Работники государственного сортоиспытательного участка 20 лет сдают тест на живучесть

http://www.rabochy-put.ru - Добавил slava в категорию Общество

Четыре сортоиспытателя...



Если разделить территорию Смоленской области на климатические зоны, то таковых у нас получится всего три: северная (Велиж, Демидов), средняя (Смоленск и окрестности) и южная (Рославль, Ершичи, Шумячи). В каждой из этих зон желательно выращивать свои, наиболее подходящие для них, сорта зерновых и кормовых культур. Какие? На этот вопрос и должны ответить сортоиспытательные участки, количество которых стабильно сокращается. Из растениеводческого конвейера выпадает очень важное звено, без которого нормальное производство продукции невозможно.



Деревня Шеровичи Руднянского района. Вишневая «Нива» заместителя главы администрации Руднянского района по сельскому хозяйству Эдуарда Федорова «ныряет» в тень большой липы и останавливается возле открытых ворот. Руднянский сортоиспытательный участок, весь штат которого составляют четыре человека, работает в обычном режиме. Прямо от конторы направляемся в поле, к делянкам, где проходят испытания сорта зерновых и кормовых культур.



Начало июня, поэтому рожь и ячмень еще не успели набрать силу, колосья колышутся от ветра где-то на уровне груди. Еще пару недель - и зеленый туннель сомкнется над узенькой тропинкой, вдоль которой расставлены таблички с названиями сортов.



Нина Леонидовна Давыденкова, заведующая участком, рассказывает об особенностях каждого сорта, о том, как он показал себя на смоленской земле.



В соответствии с Федеральным законом «О семеноводстве» вести сев на территории области можно только семенами сортов, вошедшими в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Но перед тем, как попасть в эту заветную книгу, сорт должен пройти всесторонние испытания на таком участке, как в Рудне. Всего сортоиспытательных участков на территории области осталось шесть, хотя в лучшие для села годы их было более полутора десятков. И высокие урожаи, о которых писали газеты тех лет, заслуга не только умелых председателей и опытных агрономов на местах, но и людей, которые проводили сортоиспытания и с полной ответственностью давали путевку в жизнь тому или иному сорту.



Сегодня задачи, поставленные перед участками, не изменились. Все также они проверяют всхожесть семян, приспособленность растений к климату области, определяют урожайность и выносят свой вердикт: рекомендовать данный сорт для Смоленского АПК или поискать что-то более подходящее. Но с каждым годом делать это становится все труднее...

...и воры



Неспокойно нынче на Руднянском сортоиспытательном участке. Днем-то ладно, а вот по ночам, после того как сократили ставку сторожа, бери, что приглянется. За последнее время здесь несколько раз побывали местные воры. Не особенно чем разжились, но и ущерб нанесли немалый. Их последний визит за лабораторным оборудованием чуть не стал для участка роковым.



В этот раз воры залезли в лабораторию участка. Брали все подряд, особенно алюминий. Поэтому найти краденое для заведующей участком не составило большого труда. Разговоры «по душам» с местными пацанами, легкий «шмон» в пункте приема металла - и большая часть немудрящего лабораторного скарба вновь встала на свои места.



А вот «ИЖ»-«каблучок» жаль! Его разукомплектовали прямо в гараже. Сняли аккумулятор, фары, лобовое стекло. Так что участок остался без транспорта. Как зеницу ока здесь берегут комбайн для уборки делянок и опрыскиватель. Последнее, что осталось. Тракторный прицеп уже угоняли, проломив забор, но, спасибо руднянской милиции, пропажу быстро нашли в нескольких километрах от Шеровичей, в глухом лесу. Воры, кстати, так и остались безнаказанными.



Через заросшую кустами ложбинку проходим к делянкам с картофелем. Здесь высажено несколько сортов, которые, возможно, будут рекомендованы для выращивания в нашей климатической зоне. Специалисты оценивают всхожесть, рассматривают форму листовой пластинки, прикидывают возможную урожайность... Потом переходим к гороху. Возле этих делянок, часто разворачиваются «боевые действия» местного значения. Шеровичские пацаны не дремлют. Стоит немного расслабиться и изучать в лаборатории будет нечего.



А Михаил Васильевич Гнездов, бывший механизатор, пенсионер, не отказавшийся за мизерную зарплату выполнять на участке любые работы, оказался антиглобалистом. Не видит он пользы для страны от саммита «большой восьмерки», опасается вступления России в ВТО («тогда нашему селу совсем хана, хлеб будут возить из-за границы») и не верит ни на йоту Джорджу Бушу. Мало того, еще считает, что тот вредно влияет на российского президента. По его мнению, если бы не Буш, то у нас с Белоруссией отношения были бы намного лучше, чем с Америкой. Тогда, возможно, и сельское хозяйство до такого развала бы не допустили. Никогда не думал Васильич, десятки лет проработав механизатором, что к пенсии вместо трактора придется ему вывозить с сортоиспытательного участка урожай картофеля на двухколесной тачке... На участке проходят испытания такие сорта, как голландский Айл-Оф Джура, давший в 2006 году урожайность 169 центнеров с гектара, Пушкинец, Дельфин, ленинградской селекции, рекомендованные для выращивания в Смоленской области, среднеранние Елизавета, Невский, Орхидея, Кураж, Петербургский (в 2002 году дал без внесения органики 346 центнеров с гектара), позднеспелые Никулинский, Ветрась, Атлант (позже всех остальных поражаемый колорадским жуком). Посадка и копка картофеля здесь производятся только вручную, как и уборка посевов льна. Увы, теперь самодельная ручная тележка - единственный транспорт, оставшийся в распоряжении Руднянского сортоиспытательного участка. Благо что от делянок до конторы недалеко. Никак не может понять исконный крестьянин Михаил Васильевич Гнездов, почему вдруг государству перестали быть нужными колхозы, совхозы, сортоиспытательные участки. А если нужны, тогда почему для них не выделяют технику, лабораторное оборудование? В общем, как в детской песенке поется: «Сто тысяч почему живут на белом свете...», и никто ни на одно из них не дает точного ответа.



По-прежнему главным орудием производства для работников сортоиспытательного участка остаются лопата и мотыга. Еще - топор. Им дважды за зиму, в январе и феврале, Михаил Васильевич вырубает с делянок квадраты почвы с озимыми посевами. Цель этой операции - поместить эти квадраты в ящики, перенести в помещение, где они постепенно оттают, и определить, как растения перезимовали. Выдерживают ли наши зимы и можно ли их рекомендовать для разведения в области?



СПК «Нива», на территории которого находятся 82 гектара делянок, помогает науке чем может. То технику выделит для обработки почвы, то подвезёт что-то крайне необходимое. Но, по сути дела, руднянский участок, как и пять таких же, разбросанных по всей области, свои проблемы решает сам. Судьба его под большим вопросом, поскольку молодые специалисты сюда на работу не идут, а тем, кто тут трудится, до пенсии недалеко. Количество таких участков в области постепенно сокращается, работы по испытаниям сортов сводятся на нет. Не исключено, что через несколько лет на месте шеровичских делянок в лучшем случае останется поле или пастбище для скота.



Cегодня продукция растениеводства занимает 22,8 процента от валового продукта сельхозпредприятий агропромышленного комплекса Смоленской области. Его рентабельность с учетом субсидий из бюджетов всех уровней за 2006 г. составляет 11,1 процента.



В 1914 году в России насчитывалось около 130 опытных станций и полей.



В 1968 году действовало 1550 государственных сортоиспытательных участков.



В настоящее время средняя урожайность зерновых в области не превышает 13 центнеров с гектара.



В советское время официально урожайность зерновых не опускалась ниже 16 центнеров с гектара.



Итого



Для исправления ситуации есть два пути: первый - попытаться восстановить те участки, которые были закрыты в последние годы, и второй - в каждой климатической зоне области создать мощную, хорошо оборудованную сортоиспытательную станцию, укомплектовав ее квалифицированными кадрами и современным оборудованием.



ЕСЛИ на это пойти, то потребуются серьезные капиталовложения, которые сразу не окупятся и не принесут «быстрых» дивидендов.



ЕСЛИ это сделать, то не понадобятся десятки мелких участков, три станции закроют потребность всего региона.



Но ЕСЛИ на такой шаг не решиться, то можно до конца угробить растениеводство, а за ним и животноводство области.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь