К вопросу о сакральной топографии древнего Смоленска / Житие и страдание святого мученика Меркурия Смоленского / Лампада

http://hranit-peter.narod2.ru - Добавил strannik 3565 дней назад в категорию Культура

Эдуард Стороженко



Исследование сакральной (священной) топографии городов служит историко-теоретическим целям, поскольку изучает информацию о некоторых культурно-идеологических закономерностях формирования городского пространства. Сакральная топография Смоленска эпохи его расцвета в XII-XIII вв. – предмет чрезвычайно любопытный, поскольку открывает самобытный набор смыслов, проявляющийся через посредство локализации мест смоленских храмов. К сожалению, в рамках отдельной журнальной статьи невозможно раскрыть эту тему во всей полноте, а потому мы только лишь прикоснемся к ее некоторым главным аспектам. Здесь будут высказаны отдельные положения гипотезы, которая, как и всякое новое в науке, должна будет или укрепить свои позиции, или же остаться в прошлом, послужив толчком для появления новых гипотез.



Смоленск – это город, в названии которого можно уловить указание на его сакральную сущность. Оно созвучно словам «со-моление», т.е. «совместное моление», или «из-моленный», т.е. «вымоленный». Не исключено, что наименование города происходит от какого-то из этих слов (приставка «со»/«из» со временем трансформировались в «с»). А если это действительно так, то с самого своего начала Смоленск был по преимуществу религиозным центром большого славянского племени кривичей. С принятием христианства он не прекратил своего существования и лишь на незначительное время утратил свое доминирующее сакральное значение для обитателей своего княжества. Став епархиальным центром, он вернул себе право по прежнему быть священной доминантой региона, только теперь уже доминантой не языческой, а христианской. Мы ничего не знаем о топографии языческого Смоленска, зато о его топографии в XII-XIII вв. нам известно достаточно, чтобы сделать некоторые интересные наблюдения.



Даже беглый взгляд на археологическую карту зданий этого времени удостоверит, что древний город имел свободную, а не регулярную планировку. Расположение его строений не подчинено строгим геометрическим законам, оно кажется бессистемным и хаотичным. Но это только на первый взгляд. Древние города всегда строились по замыслу [см. 1, с. 56]. В основе этого замысла лежали определенные принципы, а потому и конечный результат, к которому стремились градостроители был совершенно определенный [см. там же]. При этом свободная планировка в случае нападения на город врагов была для граждан дополнительным подспорьем – враги не могли свободно ориентироваться в переплетении улиц, а потому становились беспомощными во время ведения уличных боев и при отступлении [см. 5, с. 29-30]. Таким образом, отсутствие геометрической строгости в расположении зданий и связанных с ними улиц вполне объяснимо.



Роль храмов в жизни средневекового города была особой. Они являлись географическими доминантами жизни христианина. Поэтому, разгадывая замысел устроения города, нужно обратить внимание на его сакральную топографию. От того, как располагались городские храмы, станет понятно, какая идея полагалась во главу угла средневековыми проектировщиками. В случае со Смоленском дело осложнено тем, что нам известны далеко не все сакральные христианские сооружения, а только монументальные. Часть из них сохранились до наших дней и была изучена археологами. К сожалению, о деревянных храмах Смоленска почти ничего не известно. Но, несмотря на это, обилие археологически изученных каменных храмов все же дает возможность сделать определенные выводы.



Если взглянуть на карту каменных храмов Смоленска и его окрестностей XIII в., то в их расположении обнаруживается определенная закономерность. А именно: они в своем подавляющем большинстве располагались подобно тому, как располагаются звезды Большой Медведицы и сопредельных с ними созвездий. Это позволяет предположить, что основная идея проектировки древнего Смоленска состояла в воплощении символического отображения неба на земле.



На приведенных тут рисунках 1 [сделан на основании карты 3, с. 334] и 2 [сделан на основе карты 2] показано, как расположение древних храмов Смоленска и его окрестностей (рисунок 1) соответствует положению небесных объектов в созвездиях Волопаса, Большой Медведицы, Дракона, Гончих Псов и Рыси (рисунок 2). Здесь видно, что имеется определенное подобие положения объектов звездного неба и сакральных сооружений. Однако, абсолютно точного совпадения расположения небесных и земных объектов нет. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые храмы были деревянными и следы от них до нашего времени не сохранились; во-вторых, остатки каких-то каменных храмов возможно пока еще не изучены археологами; в-третьих, расстояние между храмами отмерялось неточно и с недостаточным учетом эффекта перспективы при зрительном восприятии.



В предлагаемом ниже списке приведены цифровые обозначения совпадающих на обеих картах объектов и перечислены соответствующие им названия храмов.



1. Собор Свято-Троицкой обители (на Кловке).



2. Собор Свято-Борисоглебской обители (на Смядыни).



3. Храм свт. Василия Великого (на Смядыни).



4. Собор Спасской обители.



5. Храм св. арханг. Михаила.



6. Неизвестный храм (на ул. Большая Краснофлотская).



7. Неизвестный храм (предположительно св. Стефана).



8. Неизвестный храм.



9. Неизвестный храм.



10. Неизвестный храм (у устья р. Чуриловки; предположительно св. Кирилла).



11. Храм св. ап. и еванг. Иоанна Богослова.



12. Храм свв. апп. Петра и Павла.



13. Неизвестный храм.



14. Предполагаемый храм.



15. Неизвестный храм (предположительно во имя св. вмч. Параскевы Пятницы).



16. Храм Воскресения Господня.



17. Предполагаемый храм.



18. Неизвестный храм.



19. Предполагаемый храм св. ап. и еванг. Луки.



20. Кафедральный собор Успения Пресвятыя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии.



21. Предполагаемый храм св. прор. Илии (нет археологического подтверждения).



22. Предполагаемый храм (возможно во имя св. прав. Лазаря)



23. Предполагаемый храм Преображения Господня.



24. Предполагаемый храм св. прав. Евдокима.



25. Неизвестный храм.



26. Предполагаемый храм Покрова Пресвятыя Богородицы или Живоноснаго источника Пресвятыя Богородицы.



27. Предполагаемый храм Святаго Духа.



28. Предполагаемый храм св. вмч. Екатерины.



29. Неизвестный храм (в Перекопном переулке).



30. Неизвестный храм (на Малой Рачевке).



31. Неизвестный храм (предположительно обители Святаго Креста).



32. Неизвестный храм (предположительно во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).



33. Неизвестный храм (предположительно храм некоего Печерского монастыря).



34. Неизвестный храм (на Окопном кладбище).



35. Собор на Протоке (предположительно во имя Всемилостиваго Спаса).



36. Храм обители Святаго Духа (относится к XIV в., но до этого времени здесь мог быть деревянный храм).



При всей строгости подобия расположения небесных и земных объектов имеется незначительное количество храмов, которые не вписываются в данный принцип. Так пространство, заключенное внутри четырехугольника, очерчиваемого храмами №№ 15, 16, 20, 21 (соответствуют звездам, обозначающим непосредственно «ковш» созвездия Большой Медведицы), по-видимому, не было рассчитано на идею отображения неба на земле, а выражало какую-то иную концепцию. Здесь было четыре храма, которые не находят подобия в соответствующем районе созвездия Большой Медведицы (на рисунке 1 №№ 37, 38, 39, 40). Не вписывается также в эту концепцию и бесстолпный храм, находившийся южнее Успенского собора (на рисунке 1 № 41). По-видимому эти храмы созидались по каким-то исключительным причинам, которые смолянам тех времен казались достаточно вескими, чтобы не вписаться в общую идею сакральной топографии города.



Итак, доминирующей концепцией сакральной планировки города является отображение некоторых звезд на городском пространстве. К сожалению, до нашего времени не сохранились воззрения древних смолян на данные группы звезд, не сохранились даже названия, которыми они их именовали. Мы можем лишь констатировать то, что эти звезды являются незаходящими в широтах Смоленска, что они неизменно вращаются вокруг неподвижного ночного светила – Полярной Звезды, которая с незапамятных времен служила верным ориентиром для разных путешественников. Иными словами – это звезды, ориентированные на небесную доминанту. Возможно так воплотилась мысль о том, что если сакральное пространство города устроить по небесному образцу, то и сам город причастится закону неизменного, незаходимого сопребывания Тому, Кто удерживает все небесное движение вокруг Себя. Город по замыслу проектировщиков не должен был скрыться за горизонтом истории – он должен был оставаться всегда около своего Вечного Неподвижного Ориентира – Бога. Это возможно делалось и для того, чтобы небесные обитатели могли видеть стремление смолян приблизить небо к себе, а самих смолян дисциплинировать к тому, чтобы их жизнь соответствовала законам. Ведь как несоблюдение демонами законов повлекло их низвержение на землю, так и несоблюдение смолянами христианских законов может повлечь их изгнание из города.



Вероятно, что при такой планировке учитывалась еще и яркость небесных светил, так что соответствовавшие ярчайшим звездам храмы были посвящены каким-то значительным церковным праздникам и святым. Однако дошедшие до нашего времени названия храмов свидетельствуют о том, что этот принцип соблюден не был. Это могло произойти по причине того, что храмы при перестройке могли переименовываться. Так, к примеру, если на месте деревянного храма строился каменный, то это не значит, что он автоматически наследовал его наименование [ср. 4, с. 16]. Поэтому, если и был древний замысел соответствия значительности храмовых праздников интенсивности свечения соответствовавших им звезд, то с течением времени он претерпел кардинальные перемены.



Пока не известно, принадлежал ли такой план сакральной застройки одному или нескольким людям. Понятно только, что методичное выполнение этого замысла на протяжении продолжительного времени, когда возводились каменные храмы, воспринималось людьми как устроение города по небесному образцу. Поскольку моменту возведения каменных храмов предшествовало время строительства на этих местах храмов деревянных, то трудно сказать, в какое именно время сакральное пространство древнего Смоленска стало целенаправленно воплощать идею незаходящих созвездий, привязанных к статичной доминанте-центру.



Возможно, это стало воплощаться еще со времен правившего в Смоленске Владимира Мономаха, который понимал, что Смоленское княжество находится в центре русских земель, что его геополитическое положение является одним из самых выгодных – оно равноудалено от границ с иностранными державами и находится в районе пересечения двух важнейших торговых путей – между Скандинавией и Византией, и между странами Запада и странами Востока. Возможно именно это вдохновило его подарить городу свою семейную реликвию – икону Пресвятой Богородицы Одигитрии (с греч. «Путеводительницы»), первообраз которой – Дева Мария, – как Полярная Звезда является надежным ориентиром для совершающих свое земное странствие христиан. Однако, нельзя исключать и того, что инициатором устроения христианского Смоленска по небесному образцу был не Владимир Мономах, а кто-то до него. Он только лишь воспринял эту идею и как мог претворял ее в жизнь (например, постройкой городского Свято-Успенского собора).



Итак, воплощение идеи отображения неба на земле осуществлялась в древнем Смоленске довольно определенно. Время ее оформления в камне – XII-XIII вв., а то когда она осуществлялась в дереве нам по известным причинам неизвестно. Кроме этого, мы пока не знаем, насколько полно эта идея успела претвориться в жизнь. Для того чтобы это узнать, нужно провести археологические исследования в тех местах, в которых в соответствии с небесными светилами можно предполагать наличие храмов. Но, несмотря на незавершенность картины, общая идея устроения Смоленска как символа незаходящих звезд представляется главным замыслом его древних планировщиков. Планировка городов всегда отражала уровень развития возводившего их общества. Распределение важнейших элементов городской Смоленской архитектуры было осмысленным. Это служит еще одним свидетельством высокой культуры населения данного региона.







Список использованных источников







1. Алферова, Г. В. Русские города XVI-XVII веков / Г. В. Алферова ; Ин-т истории СССР АН СССР ; ЦНИИ теории и истории архитектуры. – М.: Стройиздат, 1989 – 216 с.: ил.



2. Атлас звездного неба. – Режим доступа: http://www.eproject.ru/download/15062005/page1.htm (дата обращения: 17.10.2009).



3. Воронин, Н. Н. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. / Н. Н. Воронин, П. А. Раппопорт ; Академия наук СССР, Ин-т Археологии. – Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1979. – 414 с.: ил.



4. Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему / пригот. С. П. Розанов. – СПб.: Типогр. Имп. АН, 1912 – XXVI, 166 с.: ил.



5. Зубов, В. П. Архитектура античного мира (материалы и документы по истории архитектуры) / В. П. Зубов, Ф. А. Петровский. – М.: Изд-во АА СССР, 1940. – VIII, 520 с.







© hranit-peter
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь