Александрино. Потерянный рай

http://www.rabochy-put.ru - Добавил v.v. 5294 дня назад в категорию Pазное

Старинные дома, липовые аллеи, белоствольные березы и гнетущая тишина… Развалины вместо дворца, дремучий лес вместо парка - так сегодня выглядит усадьба Лобановых-Ростовских. Если в городах руины стыдливо прикрывают зеленой «строительной» сеткой, то в провинции этого не делают – раскошеливаться на подобные декорации просто некому. На Смоленщине десятки разрушенных усадеб, но боль об этой особенная.



Жизнь первая. Княжеская резиденция

В 1783 году князь Лобанов-Ростовский женился на дочери генерала Салтыкова – Александре. В качестве приданого новой княгине была отдана Торбеевская вотчина под Сычевкой. Именно тут княжеской чете было суждено свить свое дворянское гнездо. Для начала в центре Торбеева построили великолепный храм с престолами Вознесения Христова и святого Николая – его возвели в 1793 году. Кто приложил руку к строительству – неизвестно. Вполне возможно, что Матвей Казаков или сам Баженов. Княжескую резиденцию решили построить в пяти километрах от Торбеева. Сначала усадьбу назвали Александровским, а потом – Александрином. Именно там возвели дворец, флигели, служебные постройки…

Позже Александрино перешло в руки их старшего сына. Но Александр – участник Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны, сослуживец Михаила Лермонтова и друг Александра Пушкина – отказался от совладения усадьбой в пользу своего брата, генерал-адъютанта Алексея.

Время стерло многие имена владельцев, но капризы последнего князя вспоминают в тех местах до сих пор. К примеру, крестьянам он запрещал держать «хрюкающую тварь» - Лобанов-Ростовский терпеть не мог поросят. А однажды он поссорился со своим соседом – Шереметевым. Может быть из-за того, что графу, на зависть князю, удалось перевести к себе в Высокое почтовое отделение. Чтобы не видеть ненавистных соседей, Лобанов повелел проложить дорогу в объезд своего имения прямо по пашне. Как-то в Вязьме с него взяли 10 копеек - за водопой лошади. Князь так разозлился, что решил лишить город воды. Для этого приказал вырыть канал, чтобы спустить воды реки в озеро. Следы его сохранились до наших дней – под названием «Адамова канава».



ЦИТАТА

«Лобанов совсем не был сумасшедшим, он был великолепный помещик, очень популярный среди крестьян. Он, может быть, и был самодуром, например, отвел реку Вазузу в парк Торбеева и любил волов, которые у него работали в имении вместо лошадей. Он завещал, чтобы, когда умрет, его гроб везли на кладбище на телеге, запряженной 8 волами. Но мой отец всегда говорил: «Побольше бы у нас было таких самодуров, он отвел Вазузу, когда была засуха и мог бы быть голод. Он дал работу всем соседним крестьянам, кормил их семьи и дал образование всем их детям».

(Н.М Волков-Муромцев. Юность. От Вязьмы до Феодосии (1902-1920)



В 1917 году имущество усадьбы национализировали, князя бросили в Сычевскую тюрьму, а оттуда этапировали в Смоленск. След его с тех пор затерялся… Господский особняк превратили в дом коммуны, а потом в школу. В 1941-1943 годах здесь хозяйничали фашисты: срубали вековые деревья, делали из них доски и брусья. В 1961 году в старой каретной случайно нашли взрывчатку, заложенную еще оккупантами. Усадьба чудом не взлетела в воздух… Судьба торбеевской церкви оказалась более печальной. До 1927 года храм простоял закрытым, а потом был передан совхозу. Имущество церкви было растащено и сожжено вместе с иконами. В конце 50-х в Новодугино решили построить Дом культуры. Стройматериалов не хватало, и на кирпич для клуба стали разбирать Торбеевский храм. Когда растаскивали по кусочкам трапезную, под полом обнаружили склеп Лобановых-Ростовских. Только вот драгоценности на них, к несчастью мародеров, оказались дешевыми фальшивками. Настоящей была только шпага князя и позолоченные пуговицы его мундира с ботфортами. Но обогатиться не удалось. Говорят, что судьба грабителей была печальной: при дележке добычи один убил в пьяной драке другого. А вместе с трапезной исчезли приделы, главы, апсида алтаря и колокольня. Сиротливо осталась стоять только центральная часть – как памятник человеческому бездушию.



Жизнь вторая. Всесоюзная здравница

В 50-м году «волшебная палочка» советской власти превратила дворцовый комплекс в дом отдыха. Теперь здесь катались на лодках и гуляли по парку не княжеские гости, а обыкновенные рабочие. Говорят, что популярность учреждения была настолько велика, что многие предпочитали отдых в деревеньке под Новодугино, а не на морском побережье. «А теперь все это – и обступивший со всех сторон корпуса дачи густой лесопарк, и сама дача, и бесконечные, поросшие камышом и кувшинками озера, и дальние заливные луга, и даже это нежно-голубое прозрачное небо – все, все принадлежит ей, комсомолке Семченковой, и ее товарищам», – очерк о новом доме отдыха с такими строками появился в 1952 году на страницах «Смоленского альманаха». Директором учреждения тогда был Тимофей Ивановича Куриленко. Да-да, отец знаменитого партизана, памятник которому украшает центр Смоленска…

- Я отдыхала в «Александрино» два раза. Помню, там была большая танцплощадка, где мы отплясывали под звуки баяна. А какие там были пруды! Как мы бегали по роскошному парку, фотографировались с бронзовыми оленями… Это было в 58-ом, - восторженно вспоминает смолянка Вера Московкина. - Второй раз я приехала туда в конце 80-х. Александрино не произвело на меня большого впечатления – по тем временам дом отдыха был уж совсем примитивным. Парк зарос, пруды покрылись тиной, бронзовые фигуры исчезли… А вот баянист спустя 30 лет был тот же. Подхожу к нему, спрашиваю: «А где же олени?». А он мне грустно улыбается: оленей, говорит, на мясо порезали…

В 1995 году дом отдыха закрыли. Мол, «в верхах» долго решали, что оставить действующим: дом отдыха «Александрино» или «Красный Бор»… Счастливый билет вытянул последний.



Жизнь третья. Минеральный завод?

В Александрине можно по-прежнему встретить машины со столичными номерами: люди до сих пор приезжают сюда на отдых – уже по привычке. В княжеских прудах купаться не советуют, а вот рыбку поудить – всегда пожалуйста. Лес, кстати, и сейчас манит своей богатой грибной охотой, расстилает скатерть-самобранку, предлагает угоститься ягодами. Из соседних Екатеринок везут по осени целые ведра спелой клюквы…

Октябрь раздел деревья и не забыл обнажить разруху. Растаскивают по частям не только старинные постройки, но и столовую, пятиэтажный жилой корпус. Подходить к дворцу страшно – как бы кирпич на голову не упал. Внутри еще цела лестница на второй этаж, только вот уходит она в никуда… Вдруг кто-то за спиной вздохнул. Я обернулась. Застывшая белая фигура – бронзовый певец революции Максим Горький стояла посреди усадьбы и грустно смотрела вдаль. Чудеса, что памятник остался цел. Несколько лет назад cо стены дворца сорвали даже жестяную табличку «Памятник архитектуры XIX века. Охраняется государством». Помнится, еще пару лет назад во флигеле кто-то жил. Теперь на нем, как и на других зданиях, нет даже крыши – бесформенная коробка в четыре стены. Создается впечатление, что в Александрине бушевал тот же ураган, что и в сказочном Канзасе - тот самый ветер, унесший домик девочки Элли. Грустно...

Вполне возможно, что в следующем году по программе «Культура России» на реставрацию усадьбы будут выделены деньги из федерального бюджета. Вот что рассказала журналисту «РП» Людмила Жук - начальник отдела по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Департамента Смоленской области по культуре:

- Сейчас бывшая усадьба Александрино находится в частных руках. Эффективно ли используется? Она вообще не используется. Но когда хозяин усадьбы заговорил о том, что он сделает там маленький заводик по производству минеральной газированной воды… Вы можете представить себе, что дворцовый комплекс будет использоваться под завод? Насколько это эффективно и целесообразно? Именно поэтому усадьбы должны продаваться с обременением – иначе мы рискуем их потерять.

Жителей Александрина можно отнести к особенной категории – жертвы перестройки. От былого великолепия им в наследство остались руины и лента ностальгических воспоминаний.

- Здесь люди отдыхали со всего Советского Союза: приезжали с Оренбурга, Северодвинска, Донбасса, - рассказывает житель Александрино Леонид Пестриков. - Во дворце был кинозал и столовая на 250 мест. Позже выстроили новую столовую - уже на 500 человек. В 1979 году нашли артезианскую скважину. Планировали превратить Александрино в санаторий на 1200 мест. Сейчас скважина «заморожена», хотя это настоящая золотая жила. Кому сейчас принадлежит «Александрино» – неизвестно. Я был по этому поводу в прокуратуре, но ответа мне так и не дали…В Александрине живут 250 человек, и все мы брошены на произвол судьбы. У нас нет ни работы, ни инфраструктуры - мы никому не нужны! Мне будет стыдно, когда внуки спросят меня: деда, а что сделал ты, чтобы сохранить это великолепие?



КАК ДОБРАТЬСЯ

Сначала нужно доехать до Вязьмы. Можно электричкой из Смоленска - в 7.40, 14.09 и 16.11. (стоимость билета - 228 рублей.) или автобусом, который отправляется с автовокзала почти каждый час (207 рублей). В Вязьме в 8.30 нужно будет сесть на автобус «Вязьма — Высокое — Новодугино». Стоимость билета до Александрина - 67 рублей.



Мария Дёмочкина

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь