

2. Финансовый принцип «фэйр-плей». Уменьшение доли бюджетных средств в финансировании клубов. Газзаев предлагает тратить государственные и спонсорские деньги не на контракты и трансферы футболистов, а на строительство инфраструктуры. Для этого предполагается введение «прозрачных» клубных бюджетов. Зарабатывать же наш футбол, по примеру европейского, в перспективе должен на телетрансляциях, рекламе и продаже атрибутики.

3. Развитие детско-юношеского спорта. Создание единой системы по подготовке спортсменов. Все школы и академии должны будут проходить регулярные проверки, а тренерский состав - повышать квалификацию. Предполагается создание Центра международного развития детско-юношеского футбола, который будет заниматься организацией турниров и выездом команд на соревнования в другие страны, чтобы молодежь могла получать необходимый опыт. Для этих целей каждый клуб должен будет отчислять 10 процентов призовых, полученных за участие в чемпионате.

4. Изменения лимита на легионеров. По мнению Газзаева, нынешняя система только тормозит развитие отечественного футбола: в Премьер-лиге вообще необходимо отменить существующий лимит, но установить планку качества приезжающих легионеров. А в первой лиге на поле должно быть не более трех игроков-иностранцев. При этом, по замыслу Газзаева, в Премьер-лиге во всех клубах в стартовом составе должен выходить как минимум один российский футболист не старше 21 года.

5. Усиление безопасности на стадионах. Для этого предполагается введение единой карты болельщика, только при наличии которой зрители смогут попадать на стадионы. По задумке Газзаева, это поможет определять нарушителей порядка и предотвращать нарушения порядка.

Как мы видим, в предложениях Валерия Георгиевича есть рациональное зерно, однако вся программа носит в основном декларативный характер и оставляет много вопросов. Количество клубов после введения проведения реформы сократиться практически вдвое - их останется всего 54. Действуя по ленинскому принципу «лучше меньше да лучше», Газзаев предлагает наладить качественную работу в двух лигах, а не обеспечивать выживание нынешней сотни профклубов за бюджетные деньги. При этом владельцы команд второй лиги будут сами решать, какой статус будут иметь подшефные им коллективы.

Для сокращения транспортных расходов во второй лиге предполагается создание в ней шести географических дивизионов, в каждом по 12 клубов (Запад1, Запад2, Центр1, Центр2, Восток1, Восток2). Соревнования по проекту будут проводиться в два этапа, сначала проходят два круга, затем команды разбиваются по шестеркам и снова играют по два матча между собой, определяя в одной подгруппе - победителя, в другой - аутсайдера. Шесть клубов, занявших первые места, затем разыграют три путевки в первую лигу, причем по географическому признаку, т. е. на повышение пойдет по одной команде от Востока, Запада и Центра. Соответственно, из первой лиги будут вылетать команды, занявшие последние места в каждом из дивизионов.

Премьер-лига и первая лига войдут в состав Российской футбольной лиги (РФЛ), а все остальные будут находиться под управлением РФС или уполномоченной организации.
Подводные камни

Не всем программа, предложенная Валерием Газзаевым, пришлась по душе. Ее критикуют за отсутствие лимита на легионеров, за то, что в ней особые преференции создаются для клубов премьер-лиги, в то время как остальные обречены на выступление в менее привлекательных, чем сейчас, соревнованиях. Да и не очень ясно, где взять средства на эти реформы, в которых, как кажется, сами руководители клубов не очень-то заинтересованы. Большинство из них привыкли осваивать бюджетные средства, а по новым правилам игры им придется самим зарабатывать на жизнь.

Если смотреть с колокольни второй лиги, становится и вовсе непонятно, что будет с клубами, похожими на смоленский «Днепр». Лишение команд профессионального статуса предполагает возвращение к советской действительности, когда футболисты числились работниками различных предприятий и получали зарплату как слесари, электрики или штукатуры. От реформы, предложенной Газзаевым, выиграют, пожалуй, лишь клубы из восточной части России - они действительно будут серьезно экономить на переездах, а кроме того, большинство из них автоматически окажутся в первой лиге - сейчас за Уралом всего 16 команд мастеров, т. е. три четверти из них попадут в дивизион «Восток», а к оставшимся четырем нужно будет добавить еще 20, чтобы наполнить две зоны во второй лиге.

У клубов из европейской части России шансов на сохранение профессионального статуса по программе Газзаева меньше - если бы ее приняли прямо сейчас, то в первую лигу отправились бы лишь по три представителя каждой из четырех зон. И, скорее всего, для смоленского «Днепра», который ни разу в своей истории не попадал в тройку призеров, задача выхода в первую лигу при таком раскладе стала бы трудновыполнимой.

Впрочем, несмотря на то, что проект реформы оказался на столах у самых высокопоставленных российских чиновников, это не означает, что ее исполнение начнется в ближайшее время. В это не верит практически никто, но если вспомнить, как быстро был решен спорный вопрос по переводу нашего футбола на систему «осень - весна», становится понятно, что в нашем футболе возможно все.
Мнение

Дмитрий Галямин, экс-тренер смоленского «Кристалла» (из интервью sports.ru):

- Часть, касающаяся второй лиги, - самая большая проблема этого документа. В футболе нет такого понятия - «полупрофессиональный статус». В регламентах ФИФА, УЕФА, РФС есть два статуса - профессиональный и любительский. Я не представляю, кто из второй лиги будет играть в любительском чемпионате - с постоянными переездами, тренировками. Такой футболист не будет защищен ни контрактом, ни регламентом РФС, ни Трудовым кодексом. Это не профессиональный контракт. Поставьте себя на место президента такого клуба: хочу - плачу зарплату, хочу - не плачу; игрок: хочу - еду на выезд, хочу - не еду. Такое положение добьет российский футбол.

Николай Ермаков, директор смоленского «Днепра»:

- По этому вопросу клубы первого и второго дивизионов проводили совещания и пришли к единому мнению: расширение первого дивизиона на три зоны пойдет во вред развитию всего российского футбола. Во-первых, теряется спортивный принцип - как игроки станут прогрессировать в клубах, которые не будут ставить перед собой целей по повышению в классе. Во-вторых, из-за более мягкого лимита на легионеров широко откроются двери для приглашения иностранных второсортных игроков. Перед домашним чемпионатом мира это явно пойдет во вред.
Кстати

Президент ПФЛ Андрей Соколов на прошлой неделе рассказал, сколько денег тратится на содержание 70 клубов второго дивизиона:

- Совокупный объем средств - около 3,5 млрд. рублей в год. Это реальная цифра, подтвержденная документами. Что касается оплаты труда игроков и тренеров команд второго дивизиона, она достаточно скромная и в некоторых регионах сопоставима с оплатой труда работников социальной сферы. Окладная часть зарплат футболистов в среднем по второму дивизиону - порядка 35-40 тыс. рублей. Если принимать во внимание поощрительные и стимулирующие выплаты в виде премий, то средний заработок может достигать 55 ­ 60 тыс. рублей в месяц. Доход тренера команды второго дивизиона в среднем составляет около 70 тыс. рублей ежемесячно.

Нехитрые подсчеты позволяют вычислить, что в среднем бюджет клуба второго дивизиона 50 млн. рублей. А в совокупности все команды низшей профессиональной лиги тратят денег меньше, чем один гранд Премьер­лиги. Так, по данным Sports.Ru, бюджет середняка чемпионата «Терека» ­ 3 млрд. рублей, а у лидеров - ЦСКА и «Зенита», - соответственно, 7,2 млрд. и 18 млрд. рублей. В этом же диапазоне находятся «Локомотив», «Спартак» и «Динамо». При этом средняя посещаемость матчей Премьер-лиги в этом году упала до 10 408 зрителей ­ самый низкий показатель последнего десятилетия.

Игорь Струженков
Рабочий путь

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь