Смоленский Иван становится Грозным

http://www.rabochy-put.ru - Добавил alla 5258 дней назад в категорию Спорт

В английском языке нет прямого перевода слова «Грозный», но есть эквивалент - «terrible» -«ужасный». Царь Иван IV для Запада - символ ужаса и кровожадности средневековья. Имя смолянина Ивана Кирпы в наше время заставляет трепетать любителей и профессионалов бокса: этот талантливый спортсмен имеет все шансы стать чемпионом мира по одной из самых престижных версий - WBC в полусреднем весе до 66,7 кг.

Судьба боксера из Рославля, ныне живущего в Лос-Анджелесе, как нельзя лучше иллюстрирует легенду об американской мечте и человеке, который сделал себя сам.

Парень из деревни Кириллы в провинциальной области на Западе России, названия которой большинство жителей США даже не знают, потом и кровью выбился на вершину мирового бокса и сейчас занимает седьмую строчку в планетарном рейтинге по версии Всемирного боксерского совета.

Его промоутер, крестный отец профессионального бокса Дон Кинг, предрекает Ивану титул: «Этот русский парень станет одним из моих следующих чемпионов, - заявил 77-летний Кинг . - И он будет скоро драться за титул. Кирпа шокирует мир». При этом он называет Ивана одним из бриллиантов в своей короне.



В середине июля этого года Кирпа (имевший к тому времени 22 победы (15 нокаутом) при одном поражении) заставил говорить о себе всех. В сложнейшем двенадцатираундовом элиминаторе (бой за право сражаться с чемпионом мира) он с разгромным счетом (по оценкам всех трех арбитров:

120 - 108, 119 - 108 и 118 - 110) одолел мексиканца Мигеля Родригеса (29-3, 23 нокаута), который уже не первый год входит в десятку лучших боксеров планеты. Для Кирпы та победа была необходима, как инъекция лекарства тяжелобольному пациенту, ведь в случае проигрыша он мог «умереть» как профессиональный боксер. О чем на пресс-конференции за день до боя Иван и сказал.

И вот победа. Позади 23 года выматывающих тренировок, жизнь, как один большой спарринг с миром. Все то, к чему он стремился, теперь находится от него в одном шаге…

На конец января запланирован бой «Иван Кирпа VS Селджик Аудин» за титул временного чемпиона мира (наверняка контора Кинга уже ломает голову над названием поединка, всем известна страсть промоутера к экстравагантным заголовкам).

Обладатель пояса американец Андре Берто примерно в это же время будет биться с Шейном Мозли за титул по другой версии - WBA. Поэтому Кирпа и Аудин сразятся за временное чемпионство.

К слову сказать, соперник Ивана отличается сложным характером, пренебрежительно относится к своим оппонентам и за профессиональную карьеру ни разу не проиграл, за что получил прозвище Мини-Тайсон. Информация о проведении поединка еще не подтверждена, но его уже с интересом ожидают многие знатоки и любители бокса.

Настало время рассказать о тяжелом и тернистом пути восхождения на олимп смоленского боксера. Он может стать примером для тысяч подрастающих спортсменов. Примером того, какие лишения приходится испытывать и какую цену платить за право считаться лучшим из лучших.





В бокс сквозь слезы…



В становлении Ивана «Грозного» огромную роль сыграл его отец - Владимир Иванович. Человек, привыкший полагаться только на себя и всего добившийся собственным трудом, он с малолетства приучал сына к мысли стать великим боксером. Сам Владимир Иванович через всю жизнь пронес любовь к этому виду спорта, но не смог ничего добиться - в непростые послевоенные годы у него не было денег, чтобы элементарно купить тренировочные штаны и обувь. Всю нереализованную энергию он вложил в своих четверых сыновей. Владимир Иванович вспоминает: «Когда Ване исполнилось только три года, я понял, что это боец. Он уже тогда пытался проявлять характер и самостоятельность».

В шесть лет сосед Ивана решил отвести его в секцию бокса. Именно тогда, в далеком 1984 году, произошло курьезное знакомство ученика и первого тренера - Владимира Никонова. Владимир Николаевич с улыбкой рассказывает, как один из его воспитанников привел к нему еще совсем маленького востроносого паренька и со словами «Смотрите, что он умеет» подсадил на турник. В те годы маленький Ваня делал уже больше 40 подъемов с переворотом и много раз подтягивался. «Когда я увидел, что он вытворяет на турнике, - говорит Никонов, - конечно, сильно удивился. Но взять такого малыша в секцию не решился и посоветовал прийти через два года».

Ровно в назначенный срок Иван явился снова, но тренер с удивлением заметил, что внешне он почти не изменился, и для набора мощи отправил еще на год домой.

И тогда мальчишка, который грезил боксом с детства, не выдержал и… заплакал. Такая искренность поразила тренера: увидев, насколько Иван хочет заниматься, он все-таки записал его в школу.

«У меня тогда собралась очень сильная группа спортсменов 1970 года рождения, - продолжает первый наставник боксера. - Ребята были старше его в два раза, и они тогда уже добились определенного успеха. На их примере рос Иван». Тренер вспоминает, что юный боксер был чрезвычайно работоспособен и целеустремлен. А как еще растут чемпионы? Владимир Никонов также заметил универсальность Ивана: он хорошо бьет обеими руками, имеет отличную подвижность и моментальную реакцию. Все это пригодилось Кирпе в дальнейшем.





Петербургский спарринг



Сейчас некоторые СМИ называют Ивана Кирпу питерским спорт-сменом или просто россиянином, очень редко смолянином. Первый вариант, кажущийся внешне ошибочным, имеет право на существование - в Северной Пальмире произошло окончательное становление Кирпы-профессионала. Именно на питерском ринге он получил прозвище Грозный.

В 16 лет, в тяжелые постперестроечные годы, во время выступления на одном из серьезных стартов способности Ивана были замечены тренерами из города на Неве. Они подошли к Владимиру Никонову с просьбой отдать парня на воспитание в Санкт-петербургское училище олимпийского резерва. Владимир Николаевич прекрасно понимал, что спортивное будущее талантливого боксера в Рославле туманно. Совсем другое дело - северная столица, здесь его обеспечат жильем, питанием и экипировкой, помогут получить образование. Лучшего варианта для спортсмена придумать было нельзя. Иван тогда твердо решил, что поедет в Питер. В следующие после переезда шесть лет он неоднократно становился призером и чемпионом всероссийских и зарубежных состязаний.

Здесь он познакомился с легендарным тренером И.М. Лебедевым, который открыл для Кирпы совсем другой уровень бокса.

В Санкт-Петербурге Иван подружился с будущими профессионалами, чемпионами мира Романом Кармазиным и Дмитрием Кирилловым. За любительскую карьеру Кирпа провел 296 боев, где потерпел только 14 (!) поражений.



Иван Кирпа: «Отец для меня - непререкаемый авторитет»



Ровно за год до Сиднейской Олимпиады Иван принимает странное для многих решение уйти в профессионалы. 21-летний боксер, имеющий серьезные шансы попасть как минимум в призеры на главном спортивном событии четырехлетия, предпочел шагнуть в неизвестность. Никаких гарантий, что он сумеет закрепиться и освоиться в профессиональном спорте, не было. Почему Кирпа так поступил? Об этом мы решили расспросить самого Ивана и позвонили ему в Лос-Анджелес.

После соединения в трубке послышалась русская речь с небольшим акцентом. Иван «Грозный», держащий в напряжении всех своих соперников, оказался добродушным и общительным парнем. Как только Кирпа услышал, что звонят с малой родины, первой же фразой охарактеризовал себя так: «Я вообще болтливый человек, люблю поговорить на разные темы».

- Жалко, что английский выучил, а русский из-за недостатка общения начинаю забывать. Кстати, почему все думают, что боксеры - это жестокие и бездушные люди? Поверьте, на ринге они могут казаться таковыми, а в жизни порой бывают слабыми и романтичными. Меня еще волнует вопрос, почему русские болельщики так плохо к нам относятся. Когда Валуев проиграл Дэвиду Хэю, сколько негатива на него было выплеснуто в Интернете! Я знаю Николая, он талантлив в труде. Почему русские не гордятся спортивными героями, а хотят их при первой же возможности унизить? Ой, извините, я, наверно, отхожу от темы разговора?

- Все в порядке! Вы помните момент, когда пришли в секцию?

- Конечно. Меня сразу не взяли из-за возраста и попросили прийти через два года. Когда мне попытались отказать во второй раз, я горько заплакал, и это помогло - тренер Владимир Николаевич записал меня в секцию. Но самое интересное, что ровно через десять лет я опять плакал, но на сей раз из-за того, что когда-то решил заняться боксом. От огромнейших нагрузок вечерами я не чувствовал своего тела. Профессиональный спорт - это не то, что показывают по ТВ. Это аскетический образ жизни, отказ от всего. Порой были мысли: «Зачем я принял решение стать боксером?» Пока я жил в Америке, уже дважды развелся, жены от меня попросту ушли, не выдержав конкуренции с боксом. Вот такая плата за занятие любимым делом. Мой боксерский стаж - 23 года, для меня спорт - работа, которую я хорошо делаю. Скоро я могу стать чемпионом мира, но многое зависит от фактора удачи и судьбы. Я спарринговался с очень известными людьми в боксе, например с Марком Антонио Маргарито (чемпион мира), и со всеми выглядел очень хорошо.

- Были ли трудности на начальном этапе профессиональной карьеры?

- А вы как думаете? Конечно, да. Первых полгода спал в квартире на матраце, не было ничего, ни ТВ, ни Интернета - того, чем я сейчас обычно заполняю жизнь между тренировками. В начале пути я научился договариваться сам с собой. Говорил себе, что все это временно, и вспоминал события Великой Отечественной войны. ЧТО мои трудности по сравнению с лишениями, которые терпели тогда люди? Ведь они выстояли и после построили огромную страну. И я видел, что мои злоключения не идут ни в какое сравнение, а значит, все эти сложности, по сути, мелки и преодолимы. С такими мыслями прошел тот период.

- Кто заложил стремление к будущим победам?

- Мой отец. Для меня это непререкаемый авторитет. При всей кажущейся мягкости он довольно жесткий и сильный человек. Вспоминаю один случай. Отцу тогда было 35 лет (сейчас Владимиру Ивановичу 60. - Прим. авт.). Он учился в техникуме и получил открытый перелом ноги. С такой тяжелой травмой отец закончил учебное заведение с красным дипломом. Для маленького городка отличная учеба - это само по себе выдающееся дело. Для меня отцовский пример до сих пор имеет огромное значение.



Вместо Олимпиады -к Дону Кингу



- Почему вы, имея возможность принять участие в Олимпиаде в Сиднее, где был большой шанс на «золото», решили завязать с любительским спортом и пере-шли в профессионалы?

- Я заканчивал училище олимпийского резерва и буквально через полгода собирался жениться. Как член сборной России, получал от олимпийского комитета зарплату 10 долларов в месяц. Как можно было прожить на эти деньги? Еще один фактор - в сборной России на тот момент не имелось спорт-смена из Москвы. А в моем весе был неплохой парень, москвич Александр Леонов, который и поехал в итоге на Олимпиаду.

И хотя по многим показателям я превосходил его, было осознание, что, скорее всего, чиновники выбрали бы именно москвича. А для меня такой промах мог означать завершение карьеры. Поэтому принял решение уйти в профессионалы. Но я ни о чем не жалею. Считаю, что жизнь уже предначертана, такова моя судьба.

- Как началось ваше сотрудничество с Доном Кингом?

- По чистому стечению обстоятельств. Несколько лет назад чемпион мира и первый номер в рейтинге IBF Дмитрий Кириллов решил заключить контракт с Доном Кингом. Дмитрий встретился с ним и заодно рассказал про Ивана Кирпу. Знаменитый промоутер, узнав о моих достижениях, сразу пригласил меня и без промедления взял на контракт. Который, кстати, заканчивается 15 марта 2010 года.

- Условия устраивали?

- Дон Кинг - профессор мирового бокса. И если ты хороший спортсмен, он выведет тебя на вершину. Бой с Родригесом стал для меня проверкой. Мексиканец - боксер, который бился с будущими чемпионами мира и уступал им лишь несколько очков. Я выиграл у него единогласным решением судей, и сейчас ведется разговор о бое за звание чемпиона мира. Меня все устраивает.

- Кто вас тренирует?

- Большей частью я сам. Есть один тренер, американец, но он слабый специалист. После смерти Игоря Михайловича Лебедева не встречал человека, который понимает бокс так, как он. Был период, когда я сам тренировал и понял, чего он хотел от нас добиться. Сейчас я работаю сам, просто есть люди, которые мне в этом помогают.

- Но ведь одно время вы занимались в знаменитом Wild Card Gym, вместе с известными спортсменами, почему ушли оттуда?

- Да, два года я работал в Wild Card Gym вместе с Мэни Пакьяо, с Шейном Мозли и др. Это место - настоящий магнит, который притягивает боксеров-профессионалов со всего мира. Именно там почувствовал, что я не хуже чемпионов и могу также всего добиться. Сейчас так сложилось, что тренируюсь отдельно.

- Если вспомнить поединок с Родригесом. Он известен как панчер, нокаутер и мог при видимом проигрыше резко переломить ситуацию в свою пользу одним ударом. Было ощущение неуверенности или страха перед боем с ним?

- Когда мне прислали видео с битвами этого парня, первые три ночи не спал. Мысленно боксировал с ними уже тогда. Представлял ситуации: если пропущу удар, то что буду делать? Потом просто сказал себе: «Ты такой же профессионал, как и он. Ты должен работать». Мы составили план на бой и отрабатывали его. Считаю, что навязывание своего стиля - это правильная стратегия. Самое важное, в том бою понимал, что все делаю правильно. Но при этом очень осторожничал, помня о его нокаутирующих способностях. Один из аналитиков, который 30 лет освещает профессиональный американский бокс, после того поединка сказал мне: «Вам не стоит идти за простыми боями, а необходимо боксировать с такими людьми, как Мэни Пакьяо и Маркес». Я ответил: «Большое спасибо, мне очень приятно!»

- Бой с Аудином запланирован на конец января. Как проходит подготовка?

- Сейчас время ожидания. Игорь Михайлович Лебедев сказал мне как-то: «Ты же не можешь после года упорных тренировок сразу запрыгнуть на второй этаж». Все хорошо в меру, необходимо грамотно выстроить тренировочный процесс, от этого все зависит.





Без любви и детей нельзя прожить



- Как устроен ваш американский быт?

- Живу в двухкомнатной квартире вместе с еще одним боксером. Все устраивает. Но личной жизни нет, только работа. Каждый мой день похож на предыдущий. Это две тяжелые тренировки в общей сложности 4 - 5 часов, потом Интернет, мысли и рассуждения о жизни. Понимаю, что когда-то все это закончится и начнется другая жизнь.

- Каково приходится парню родом из Смоленской области в США?

- Американский мир не для русского человека. Есть все возможности, чтобы остаться здесь навсегда, но я специально не делал никаких документов, потому что знаю, что это не для меня.

- Чего вы хотите добиться в боксе и в жизни?

- В личной жизни хочу найти свою вторую половину. До этого доказывал людям собственным примером, что каждый может совершить маленький подвиг, но без любви и детей прожить нельзя. Мой отец воспитал пятерых и до сих пор переживает за каждого. А ко мне по жизни почему-то притягивает людей, которых больше интересуют моя известность и жизнь в Америке...

В боксе я хочу стать чемпионом мира, чтобы вписать свое имя золотыми буквами в историю профессионалов.

- Вы планируете продлевать контракт?

- На следующие два года после истечения первого соглашения на меня имеет право Дон Кинг. Но если честно, я очень сильно устал, а по условиям соглашения боксирую до первого поражения. Дальше промоутер будет сам решать, как поступить, разорвать отношения или продолжить. Это контракт без права на ошибку. Пока я живу так, что будет дальше - не знаю.



автор: Сергей Якимов

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь