Сергей Кривко: «Это сложное испытание и серьезный вызов»

http://www.smolensk-i.ru - Добавил student в категорию Политика

СВЕТЛАНА САВЕНОК



Автор этих строк сделал не один десяток интервью с чиновниками самого разного ранга. Но сложнее всего это оказалось с начальником департамента по социальному развитию Сергеем Кривко. Вовсе не потому, что Сергей Ростиславович отказывался (напротив, согласие было получено сразу). Просто Кривко относится к тем людям, которым на самом деле 24 часа в сутки – это слишком мало. В ходе наших встреч (а процесс единой беседы из-за постоянной занятости Сергея Кривко пришлось раздробить на три встречи) у меня создалось впечатление, что это - человек–мотор, который умудряется за день «переварить» столько вопросов, сколько среднестатистическому чиновнику под силу разве что за неделю. Когда мы завершали наш разговор, мне очень хотелось спросить, где же семья находит терпение мириться с такой загруженностью своего главы, но задать этот вопрос я так и не успела – Кривко уже спешил на встречу с ветеранами.

Итак, наш собеседник – начальник департамента Смоленской области по социальному развитию, секретарь городского отделения партии «Единая Россия» Сергей Кривко.



- Сергей Ростиславович, Вас называют одним из самых эффективных смоленских чиновников. Как Вы реагируете на подобные высказывания?

- Я вообще против ярлыков: плохих, хороших, любых. Сделал что-то хорошо - есть повод для оценки. Что значит «один из самых эффективных»? Кто и чем эту эффективность замерял? Поэтому никак я не реагирую на подобное «звание». У меня есть конкретный участок работы, за который я отвечаю. Если у меня получилось что-то – отлично. Впрочем, не буду лукавить: когда получается, это не случайности, я нацеливаю работу именно на такой результат, у меня высокий уровень требовательности к своей работе и к работе команды в целом. Тем не менее, могу точно сказать, что в администрации работало, работает, и наверняка еще будет работать немало чиновников моего уровня или даже выше. Просто так, видимо, складывалось, что не всегда у всех эффективных, как Вы говорите, чиновников есть достаточный период времени для того, чтобы себя проявить. Свой же результат я объясняю, кроме всего, еще и тем, что отвечаю за реализацию социальной политики в течение восьми лет. И понятно, что такой временной задел позволил мне как руководителю выстраивать оптимальную схему работы. Нам удалось избежать шараханий в работе департамента из стороны в сторону, что, как правило, и случается при смене руководителей, особенно при частой их смене. Поэтому при должном уровне понимания задач со стороны руководства региона, с моей стороны, нынешний результат был предопределен. То же самое, кстати, могу сказать и о работе глав районов. Если вспомните, довольно длительный период Вязьма у нас была лидером в направлении социальной политики: там было построено два дома-интерната, детский приют, центр социального обслуживания. Этот район был флагманом (не только по «социалке», кстати), потому что там многие годы проводилась серьезная кадровая политика. А потом с руководителями района началась настоящая чехарда – сначала появился временно исполняющий обязанности главы, потом новый глава, снова временно исполняющий… Понятно, что это не могло не отразиться на результатах. Так что я назвал бы три составляющих эффективной работы чиновника. Первое - личное стремление и чувство ответственности, второе – наличие единомышленников в команде и третье - достаточное время не только для того, чтобы выстроить систему работы во вверенном тебе подразделении, но и время для того, чтобы что-то реализовать.



- Сергей Ростиславович, Вам предложили возглавить работу по реализации социальной политики в регионе после известных трагических событий (имеется в виду убийство председателя комитета по социальной защите населения Ивана Ивановича Сафонова). Не страшно было?

- В чем причина той истории, наверное, должны знать ответ правоохранительные органы. Вообще, честно говоря, странный вопрос. Скажите, какие могут быть «страхи», если ты собрался работать в органах государственной власти в рамках своих полномочий и компетенции? Так что ни страхов, ни сомнений у меня не было. Да и, если честно, я живу в таком ритме, что на подобные чувства у меня просто нет времени. Ведь когда мне предложили возглавить комитет по соцзащите (тогда это был комитет), я ведь уже был начальником комитета...



- … по делам молодежи. И так же успешно там работали, во всяком случае, есть что вспомнить. А ведь это были Ваши первые «чиновничьи шаги»?

- Работа в комитете по делам молодежи для меня получилась достаточно естественной, потому что на тот момент при моем непосредственном участии действовало несколько молодежных структур в ранге общественных организаций. Мне были понятны и студенческие проблемы, и проблемы рабочей молодежи. Но решить эти проблемы можно было только при наличии соответствующей административной структуры. К тому времени наши студенческие профсоюзы разработали и предложили сразу несколько программ для Смоленщины, но без административных возможностей реализовать их было бы непросто. И как раз в то время мне предложили возглавить комитет по делам молодежи. Тогда, если помните, появилась молодежная газета «Наша Смена». Не могу не отметить, что КВН, который мы тогда запустили, тоже оказался очень результативным проектом. А ведь я прекрасно помню, когда мы в 1999-м начинали, то могли только мечтать, чтобы наши ребята хотя бы попали на Первый канал. А сейчас смоленская команда будет играть в финале Высшей лиги! Это же здорово!



- Вот как интересно получается - каждый раз, когда Вы начинаете работу в каком-то направлении, в итоге из чего-то небольшого получается нечто убедительное – это касается и молодежных проектов, и нынешнего департамента по социальному развитию, в который «вырос» тогдашний комитет по социальной защите населения. Более того, теперь смоленский опыт реализации социальных проектов приезжают перенимать регионы ЦФО. Это что, стечение обстоятельств или личная заслуга Сергея Кривко?

- Я думаю, что это симбиоз нескольких составляющих. Если брать работу в комитете по делам молодежи, тогда ведь все само собой назревало. Если мы говорим о молодежной газете, то в ней была внутренняя потребность. Это сегодня многие СМИ уделяют внимание молодежной тематике, спорту. Тогда же этого не было, поэтому мы создали молодежную газету «Наша Смена». Что касается КВН, вопрос тоже витал в воздухе. Нас тогда удивляло, как можно жить в городе, где столько высших учебных заведений, столько талантливых ребят, и не развивать КВН? Повторяю, все эти процессы тогда уже объективно назрели.



- Все равно, чья-то рука должна была, образно говоря, «нажать на кнопочку», чтобы запустить эти процессы…

- Уверяю, это не один человек – Кривко или кто-то еще. Это всегда команда. И мне всегда везло с командой, я работал с теми людьми, которые всегда меня понимали. На этапе выработки решения мы, безусловно, могли спорить, но когда приходили к единому пониманию, когда принимали решение, что мы делаем это, тогда уже не требовалось никакого давления «сверху», страхов «снизу», мы работали на решение в единой связке. Повторяю, все определяет команда. То же могу сказать и о департаменте по социальному развитию: его работа – результат той социальной политики, которую проводит администрация области.



- Еще об одном «феномене Кривко»: Вам удалось, как говорят, «сохраниться в должности» при трех губернаторах. Это удивляет, хотя бы потому, что у нас принято: при каждом «новом» все «старое» смывается, невзирая ни на что (это безобидно называется «смена команды»). Вы же сохранили свои позиции, на которые наверняка претендовали некоторые соратники вновь приходящих глав. Как Вам это удалось?

- Честно говоря, не знаю, как ответить на Ваш вопрос, как-то никогда не задумывался даже, оставят меня или заменят. Я работал себе и работал… На самом деле, это сейчас мы достигли той точки развития, когда соцзащита стала столь серьезной организацией, коей она является сегодня. А, скажем, в 2002-м году у нас в структуре было всего восемь отделов, те же глобальные изменения, которые произошли позже, тогда были в самом зачатке. В 2001-м – 2002-м годах бюджет соцзащиты строился несколько иначе – мы очень сильно зависели от федеральных денег, от участия в федеральных программах. И передо мной тогда стояла задача максимально включить Смоленскую область в существующие программы, потому что это был единственный путь развития направления социальной работы. И когда мы успешно включились в федеральные программы и стали их реализовывать, наверное, смена нашего представителя могла бы привести к определенному торможению этих программ. И потом, я не думаю, что каждый новый губернатор думает лишь о том, чтобы непременно сменить все старое, наверное, все-таки он о деле думает в первую очередь.



- Сергей Ростиславович, у Вас сейчас все в порядке, департамент на хорошем счету не только на Смоленщине, но и в Москве. Казалось бы, работали бы себе спокойно… Зачем Вы согласились на нагрузку в виде совершенно неблагодарного участка работы - я имею в виду Ваше избрание секретарем городского отделения партии «Единая Россия»?

- Насчёт «все в порядке» – все-таки это результат постоянной и очень тяжелой работы всех наших социальных служб, и главное, как я уже сказал, это результат понятной и четкой политики руководителей области. Социалку поддерживают, развивают. Это позиция Губернатора. Далеко за примерами не надо ходить, вы все видели: и бюджет достаточно «благополучного» 2008 года, и бюджет текущего. Уже на бюджетных комиссиях вырабатываются и согласовываются финансовые параметры отраслей на 2010 год. Наши статьи практически не пострадали, за исключением нескольких проектов, но они у нас в планах. Финансирование областью может быть возобновлено сразу после получения данных о федеральной составляющей. Это такие проекты, как многофункциональные центры, электронные носители индивидуальной информации льготников, социальные карты. Проекты проходят стадию пилотных и апробируются в ограниченном количестве районов. Интересные наработки, живая работа, много встреч с людьми, но, к большому сожалению, в свете Вашего вопроса, во многих случаях именно труд социального работника часто можно назвать неблагодарным. Так что это привычно.



- В каком смысле?

-Приведу пример. Наша область сверхсоциальная, количество льготников в различных категориях достигает сотен тысяч человек. Огромное число социальных статусов для получения мер социальной поддержки и субсидий. Обиды рождаются у льготников ежедневно. Автомобили выдавали, потом с 2005 года прекратили. Кто виноват? Соцслужба. Требуется путевка в санаторий – сами же льготники уменьшают эту возможность своим отказом от соцпакета, но виноваты чиновники – «не дают». Не хватило несколько лет стажа до получения звания ветеран труда или даже просто бытовые проблемы появились – оценки этих событий социальные работники встречают первыми. Но невзирая на потенциальную несправедливость упреков и невозможность в каких-то случаях что-то изменить, наши работники не уходят в глубокую обиду, а стараются максимально человеку помочь. Ведь наш социальный контингент – это те категории населения, которые первые узнавали, что такое шоковые терапии, дефолты и кризисы.



- Но теперь к этому нелегкому багажу Вы решилились «догрузить» багаж проблем абсолютно разбалансированной структуры – городского отделения партии «Единая Россия»…

- С партией как раз другие вопросы нужно решать, и это мне тоже интересно. Здесь на первом месте принцип добровольности и видения своей жизненной позиции каждым членом партии. Я сам вступил в партию, меня никто не заставлял, и я знал, зачем я это делаю. При этом, настоящий партиец прекрасно знает, что партия может дать любое задание, поручить самый сложный участок в новой сфере деятельности. Городское отделение партии – это серьезный отряд (в идеале - отряд единомышленников), который может и должен взять ответственность за многие процессы, происходящие в городе. Мне здесь еще и полегче, потому что программа партии «Единая Россия» во многом - программа социальная, она направлена на человека, его благополучие и нормальную жизнь. Я вижу желание людей работать, поэтому убежден, что мы с этими задачами справимся, ответственности мы не боимся. Как в свое время сказал Владимир Ильич, «есть такая партия». В городском отделении «Единой России» подобран просто сверхпрофессиональный состав, здесь не надо бороться за приоритеты в движении, или между собой, потому что мы все находимся в «одной упряжке». На счет разбалансировки, как Вы сказали - да, в партии много ярких, самобытных личностей со своими амбициями, которые много добились в жизни. Может быть, прежнее руководство просто не пыталось структурировать работу, просто потенциал тех ярких фигур, которые сегодня хотят работать результативно, надо использовать в общих, созидательных целях. Если же кто-то шел в партию за личным статусом или чтобы поставить себе в визитке дополнительную галочку – здесь здоровый организм партии все отфильтрует, не сомневаюсь. От таких людей мы будем избавляться.



- Сейчас обсуждается полезность введения смешанной системы на выборах не только в Государственную и областную Думы, но и в Смоленский городской Совет. Ваша позиция по этому вопросу: стоит ли вводить на выборах в органы местного самоуправления еще и партийные списки, или пусть будет, как и было – только одномандатные округа и независимые депутаты?

- Первое: считаю, что независимых депутатов быть не должно – как минимум, они должны зависеть от своих избирателей. Второе: я глубоко убежден, что введение смешанной системы на выборах в Смоленский городской Совет будет очень полезным шагом. На мой взгляд, наш горсовет и наша избирательная система в городе Смоленске превратились в застывшие организмы, которым еще в 90-х велели: «Замри!», и они замерли. Игра в «замри – отомри» уже давно закончилась, а они так и остались стоять. И я думаю, что те малоутешительные темпы развития нашего города – не что иное, как следствие этой застывшей ситуации. Пора уже оглядеться вокруг и понять, что сейчас уже другая жизнь, мы выстраиваем новую систему управления. Повторяю, причина тех многих бед и пробуксовок в Смоленске – наш застывший парламентаризм. Ведь как за общую политику развития могут отвечать депутаты-одиночки? Да никак. Им дела нет до общей политики развития и мы это сейчас наблюдаем в тех негативных процессах, которые сотрясают нынешний горсовет. Поэтому я считаю, что в городе Смоленске должна быть смешанная система выборов, от этого все только выиграют.



- Впереди – выборы. Сейчас – кризис. Не секрет, что среди населения все больше протестно настроенных граждан. Если партия «Единая Россия» в очередной раз выступит на ближайших выборах неудачно, не боитесь, что «стрелочником» назначат Вас?

- Стрелочник? Думаю, мне больше импонировал бы статус моторчика или машиниста паровоза. Партия уже определила путь, обозначила вокзалы, рельсы проложила, надо двигаться, созидать, если кого-то в поезде укачает – на остановках высадим. Да и стрелочник в чем? Не оправдаю доверие - ситуация фильтруется, однопартийцы поправят, поставят на место, буду рядовым членом партии. Я этого не боюсь. Главное - понимать, что ситуация сегодняшнего дня такова, что кроме нашей партии никто страну вперед не поведет.



- Сейчас называют несколько «паровозов», которые готовы двинуть на эти выборы свои собственные составы – Михайлов, Качановский, Лебедев. Замечу, все – единороссы, все по праву претендуют на функции паровозов… Аварии не произойдет?

- К слову, хочу заметить: посмотрите, какой у нас перспективный и разнообразный состав в организации, любая другая партия позавидует. Ну кто еще может выдвинуть такое количество кандидатов в мэры, в депутаты, на другие должности? Золотой фонд! Мне кажется, что в этот список «паровозов» можно легко добавить еще человек 10, у каждого будет свой список. И они не только со списками - это авторитеты, им доверяют смоляне, избирают их. Вот из кого и получился бы отличный горсовет. Что ж, постараемся максимально объединить потенциал всех на созидание, а не на «междусобобойчики» муниципального масштаба. Аварий не допустим.



- Вы сами примете участие в выборах в городской Совет?

- Пока такой задачи я не получал. Ни от руководства, ни от простых членов партии. Думаю, многое будет понятно, когда увидим, что удалось решить в плане партийного строительства и уровня дееспособности местного отделения в ближайшие два месяца, сейчас я занимаюсь именно этим. Если за самое короткое время не удастся консолидировать партию, поднять ее авторитет, добиться реальных результатов – Ваш вопрос отпадает сам собой. Партия не будет еще раз рисковать, выдвигая на выборы руководителя, которому смоляне не доверяют. Но выборы действительно для нас, для «Единой России», будут индикатором - правильный ли путь выбран организацией, и те ли люди находятся в руководстве. Уж в этом году будет разработана Программа партии, будет и список партии на выборы. Я отдаю себе отчет, что это сложное испытание и серьезный вызов. Мы готовы. Но сначала наше отделение должно выйти на уровень, достойный статуса партии. Думаю, в очередной раз соберу единомышленников, и мы начнем работать… как когда-то в студенческие годы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь