Дворянин.Интернационалист.Священник

http://www.rabochy-put.ru - Добавил killer 4453 дня назад в категорию Pазное

Сегодня в гостях «РП» - священнослужитель церкви Святого Мученика Меркурия Смоленского отец Алексий. Его предки, польские дворяне, служили русской короне на военном поприще, были настоящими офицерами, что в полной мере передалось Алексею Великопольскому, в прошлом - майору запаса, участнику боевых действий в Афганистане и Анголе. Он и сегодня провожает мальчишек на военную службу... Надежный человек с Богом в сердце, стремящийся и нас, грешных, образумить и наставить на путь истинный.



Столбовые дворяне Великопольские



- Князья Великопольские - древний дворянский род, который пришел на Русь еще во времена Ивана Грозного. Принимали активное участие в освоении и присоединении к Московии новых земель и за доблестное служение государю были приближены ко двору и жалованы земельными наделами, со временем преобразованными в пять имений. Три из них находились в Псковской губернии, в районе Великих Лук, и два - в Тверской. Усадьба Чукавино в Тверской области, принадлежавшая Ивану Великопольскому, сохранилась до наших дней. Имение красивое, на правом берегу Волги. Иван Ермолаевич был просвещенным хозяином и рационализатором: завел в Чукавине сельскохозяйственную школу (в 1842 году Великопольский изобрел новый способ обработки льна и безуспешно пытался его внедрить), открыл больницу, школу и по возможности отправлял способных крестьянских детей учиться в Казанский университет. Увлекался ландшафтным дизайном - разбил в Чукавине уникальный парк, где, кроме местных пород, высадил пихты, кедры, буки, берлинские тополя, дубы. Всего около 270 видов деревьев и кустарников.



Иван Великопольский - весьма интересный человек своего времени: известный меценат, литератор, драматург (нередко публиковался под псевдонимом Ивельев), был очень популярен в литературных кружках 1820 - 1840 годов, хоть и считался писателем средней руки. Его любили за доброту и готовность помочь всем нуждающимся поэтам и прозаикам. Одно время был дружен с Пушкиным и даже обменивался с ним злыми эпиграммами. Однажды мой предок проиграл Пушкину 500 рублей в штосс. Александр Сергеевич не замедлил отразить пагубную страсть Великопольского в дружеской эпиграмме, датированной 1829 годом: «...Проигрывал ты кучки ассигнаций, И серебро, наследие отцов, И лошадей, и даже кучеров. - И с радостью на карту б, на злодейку, Поставил бы тетрадь своих стихов, Когда б твой стих ходил хотя в копейку».



Видать, карты и сгубили выдающегося просветителя: мой предок разорился и умер в бедности.



Я сегодня пытаюсь как можно больше разузнать о своем роде, восстановить родовое генеалогическое древо. Задача не из простых: у князей Великопольских было слишком много отпрысков. Великопольские - повсюду: в Галерее героев Отечественной войны 1812 года Эрмитажа есть портрет генерал-аншефа Великопольского.



А в Храме Христа Спасителя на восьмом барельефе высечены фамилии прапорщика и генерал-майора Великопольских, погибших в районе Полоцка в 1813 году.



Что весьма немаловажно, князья Великопольские упоминаются 43-ми или 47-ми по счету в книгах столбового казанского дворянства. Заслуги нашего рода перед Отечеством были велики, поскольку столбовое дворянство присваивалось за значимые личные деяния. Князья Великопольские были столпами общества, на которых и держалось государство Российское.

Ордена не продаются



- Но это мои предки были дворянами, а я всего лишь носитель фамилии, отголосок великого рода... Однако отголоски прошлого и во мне порой «кукарекают». Совершить подлость, обмануть, отстоять за чужой счет свой «шкурный» интерес ни за что не смогу - мешает внутренний заслон, заложенный на генном уровне. Да, вспыльчивый, страстный. И сентиментальным с годами стал: когда слушаю афганские песни, плачу. Песни «Ордена не продаются», «Разговор с БТРом» затрагивают тайные струны моей души. Занозой в сердце сидят! Ведь это я прошел за баранкой афганский серпантин и чувствовал всем своим существом, как сердце срастается с мотором БТРа! Мы пересекли границу Афганистана 22 ноября 1981 года и из Термеза до Кабула шли своим ходом. Вслушиваешься в текст песни, и вспоминается окровавленный снег, перед глазами как живые встают погибшие товарищи... Но, как ни странно, память сохранила об Афгане хорошие воспоминания...



В Афганистане воевал в войсках противовоздушной обороны сухопутных войск зенитно-ракетного полка, которые прикрывали штаб армии в Кабуле и аэродром Баграм. В отдельном гвардейском парашютно-десантном 345-м полку, в состав которого входила и 9-я рота, служило немало моих приятелей. Смотрел фильм, сравнивая своих друзей-разведчиков с персонажами «9-й роты»...



Во время одной операции в провинции Парван мои товарищи из разведроты 345-го полка попали в жестокую переделку. Шел 1983 год... Через Панджшерское ущелье шли караваны противника со стороны Пакистана. Их брали в сухом русле реки, где пересекались выходы двух ущелий. Техника блокировала пути отступления, а пехота расстреливала оказывавших сопротивление моджахедов. Операция назначена, и вдруг в разведбатальоне нашей дивизии исчезает боец. Информация дошла до командующего 40-й общевойсковой армией, и операцию свернули. Однако по команде ВДВ в ущелье отправляют роту 345-го полка, а тут еще какой-то умник из пехоты решает выслужиться и тоже посылает на задание взвод! Ребят отправили не на задание, а на заклание. Первым погиб сержант из разведывательной группы, ему до дембеля оставалось всего ничего... Десантники знали, что там наши. Кричали, матерились, пускали красные ракеты, означающие «я свой!». В ответ на ракеты летели гранаты... Когда пальба стихла, выскочил рыдающий командир взвода: «Братцы, простите!..» Разве он учинил эту бойню? С той стороны могли появиться только духи! Это война. Мерзость и грязь.



Призрак войны «креста и полумесяца»



- Как вы относитесь к межнациональным конфликтам внутри России? Можно ли сегодня вести речь о войне «креста и полумесяца»?



- Войны нет. Есть предательство и подлость. На моей памяти, служил в одном из православных приходов Грозного отец Анатолий. Царствие ему небесное... Грустная история вышла. Мать искала сына, взятого в плен полевым командиром. Бандит потребовал выкуп. Несчастная женщина обратилась к Cвятейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Патриарх внял мольбе потерявшей надежду матери и направил в помощь отцу Анатолию священнослужителя из Москвы. Проблему решили, однако на обратном пути священников и освобожденного из плена бойца схватила служба безопасности Ичкерии. Священнослужителей пытают, заставляют отречься от Христа и бросают в зиндан. А в зиндане сидел мулла, не согласный с вахабизмом и исповедовавший истинный ислам. Он на своих плечах носил на допросы изувеченного отца Анатолия... Вот и ответ на очень многие вопросы.



- Мусульмане нередко оправдывают насилие и убийства словами «священная война». Можно ли убивать за веру?



- Нет в исламе провозглашения убийства христиан! Оправдание насилия «священной войной» - изощренная вахабитская подтасовка. За всю историю православной России на нашей территории никогда не велось религиозных войн, и христианство на протяжении многих веков мирно сосуществовало с другими религиозными конфессиями. Провозглашенная не имеющими абсолютно никакого отношения к религии людьми «священная война» - очередная политическая конъюнктура: война дает возможность создавать немыслимые капиталы на крови своих же собственных братьев. Меня поразили горькие слова дагестанского муфтия: «Как же можно называть этих людей мусульманами, если они подтирают зад страницами, вырванными из священной книги Коран?» Мой приятель Павел Олещенков, с которым плечом к плечу воевал в Афганистане, совершил хадж и принял ислам. Я отпевал его младшего брата... Когда отпеваешь молодых, так на сердце тоскливо становится...



Цивилизованный ад



- А как же вечная жизнь после смерти? Или это просто красивая сказка?



- Это не сказка. Провожая человека в последний путь, мы плачем оттого, что осиротели и больше никогда не увидим близкого нам человека. Душа умершего рассталась с греховной плотью, которая препятствовала развитию ее духовности, и перешла в лучший мир - разве это не прекрасно? Человеческие эмоции и рассудок редко работают в унисон. Человек вообще безумное существо! Ратует за цивилизацию, а она гибельна. Повинуясь плотским удовольствиям, мы уходим от гармонии, созданной Господом, и постепенно превращаемся в бездушную машину для переработки благ цивилизации. В Южной Америке обитают крайне примитивные, с точки зрения цивилизованного человека, племена, которые живут, как Адам и Ева до грехопадения. Они не знают, что такое гнев и ненависть, зависть и корысть. Живут одним днем, нашел корешок, съел - и счастлив! А мы - пленники общества потребления. Сходим с ума, страдаем от разнообразнейших заработанных нами же недугов. А монахи, отрекшиеся от технократической цивилизации, сохраняют здоровье и здравый рассудок до смерти, которая наступает в глубоком старчестве. Взять архимандрита Иоанна Крестьянкина - это же чудо, а не человек был! К нему души людские тянулись, словно ростки к солнцу. Подобные Крестьянкину люди принадлежат совершенно другому миру, потому я к этому миру и прилепился.



Священник - это не ремесло



- И все-таки. Почему вы стали священнослужителем?



- У меня спрашивали, и не раз: «Человек, двадцать лет командовавший людьми, становится послушником, мальчиком на побегушках?!» Да ради Христа я на коленях к нему поползу! Священник - это не ремесло. Не профессия. Это особое состояние духа. Почему люди тянутся к одному священнослужителю, а другого сторонятся? Неспроста в Писании сказано: «Много званых - мало избранных». Если человек прочувствовал с помощью батюшки свой грех и его смятенная душа согрелась сочувствием, значит, к нему вернулись мир и спокойствие. Меня крестил в 1991 году епископ Нифонт, нынешний митрополит Волынский и Луцкий. Он-то меня, безбожника, майора, инженера по эксплуатации радиотехнических средств, и наставил на путь истинный, крестик золотой на грудь повесил и радовался тому, как ребенок! Радовался, отдавая... Митрополит Нифонт - необыкновенно мужественный человек. В тяжкую годину для Украинской православной церкви, когда автокефалисты громили христианские храмы, он пошел в самое пекло. Вернулся на родину, чтобы не угасла на Волыни свеча, Богом зажженная. Ему пытались вскрывать вены, избивали до полусмерти. Но в поистине нечеловеческих условиях епископ Нифонт сумел увеличить количество православных приходов Московской патриархии на Волыни до 500! Вот вам и доказательство значимости искренней веры всего одного человека. Раньше я каждый год приезжал к нему исповедоваться. А сейчас он меня благословляет даже... по телефону. Находясь за тысячу километров, Владыко отчитывает меня за промахи и рассказывает о таких мельчайших делах, творящихся в моем приходе, аж холодок меж лопаток пробегает... Бывает, спросишь: «Откуда, Владыка, такие знания?» Улыбается в ответ: «А у меня телефончик Туда есть!» Вот на каких людях-молитвенниках зиждется церковь Христова! Если б не они, давно в России разгорелась бы гражданская война.



«Служба быта» или обитель Божьего чуда?



- Для «просвещенных» и информированных обывателей церковь сегодня стала «службой быта»...



- Привыкли, что за деньги можно все, вот и превратили религию в моду. Надо свечку за упокой поставить - ставят. Покрестить ребенка - «а чем мы хуже других?» Но нет Бога в их сердцах. Между понятиями «веровать» и «верить» существует великая разница. Потому и славлю наших бабулек, соль земли русской, которые еще в советские времена тайком ходили в церковь. Ведь это их молитвами Церковь возросла и приумножилась.



- Значит, честнее быть атеистом?



- Апостол Павел сказал: «Вера - это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Мне не нужно доказывать, есть Бог или нет, не нужно его щупать за бороду - я его знаю. Зато могу доказать в течение минуты, что любой человек - верующий. Вы садитесь в автобус, будучи при этом абсолютно уверенным, что доберетесь до пункта назначения, не так ли? Это - вера! Многие люди ищут чудес, и чудеса творятся: в тяжкое для России время, в 1992 году, произошло слезоточение иконы Казанской Божией Матери, а в 1994 - 1996 годах в Успенском соборе мироточили 18 икон, в том числе и икона Серафима Саровского. Это было чудом не только для прихожан, но и для священнослужителей!



«Матрица: осознание греховности»



- А можно быть православным и при этом современным человеком: пользоваться Интернетом, читать опусы Владимира Сорокина, ходить на спектакли Романа Виктюка?



- А почему нет? Если я в состоянии послать в Филадельфию электронное письмо своему однофамильцу, разве я совершаю преступление против Бога? Интернет - всего лишь всемирная библиотека. Чем больше знаний, тем больше и возможностей для свободного суждения о различных аспектах человеческой культуры. Мне в душу запала замечательная фраза профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова: «Православным может себя считать только тот человек, который, осознавая свою греховность, вынужден обратиться к Богу».



- А каково ваше отношение к виртуализации религии? В Сети сейчас есть немало программ, которые позволяют, не посещая храм, поставить свечу перед иконой и даже исповедоваться.



- Священника никто не подменит. Казалось бы, записал службу, развалился в кресле и жди просветления. Но чуда не случится, потому что живого чувства в записи нет. Как и нет в человеке чувства собственной греховности. Пробовали экспериментировать - записывали на магнитофон звон церковных колоколов, однако болезнетворные бактерии не погибали при звуках записи, как это обычно происходит под воздействием колокольного звона на экспериментальные образцы воды. Скажу больше: известный японский ученый изучил феномен молитвы водосвятия, произведенной над водой. Освященная вода, заряженная энергетически, не теряет своих свойств со временем и уничтожает бактерии! Ученый пошел дальше: брал образцы нечистот, опускал их в освященную воду, и жижа из отхожего места становилась кристально чистой! И даже нефть разлагалась до аминокислот. Произнесение с большим чувством фраз «Я тебя люблю» и «Я тебя убью!» над пробирками с водой приводило к тому, что в первом случае из воды под воздействием низких температур выкристаллизовывались прекрасные снежинки. А в другой пробирке - ничего...



Вода - купель всего живого на земле, способна аккумулировать негативную и позитивную информацию. Это ли не доказательства чуда Божьего? Я технарь, и мне проще объяснить состояние человека с технической точки зрения. В программе человечества изначально заложена ошибка - вирус греховности. Чтобы ее исключить, нужно создать новую антивирусную программу. Тяжкий процесс выздоровления зависит лишь от нравственного, духовного самосовершенствования и становления каждого из нас. В противном случае после смерти мы обретем ту же злобу, ту же нелюбовь и мучающую нас жажду...
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь