Первоклассные проблемы

http://www.gorodnews.ru - Добавил plaster в категорию Наука

Суматоха со сборами ребенка в школу позади. Куплена форма, портфель, пропись и ручки. Впереди - самое сложное: психологическая адаптация при переходе из садика.



- У меня есть знакомая семья, которой было очень тяжело водить ребенка в школу. Каждое утро он устраивал скандалы, плакал, прикидывался больным. Как можно бороться с таким неприятием школы?



- Здесь нельзя дать точный ответ. Любую ситуацию нужно рассматривать конкретно, потому что на человека в определенный момент жизни влияют множество разных факторов. Но чаще всего эмоциональное состояние детей зависит от атмосферы в семье. Можно предположить, что родители навязывали ребенку не совсем правильный образ школы, «пугали» его трудностями, которые встретятся на его пути.



Расскажите будущему первокласснику, что интересного он узнает в школе, как сможет найти новых друзей. Когда ребенок повзрослеет, помогите ему найти стимул к учебе: «Если ты сейчас будешь хорошо учиться, ты станешь замечательным программистом, архитектором, биологом». Родители должны ориентировать школьника на успех: «Пусть здесь что-то не получилось, но в другом предмете ты разбираешься очень хорошо, значит, сможешь понять и сложный урок».



- Первые месяцы учебы для новоиспеченного школьника всегда стресс, волнение. Как родителям можно подготовить ребенка к этому важному этапу?



- Действительно, это время стресса для первоклашки. Чтобы ваш ребенок легче перенес этот период, будьте терпеливы к его жалобам, поддерживайте и помогайте преодолевать трудности, поощряйте даже самые незначительные проявления инициативы со стороны ребенка. Не забудьте, что в садике он находился под опекой воспитателей, мог играть целыми днями. В школе его жизнь резко меняется: нужно приспособиться к новому режиму. Поэтому с малышом стоит заниматься с пяти-шести лет, приучать его к определенному распорядку дня, чтобы он мог сам планировать свои занятия, привыкать к выполнению определенных заданий.



- Сейчас родители стараются отдать своего малыша в различные секции еще до школы, правильно ли это?



- Конечно, это будет очень полезно для дошкольника, опять же для того, чтобы ребенок учился быть занятым, привыкал к нагрузкам. Например, всем хорошо известно, что развитию воображения и моторики ребенка помогают занятия лепкой и рисованием. А занятия в спортивных секциях развивают малыша физически. Только не переусердствуйте с количеством секций - во всем нужна мера.



- Между родителями часто возникает спор: когда лучше отдавать ребенка в школу - с шести или семи лет. Какого мнения придерживаются психологи?



- Вопрос о поступлении в школу ребенка шести лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Практика показывает, что даже хорошо подготовленному шестилетнему первоклашке трудно учиться в условиях жесткой, формализированной системы школьного обучения. Он будет часто отвлекаться, с трудом отсиживать время урока, плохо запоминать материал, и это, конечно, скажется на его успеваемости. Не забывайте, что от ребенка не стоит требовать больше того, что он может сделать. Иначе это может привести к катастрофическим последствиям - неврозоподобным расстройствам. В шесть лет малыш идет в школу, чтобы поиграть: ходить в красивой форме, например. Через год он уже больше настроен на учебу.



- Классическая ситуация, когда родители сравнивают успехи своего ребенка с оценками одноклассников, правильно ли это?



- Нет, этого делать ни в коем случае нельзя! Сравнивать успехи своих детей можно только с их личными победами. Иначе возникает агрессия, зависть и низкая самооценка. Если родители начинают ставить на пьедестал отличницу Машу, школьник начинает тратить энергию не на учебу, а на свои личные переживания. А ребенку нужно знать, что он любим своими близкими, несмотря ни на что.



- А что же делать, если ребенок стал отставать по определенным предметам?



- Во-первых, родителям нужно понимать, что школьнику сложно успевать по всем предметам. Во-вторых, если ваш ребенок не справляется, помогите ему сами, потратьте два часа на разбор задач по математике. У вас на это не хватает сил и времени? Обратитесь к репетитору либо учителю, который поможет наверстать упущенные знания. Но вообще родителям нужно понимать, что школьнику сложно успевать

по всем предметам одинаково хорошо. Ведь у каждого человека существуют свои способности и свой внутренний резерв. И если ребенок гениально пишет сочинения, то, скорее всего, ему будет трудно даваться «высшая» математика. А если школьник раньше успешно справлялся с учебной программой и вдруг стал приносить двойки, то советую обратиться к психологу для решения проблемы.



- Любая семья пытается уберечь своего ребенка от плохой компании, но не всем это удается. Как нужно поступать родителям, чтобы дети не стали общаться с хулиганами?



- Родителям не стоит забывать, что с ребенком всегда нужно иметь эмоциональный контакт. Если он не получает в семье должного тепла и понимания, то он ищет их в других местах. Часто на выручку приходят дворовые компании, где школьника принимают и он чувствует себя комфортно. Объясните ему, чем могут быть опасны такие друзья, к чему может привести это общение.



- И если подытожить все вышесказанное, как нужно вести себя родителям первоклашки?



- Конечно, главное - это любить своего малыша, уважать и понимать его, уделять внимание его жизни. Настраивайте на успех, показывая, что всегда есть выход из сложившейся ситуации. Сами демонстрируйте оптимизм и уверенность, тем самым вселяя их в ребенка. Будьте терпеливы. И не забывайте, что ребенок - это зеркальное отражение вас, поэтому помните о примере, который вы подаете.





Пять компонентов готовности ребенка к школе



Внутренняя позиция школьника. Ребенок должен осознавать, что он идет учиться, а не играть. Ему должно быть интересно будущее, которое его ждет: новые знакомства, знания.



Отношение к учителю. Школьник должен понимать, что учитель - не воспитатель, что он будет предъявлять требования, которые необходимо выполнять.



Отношение к себе. Первоклассник должен уметь адекватно оценивать свои способности: понимать, что он умеет делать хорошо, а что не очень. А также уметь оценивать свои поступки.



Произвольность поведения. Ребенок должен быть способен высидеть урок длиной в 40 минут, слушать учителя и выполнять задания, которые он дает.



Интеллектуальная готовность. Школьник должен уметь сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их, а также делать выводы.



Автор: Виктория РИМКУТЕ
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь