Легенды Смоленского края: все умрут, а Гнездово останется?

http://www.rabochy-put.ru - Добавил korneplod в категорию История

Об исторической уникальности Гнездовских курганов сказано немало. О туристической привлекательности древнего места мы поговорили с председателем совета общественного движения «Духовное наследие», директором музея истории керамики Гнездово и Смоленщины Юрием Ходуненковым и директором Дома культуры микрорайона Гнездово Еленой Баловневой.

Гнездово: были и небыли

- Многие археологи недоумевают, почему расчленили музейный комплекс, оставив в нем самую молодую часть, если есть еще район Куприно-Катынь? Ведь там находятся курганы 10 тысячелетия до нашей эры! Мы с математиками как-то раз посчитали: пусть население вокруг Куприно в то время составляло тысячу человек. Метод математической статистики помогает вычислить, что свои гены они передали 10 миллиардам человек. Теоретически каждый житель земного шара имеет смоленские корни… Гнездовский Смоленск — это духовная столица мира до Смутного времени. В нем было больше 200 церквей, и путешественники писали о том, что он был больше итальянского Рима, - рассказывает Юрий Иванович. - К 1150-летию Смоленска-Гнездово, вдруг посыпались высказывания: «Смоленск с самых своих начал был щитом и воротами к Москве»… Смешно. О какой Москве идет речь? Ее на момент создания Смоленска не было и в помине. Мы считаем: нужно праздновать не только юбилей Смоленска, но и 1150-летие создания единого унитарного государства Русь. Кстати говоря, смоляне забыли и еще об одной важной дате - 400-летии династии Романовых. А ведь историк Грановский показал, что Кошкины, Захарьевы и Романовы были выходцами из Смоленщины… Их родовая усадьба Малая Кошкино находилась в Рославльском районе.

Амазонки из Гнездова и «пуп земли» в Катыни?

- В давние времена, еще при дворе Василия Третьего, жил некий провидец Василий Немчин. Кто он, откуда – никто не знает. Известно, что он был ясновидящим, обладал незаурядными качествами: мог насылать на противника несчастья и даже его загубить. А еще он составлял прогнозы. И в этих прогнозах он предрек, что через несколько тысяч лет история России закончится. Василий Третий призвал его к ответу:

- Неужели наступит конец света?

- Нет, - отвечал тот. - Просто закончится кровавая история, а возрождение начнется через город, который окружен сосновыми лесами, в котором находится могила амазонок и камень-омфал (Этот камень - легендарный «пуп земли», по преданию, упал вниз с небесных высот. – Прим. автора).

В этом описании, на мой взгляд, легко угадывается Смоленск-Гнездово. Это место «стискивают» в своих зеленых объятиях могучие сосны, а в знаменитом кургане №13 похоронены «амазонки» - мужчина и женщина с мечами. Что же касается камня-омфала, то он, возможно, так и лежит в Катынском лесу…

Открытия музея ждут 50 лет

- Гнездово –огромная археологическая ценность. Ведь это руины древнейшего города мира - здесь захоронены наши праотцы, праматери, которые построили Русь! А мы его разоряем. Почему, когда несколько лет назад пропали ценности из Эрмитажа, об этом говорила вся российская общественность? Почему, когда разграбляют курганы, все молчат? Раскапывается археологический комплекс, черные копатели ищут драгоценности...

В этом году исполняется ровно 50 лет с того момента, как Гнездово получило статус памятника федерального значения. В 1997 году заместитель министра культуры Российской Федерации в ответ на наше письмо написал: «В данном случае вопрос может быть рассмотрен только после создания Администрацией Смоленской области дирекции, управляющей Гнездовским комплексом». Прошло 13 лет, а воз и ныне там: комплекс не охраняется, не исследуется и не защищается. Как может музей федерального значения не иметь ни охраны, ни директора? На Смоленщине есть музеи в честь одного человека: Хмелита - Грибоедова, Новоспасское - Глинка, Загорье - Твардовский... А в честь эпохи, которая длится уже 12 тысяч лет, ничего нет!

Великий путь «из варяг в греки» или как правильно вымести сор из избы

Гнездовский археологический комплекс сейчас действительно представляет удручающее впечатление. Территория медленно зарастает не только бурьяном, но и коттеджами. Один раз в год – это случается в мае, в Праздник славянской письменности и культуры – эти места оживают. Появляется импровизированный город, «населенный» ткачами, гончарами, резчиками по дереву и прочими искусниками с золотыми руками. В нем многолюдно, шумно, весело. Покупатели бродят от прилавка к прилавку, прицениваются к товару и охотно покупают самобытные вещицы. Исторический клуб инсценирует так называемую гнездовскую сечь.

Вообще-то так здесь должно быть всегда: ежедневно круглый год. По словам Юрия Ходуненкова, разработки туристических маршрутов есть, но все они так и остались на бумаге – денег на воплощение гениальных задумок в жизнь найти не удается. Самой распространенной идеей является восстановление и имитирование пути «Из варяг в греки». Он пройдет по маршруту Рим – Афины – Стамбул – Смоленск - Стокгольм... Туристы, возможно, будут приплывать в Гнездово по Днепру на ладьях…

- Хочется, чтобы это был настоящий туристический центр с ремесленным производством, - рассказывает один из организаторов ежегодных праздников на Гнездовских курганах, - директор «Дома культуры микрорайона Гнездова» Елена Баловнева. – В нашем доме культуры есть гончарный круг, муфельная печь, кузня... Есть у нас и мастера – кто-то работает с кожаными изделиями, кто-то занимается вышивкой, и лазоплетением…

Тогда можно будет не только понаблюдать за работой «добрых молодцов»- кузнецов и подивиться на фантазию и дело их рук, но и собственноручно выковать себе подкову на счастье. А еще будет попыхивать жаром печка с крынками да горшками А почему бы не попробовать пожить по славянским традициям? Ведь даже в столь простом деле, как подметание полов, нужно было знать свойства деревьев: считалось, что энергетику человека повышают береза, дуб, липа. Веники из этих пород деревьев выметали сор из избы и приносили в дом удачу и счастье. Доски полов в бане должны были быть сосновыми, порог - осиновым, а париться рекомендовалось березовым или дубовым вениками.

Сегодняшний турист любит легенды и предания, но терпеть не может нудных лекций. Дай ему что-нибудь потрогать, пощупать, да проверить... Пожелтевшие от времени картинки под пыльным стеклом музейных витрин его уже не прельщают.

- Одно дело читать историю по учебникам, совсем другое — побывать здесь и прочувствовать ее. Наша молодежь любит не ухом, а глазом, - рассказывает Елена Николаевна. - В Гнездове должен быть не однодневный туризм. Пускай на городище построят домики, где люди могли бы пожить, окунуться в ту атмосферу... А еще попарятся в настоящей баньке, половить рыбу, вкусить настоящей славянской пищи.

А наши предки, к слову сказать, были большими любителями каш, супов и всяких рыбных вкусностей. В древнерусском меню «прописались» кундюмы, которые напоминают пельмени с грибной начинкой. Тесто для них замешивается на растительных маслах и горячей воде. Начинка готовилась как из свежих, так и сухих грибов в сочетании с крупой и пряностями. В отличие от пельменей их не варят, а с начала пекут, потом томят в печи. Начиная с XIV века, самым вкусным лакомством считались пироги. На Смоленщине их выпекали с самой разнообразной начинкой: из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, творога, овощей, ягод, фруктов... Запивали сытную пищу мучными киселями — ржаным, овсяным, гороховым...

- Я не хочу обидеть горожан, но если человек ни разу не бывал в деревне, значит он болен и его надо лечить. И сделать это может только общение с природой, - считает Елена Николаевна. - Люди по всему миру создают музеи огурцов и мышей... А мы на Смоленщине, обладая такой богатой историей, не можем даже заполнить нишу туризма.



автор: Мария Дёмочкина

РП Смоленск

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь