Поднимет ли малый бизнес смоленскую экономику?

http://www.smolensk-i.ru - Добавил v.v. 5525 дней назад в категорию Бизнес и экономика

В регионах в срочном порядке предпринимаются меры по спасению малого бизнеса, потому как именно малый бизнес в условиях кризиса, по мнению тандема Путин-Медведев, может стать спасительным локомотивом для российской экономики (или хотя бы минимизировать последствия кризиса). В Смоленской области программа спасения и развития малого бизнеса была поставлена на повестку дня, когда кризис еще ничто не предвещало.



Решение принято

Весной вице-губернатор Олег Драганов заострил внимание на опасной тенденции: региональная экономика находится в прямой зависимости от состояния дел на трех-четырех крупных промышленных предприятиях. Чтобы эту зависимость снять, необходима диверсификация экономики и работа на увеличение доли бюджетных поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса.

К тому времени департамент экономического развития уже презентовал программу поддержки предпринимательской деятельности в Смоленской области. Не заставило себя ждать и проведение соответствующих законов через областную Думу. В рамках программы, не смотря на кризис, только в этом году на развитие предпринимательства областной бюджет выделяет 270 миллионов рублей. Примечательно, что на каждый региональный рубль, предусмотренный утвержденной программой, выделяется рубль из федерального бюджета. К примеру, залоговый фонд, в который областной бюджет выделяет 50 миллионов рублей, в итоге с федеральной помощью наполнится на 100 миллионов рублей. А это весьма важное подспорье «малышам» для получения кредита.

На самом деле, сейчас даже записные скептики уже соглашаются, что ставка обладминистрации на развитие малого бизнеса в регионе – не банальный бумагооброт, организованный в угоду требованиям президента и премьера, не набор точечных мер, а стратегическое, более того, политическое решение (в таких случаях принято говорить о «наличии политической воли»). Именно этим объясняется отсутствие сомнений у губернатора Антуфьева при принятии непростого решения о снижении ставки налога на единый вмененный доход для предпринимателей с 15% до 5%. При этом администрация вполне отдает себе отчет, что данная мера в поддержку малого бизнеса только в нынешнем году обойдется бюджету в 100-150 миллионов рублей: «Снижение налоговой ставки поможет малым предприятиям остаться в живых при нынешних банковских кредитных условиях. Кроме того, если мы делаем ставку на рост количества субъектов малого бизнеса, здесь негоже вести прямой счет и говорить о том, что бюджет недополучит эти деньги», - жестко заявил губернатор.



Поддержка есть, будет ли спрос?

«Говорит Смоленск» уже не раз отмечал, что с нынешнего года на поддержку субъектов малого бизнеса выделены беспрецедентные для региона средства (стократное увеличение в сравнении с прошлым годом), разработан (опять-таки беспрецедентный) комплекс мер. В том числе, возможность выкупать арендуемые государственные и муниципальные помещения с рассрочкой на 5 лет, создание залогового фонда, фонда поддержки предпринимательства, возмещение ставки субсидирования, снижение налогового бремени, более широкий доступ к госзаказам и т.д. То, что еще год назад казалось невероятным, то, о чем сами бизнесмены говорили «а хорошо бы...», стало реальностью. Но вот вопрос, будет ли массовый заказ предпринимателей – нынешних и потенциальных – на предложенный пакет мер? Ответ на этот вопрос, собственно, и определит результативность политики областной власти в отношении малого бизнеса.

И находится этот ответ, думается, в прямой зависимости от уровня доверия власти, от «высоты» административных барьеров и, естественно, от умения самих смоленских предпринимателей (нынешних и потенциальных) вписаться в условия рыночной экономики, которая серьезно корректируется кризисом.



Мнение бизнеса

По результатам мониторинга деятельности субъектов малого бизнеса в Смоленской области (проводился торгово-промышленной палатой по заказу обладминистрации в конце 2008 года), можно получить представление как о преградах, стоящих на пути развития этого сектора экономики, так и о проблемах, без решения которых на расцвет предпринимательства надеяться и не стоит. Картинка получилась следующая.

Нынешний смоленский предприниматель весьма уверен в себе – 73% респондентов заявили о наличии у них знаний и опыта. Отношения с властью и наличие необходимых связей удовлетворяет 62% и 67% соответственно. Однако когда возникают проблемы, к помощи властей различного уровня смоленский бизнесмен прибегает крайне неохотно – всего 1,3% опрошенных. Из этих ответов руководителей предприятий малого бизнеса можно сделать два вывода, в зависимости от уровня оптимистичности картины, которую мы хотим получить. Первый (оптимистичный вариант): при достаточном уровне поддержки со стороны власти, малый бизнес способен решать свои проблемы в рамках рыночной экономики самостоятельно.

Но можно сделать и другой вывод: все-таки не очень верит предприниматель, что власть сможет или захочет эффективно решать его проблемы, поэтому к ее помощи не обращается. И здесь сложно не обнаружить связь с наличием административных барьеров и коррупционной составляющей в отношениях предприниматель - власть.

Кстати, по мнению большинства опрошенных предпринимателей, «органы власти иногда используют свое служебное положение для создания благоприятных условий отдельным фирмам». В переводе на разговорный, речь идет о коррупции. В результате опроса была выявлена приблизительная доля среднемесячной выручки малого бизнеса, прибегающего к незаконным выплатам, она составляет от 10% до 20%. Отсюда вывод: «Как в Смоленской области, так и в целом по регионам России ситуация с коррупцией не может считаться благоприятной».



Там, за горизонтом...

Замечательно, что эту проблему на повестку дня ставит не только бизнес-сообщество, но и сама власть. Только в январе эта дурная привычка российского чиновничества оказывалась в центре обсуждения заседаний обладминистрации трижды. Плохо только, что власть пока не может выработать действенных мер, которые смогли бы противостоять злу. Простите, конечно, но предложенную меру, прозвучавшую в одном из докладов – «потребовать от государственных и муниципальных чиновников жить по совести» - как-то даже неудобно воспринимать в качестве серьезного рычага борьбы с коррупцией. Примерно такова же эффективность еще одной меры: «стимулирование представителей власти к добросовестному и инициативному труду, обеспечение достаточных материальных условий с целью независимого выполнения ими служебных обязанностей».

Не намного эффективнее и телефон «горячей линии», позвонив по которому, каждый предприниматель может сообщить о своих претензиях чиновникам» (о малой эффективности этой меры говорит сравнительная статистика количества обращений и числа тех из них, которые «пошли в работу»). В целом же, изучение списка мер, предлагаемых в качестве инструментария борьбы с коррупцией, наводит на мысль, что власть (не только наша, смоленская) пока абсолютно не готова к непримиримой борьбе с коррупцией. Подтверждение тому - прозвучавшие из уст одного из чиновников обладминистрации упреки в адрес СМИ, которые, «к сожалению, сегодня не выявляют случаи коррупции, а лишь констатируют информацию, полученную от правоохранительных органов».

Поэтому, если говорить откровенно – горизонт времени, когда чиновники перестанут «кошмарить бизнес», пока просматривается с большим трудом. А если совсем откровенно - не только нам известны отдельные случаи, когда чиновничьи интересы в иных муниципальных образованиях одерживают верх над «строптивыми» бизнесменами, которым остается одно: сворачивать свой бизнес. И нынешняя беспомощность власти (опять-таки, не только смоленской) перед лицом коррупции - это первая и, наверное, самая серьезная преграда на пути развития предпринимательства. Но надо понимать, что устранить ее можно лишь при активной позиции самих предпринимателей. А в этом плане, как свидетельствуют приведенные данные мониторинга, у предпринимателей пока позиция иная. Они воспринимают незаконные действия чиновников «по бизнесу» как неизбежность, поэтому готовы «отстегивать» до 20% среднемесячной выручки.



Кризисные коррективы

Что касается второй важнейшей составляющей успеха мер, предусмотренных программой поддержки малого бизнеса - умения самих смоленских предпринимателей вписаться в условия нынешней рыночной экономики, на наш взгляд, здесь пока также маловато почвы для оптимизма.

Если посмотреть на структуру малого предпринимательства в регионе, становится понятно, что львиная доля частного бизнеса ориентирована на сферу торговли, потому что здесь скорость оборота капитала гораздо выше, чем в производстве. И как раз вот эта ставка большей части смоленских предпринимателей на быстрый оборот, на «дело, не требующее особого геморроя и больших вложений», и мешает поверить в скорую возможность значительного расширения доли малого бизнеса в экономике области.

Здесь, извините за жесткость, вся надежда только на кризис: он все-таки заставит предпринимателей пересмотреть нынешний подход к бизнесу, который остался практически неизменным со времен процветания «челночного» промысла конца 80-х, начала 90-х. Собственно, кризис уже начал вносить коррективы в этом направлении. Что сейчас происходит в сфере торговли, думается, пояснять не нужно – многие уже имели возможность наблюдать, как магазины начали распродавать товар с невиданными скидками в связи с ликвидацией бизнеса. Не лучшим образом складываются дела и в отрасли, занимающей вторую позицию популярности в нашем регионе – сфере услуг (в первую очередь, это касается фирм, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и т.п.)

И, наконец, о важнейшем секторе, на который власть делает главную ставку – предприятиях малого бизнеса, ориентированных на производство. Здесь тоже есть проблемы: весьма узкий спектр секторов деятельности - в основном это строительство и обрабатывающая сфера. Следовательно, большая конкуренция.

Совсем уж незначительная часть смоленских предпринимателей (доли десятых процента) занимается рыбоводством, рыболовством, жилищно-коммунальным хозяйством. Любопытно, что именно эти сферы в силу ряда причин можно рассматривать как наиболее перспективные. Один из доводов – большая востребованность, практически полное отсутствие конкуренции на смоленском рынке и возможность участия в федеральных программах (а это – внушительная доля софинансирования).

Правда, нынешнее время (кризис) вряд ли можно назвать удачным моментом для того, чтобы открывать собственное дело в этих сферах «с нуля». Взять то же ЖКХ: чтобы создать эффективно работающую управляющую копанию, необходимо, как минимум, вложить немалый финансовый ресурс в приобретение нужной техники, иначе созданная компания будет работать ничуть не лучше «Жилищника» и, как следствие, ее услуги не будут востребованы. Ситуация же с кредитованием сейчас, очевидно, не самая лучшая.

Впрочем, следует учитывать, что в числе проблем, тормозящих развитие предпринимательства, сами бизнесмены называют именно чрезмерную конкуренцию на рынке. Поэтому бизнесмены должны понять: использовать кризис как толчок для развития, в первую очередь, сможет тот, кто сделает ставку на использование совершенно новой идеи. К тому же, специалисты утверждают, что риски реализации новой бизнес-идеи не так высоки, как риск оказаться одним из многочисленных бизнесменов на рынке с высочайшей конкуренцией.



Условие успеха

Вывод из вышесказанного очевиден, как очевидны и приоритетные направления поддержки диверсификации малого бизнеса со стороны власти: приоритет должен отдаваться предпринимателям, удовлетворяющим двум условиям. Первое – ориентация на производство, второе – производимый продукт должен пользоваться спросом. Тогда у бизнеса будет успех, у власти - удовлетворение от реализации комплекса мер поддержки предпринимательства и уверенность, что бюджетные деньги не выброшены на ветер.

Есть еще один нюанс, который обязательно надо учитывать. Чтобы программа поддержки малого бизнеса заработала в полную мощь, предприниматели должны быть в курсе выработанных мер. То есть, крайне важно эту программу активно пропагандировать. А для начала было бы неплохо провести исследование на предмет осведомленности предпринимателей о мерах по поддержке малого бизнеса, об услугах Фонда поддержки малого бизнеса, о расширении возможностей получения госзаказа и так далее, и тому подобное. Что касается издания «Говорит Смоленск», мы готовы не только самым активным образом включиться в разъяснительную работу, но и пристально отслеживать, насколько эффективно реализуется программа, разработанная департаментом экономического развития. Готовы поддерживать обратную связь между малым бизнесом и властью (если она есть), готовы ее наладить (если таковая отсутствует).

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь