Утомленные властью

http://obcom.smolensk.ws - Добавил killer в категорию Политика

Взяться за перо меня подвиг небывалый интерес, вызванный публикации на Смоленском Обкоме о разводах, якобы случившихся в семьях губернатора и его друга, томящегося в застенках следственного изолятора. Мои друзья даже упрекнули меня во вмешательстве в частную жизнь. Пришлось разъяснять и сразу же вспомнить о таком же интересе к Смоленщине журналистской братии.



На мой взгляд, "смоленская аномалия" заключается в том, что ее руководители А. Прохоров, В. Маслов, В. Халецкий в течение последних лет регулярно становятся героями соблазнительных публикаций. Пассионарность жителей здесь ни при чем. Просто в центральных и местных независимых СМИ, Интернете уровень свободы и самовыражения выше.



Вот и последний номер журнала "Финанс" отметился публикацией о рейтингах большинства регионов России (но не всех) и политических весах их лидеров. И в который раз (до этого Смоленску уделили внимания журналы "Коммерсант-Власть", "Новый Смоленск", газеты "Московский комсомолец", "Россiя", "Рабочий путь", "Новая газета") место Дома советов - цитадели государственной власти в нашем регионе - и ее лидера оценено унизительно плохо: эксперты определили губернатору Маслову место в глубоком арьергарде. Вот почему население оценивает власть не в сравнении с некими предыдущими результатами или обещаниями так и не приходящего счастья, а уровнем своей жизни, который запредельно низок. Причина всех бед в закрытости власти от общества. Сегодня мы, например, знаем о доходах министров, премьер-министра, президента… Соответствующей информации о материальном положении лидеров региональной и муниципальной власти и их близких родственников нет, хотя эти сведения не считаются секретными, и в законодательстве нет ограничений на их публикацию. Более того, тема родственных связей во власти вообще у нас табуирована. Элита (власть) живет по своим правилам, показательно демонстрируя непонятно откуда появившуюся у них роскошь, народ - отдельно и плохо, в постоянном массовом напряжении выживания.



Наша власть, даже находясь в окружении семи цивилизованных государств мира, утвердив институт уполномоченного по правам человека, застолбила себе право ежегодно в сентябре-октябре цинично ждать, пока не накопится пять дней подряд со среднесуточной температурой + 8?С, и сколь угодно долго без внутреннего содрогания лицезреть, как население многоквартирных жилых домов безропотно, как стадо животных, теряя здоровье, волю, замерзает в своих приватизированных и муниципальных квартирах. Они наблюдают за искусственным повышением цен на еду, предметы первой необходимости, устанавливают показатели прожиточного минимума… В то же время в подконтрольных СМИ преподносится лубочная обстановка полного и всеобщего единения! Местные суды, надзорные и правоохранительные органы действуют в интересах VIPов или отдельных личностей. В этой развращающей обстановке надеяться на справедливость в отстаивании своих прав бессмысленно.



С трудом верится, что в ближайшее время в стране могут появиться независимые судьи и следователи, невороватые руководители - для этого, что совершенно очевидно, просто нет условий. Революционный переворот большевиков в прошлом веке прервал естественное производство обществом элиты, элитных лидеров. А коль нет элиты, нет и идей, нет и общества. Нынешние кадровые сливки, как видим, непрофессиональны, ленивы и вороваты. Беряс них пример, таким же становится и наше общество. "Нынешняя Смоленщина, похоже, зависла в одном из самых мрачных отрезков нашего времени - позднем "совке". Спивающиеся села, унылые городские улицы с ползущими по ними "убитыми трамваями", у большинства людей та степень благосостояния, которая "не порок". Только слухи о бизнесах-разборках и зажимах прессы вполне соответствуют духу времени", - пишет "Московский комсомолец". Незамыленный взгляд журналиста, конечно же, правдив. К сожалению, в Смоленске еще действует старая, созданная в 90-х годах прошлого века, система, когда правит не закон, а деньги и личности, имеющие их в избытке. Создание на базе следственного управления областной прокуратуры нового органа - Следственного комитета - вряд ли изменит ситуацию. В нем заняли места и укрепились люди, набравшие силу при прежнем руководстве Генпрокуратуры России. И надежд, что расследование старых и новых уголовных дел будет вестись, не исходя из соображений политической целесообразности, а по закону, мало.



Давайте вспомним только некоторые эпизоды деятельности следователей прокуратуры: прекращено по надуманным основаниям уголовное дело против В. Халецкого, выдавшего незаконный кредит подотчетной ему и губернатору фирме "Тасис-Агро"; отказали в возбуждении уголовного дела по факту незаконного создания при МУП "Автобаза Администрации г. Смоленска" юридического лица, которому Халецкий незаконно передал около 30 000 кв. метров автостоянок, принадлежащих МУПам г. Смоленска (это юридическое лицо затем было приобретено некой жительницей города Смоленска за 50 000 рублей); Заднепровской прокуратурой прекращено уголовное преследование по делу о выделении более 2 000 кв. метров жилья некому ООО "Баргузин"; и т.д.



Если следователи УСФБ такие действия власти оценивают, как противоправные, следователи прокуратуры, как нам кажется, в вопиющих поступках смоленской власти видят лишь чиновничьи шалости. Это и кажется странным на фоне публичного стремления Москвы создать дееспособную структуру для борьбы с коррупцией.



Несмотря на принадлежность власти народу (ст. 3 Конституции РФ), УФСБ, расследуя с мая текущего года уголовное дело по факту присвоения государственного имущества семьей губернатора В. Маслова, никаких комментариев в рамках процессуального законодательства не дает, хотя речь идет о знаковом деле. Народ живет слухами, версиями, домыслами, задавая себе вопрос: почему арестованы и предъявлены обвинения только "стрелочникам", а должностные лица, подписавшие и завизировавшие незаконные правовые акты, находятся на свободе? Почему банальное воровство стало вдруг секретным?



То же самое - с уголовным делом по факту хищения средств из ФОМСа. В его рамках арестована московская верхушка руководителей федерального фонда, в ряде регионов - в том числе, в Воронеже и Смоленске - проведена выемка документов. Уголовное дело против руководителей воронежского фонда возбуждено еще в декабре прошлого года, в Смоленске - лишь в мае текущего года. И вновь никакой информации о ходе его расследования общественность так и не получила! Между тем, фонд возглавляет депутат областной Думы, экс-сотрудник КГБ СССР и один из ближайших соратников В. Маслова, а сам губернатор возглавляет Правление этого фонда, и ни один крупный платеж без его согласия невозможен.



В этом же ряду августовское заслушивание В. Маслова на заседании Правительства РФ о социально-экономической ситуации в области. Вопреки реальной картине в своем докладе губернатор объявил ОАО "Кристалл" бюджетообразующим, в то время, как фактически такой в регионе является электроэнергетика - 33%, в далее, примерно в равных долях, - промышленность и средний и малый бизнес. Оказывается, для пополнения доходной части бюджета надо обязать "Алросу" продавать "Кристаллу" более крупные алмазы. Получается, что весь этот спектакль задуман, как акция по лоббированию интересов "Кристалла", и в нем, помимо губернатора, участвовал первый заместитель Председателя правительства РФ С.Б. Иванов. Из этого следует вывод: на Смоленщине безнаказанно существует только один тип госчиновника, воспринимающего личные дела, как государственные. Кому же тогда печалиться за своих граждан перед властью по вертикали? Кто и когда не на словах, а на деле ответит за свои коррупционные преступления? Почему область, имеющая высокий экономический потенциал, сдает свои позиции, опускается в рейтинге российских регионов в конец списка? Почему на фоне общего подъема российской промышленности и сельского хозяйства область опускается все ниже? Почему правительство не заинтересовано в эффективности распределения средств, выделенных Смоленской области из федерального бюджета? И все это не праздные вопросы.



Итак, мы видим, что следователи УФСБ дело по передаче областной собственности членам семьи губернатора расследуют. Под их прицелом пока оказались только подчиненные Маслова, но понятно, что этот криминальный скандал не может не бросить тень на губернатора, в администрации которого творятся такие безобразия. Главная причина криминализации власти - кадровый состав. Отсутствие профессионалов является причиной того, что в области нет качественного образования, здравоохранения, реальной конкуренции в бизнесе, политике, социальной жизни. Нет возможности, опираясь на собственный талант и трудолюбие (исторический пример сына архангельского помора Михайло Ломоносова), продвигаться вверх по социальной лестнице. Нет независимого суда для защиты прав и человеческое достоинства каждого. Все идущие на выборы партии ограничиваются пропагандистской трескотней, но не более. Как областная, так и городская власти глубоко коррумпированы, и если вновь созданный Следственный комитет, вновь назначенные начальники УВД и УФСБ по Смоленской области действительно получили задание бороться с коррупцией, есть надежда, что аресты по новым уголовным делам продолжатся. А по расследуемому УФСБ уголовному делу будут названы главные коррупционеры и они будут изолированы от общества в соответствии с законом.



Привлечение родственников первых лиц в качестве акционеров или клиентов способствует снижению рисков для бизнеса, гарантирует ему безопасность. То есть идет сращивание бизнеса и высшей местной власти, а это при закрытости власти - тупик. Это залог того, что у области не будет шансов для развития, ибо сложившаяся кланово-корпоративная структура переплела высшие слои власти, бизнеса и бюрократии. Гарантией такой структуры от всяких потрясений являются друзья, однокашники, сослуживцы Маслова, Халецкого, поставленные на ключевые посты.



Оказавшись в такой специфической ситуации, мы видим свое предназначение в честном информировании людей. Наша аудитория - "белые воротнички". Народ образованный, способный понять суть выложенной на сайте информации, оценить критику действий власти, дабы сама власть эти действия изменила. Учитывая высокую степень публичности, ее поменяют или избиратели, или Президент - гарант Конституции. Наше дело - информирование общества, а как посетитель распорядится данной информацией - его дело. Кстати, это будет являться и показателем эффективности наших партий, других институтов общества. Если власть дает информационный повод, то и наше мнение имеет право на жизнь. К большому сожалению, вопреки объявленной Конституцией РФ, законами РФ возможности беспрепятственного получения информации, в реальности получить ее невозможно. Вот пример: с политического небосклона на несколько недель исчезает глава города Смоленска, и в одном из изданий публикуется коллаж, где инвалид с костылем с лицом Халецкого наблюдает за бурлаками. Где, при каких условиях мэр получил перелом ноги, общество не информировано. Пять месяцев расследуется уголовное дело по коррупции в администрации. Слухи, молва сообщают, что руководство незаконно наделило собственностью семью Маслова, и снова ни следствие, ни администрация события не комментируют, молчат, словно Зоя Космодемьянская на допросе. По городу гуляет весть, что Маслов и Доронин развелись со своими благоверными. Так ли это или нет? Пресс-службы молчат.



У каждой структуры государственного устройства, наверно, есть какие-то тайны, которые связаны с обороной государства, графиком передвижения первых лиц страны, внешней политикой, которые известны только тем, кто трудится во властных институтах и определены законом о государственной тайне. Но информация вне рамок этого закона не может и не должна быть засекречена или помечена грифом ДСП (для служебного пользования). Но как быть народу, когда нанятые им на работу люди, которые как будто не жалея сил трудятся, оказывается, имеют свои тайны, недоступные для нас - работодателей. Эта закрытость вызывает недоумение и раздражение, рождает слухи. Общество заинтересовано в получении от государственных органов и суда честной информации. Нельзя мириться, когда на фоне мертвого областного сельского хозяйства губернатор рассказывает министру сельского хозяйства РФ о победах "Тасис-Агро", учредителем которой являются члены его семьи! Когда губернатор объявляет в Правительстве причиной сегодняшней бедноты смоленского населения называет Наполеона и Гитлера, а не конкретно возглавляемую им Администрацию.

Комментарии на смоленских форумах по поводу информации Смоленского Обкома емко и афористично характеризуют сегодняшнее настроение в обществе. Это мысли - меты, критика нравов власти, исповедующая двоичную, "раньшекухонную" систему исчислений ценностей. Для общества, наверно, важно, обманулось ли оно в выборе Маслова, Халецкого, Мишнева, достойными ли оказались избранные руководители. Без прозрачности личной жизни наших вождей, снятия с них табу, нельзя побороть ни коррупцию, ни вождизм. Нынешняя ситуация вряд ли относится к категории правовых. Она вышла за допустимую грань отношений общества и власти. Как будет развиваться дальше события, поживем - увидим. Если, конечно, будет на что смотреть…

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь