На истребителе, в капроновом костюме...

http://www.rabochy-put.ru - Добавил v.v. 5932 дня назад в категорию История





Вы когда-нибудь встречали человека, у которого выслуга лет составляет 84 года, а ему самому всего 80? Человека, который освоил более 15 видов самолетов и эскортировал самых известных в мире персон во время посещения ими нашей страны? Человека, который, несмотря на свой возраст, бодр, весел и живет полной жизнью? Нет? Тогда знакомьтесь - Михаил Васильевич Калнышев, человек, посвятивший 33 года своей жизни истребителям.

Торжественная петля для Броз Тито



- Я эскортировал многих высокопоставленных гостей. Это безумно сложно, потому что эскорт-полет - это полет парадным строем: крыло в крыло, когда расстояние между самолетами всего три метра. Нервное напряжение такое, что после посадки хоть воду выжимай из кожаной летной куртки.



Особенно запомнился прилет иранского шаха. У его самолета максимальная скорость - 350 километров в час, а у нашего - минимальная, когда самолет уже валиться начинает. А ведь внизу - Москва.



Прилетал к нам и президент Югославии Броз Тито (он был первым гостем, которого я эскортировал), и афганский король.



Во всех случаях мы встречали самолет важного гостя за 300 - 400 километров от Москвы. «Приводили» его на Шереметьевский или Внуковский аэропорт. После того как самолет гостя приземлялся, нам нужно было сделать торжественную петлю - разворот. И в тот момент, когда Хрущев встречал важных гостей, мы на малой высоте на скорости 200 километров в час проходили над ними. Это очень сложно. У нас все было рассчитано по секундам, а ведь случиться могло все, что угодно.



«Спасибо, что вовремя пришли!»



- Когда начались события в Чехословакии, туда перебросили наш полк, чтобы мы «закрывали» небо над страной. Мы базировались на стыке границ Австрии и ФРГ. Днем и ночью наши истребители находились в воздухе. За 6 часов - с 24.00 до 6.00 - Чехо-словакия была полностью оккупирована. Правительство арестовали еще в 3 часа ночи и вывезли в Москву. Один чех нам тогда сказал: «Если бы не вы, завтра здесь были бы немцы. А уж они-то нам тут хвосты накрутили бы. Спасибо, что вы вовремя пришли».



Парад дерзких и сильных



- А еще я бывший участник воздушных парадов в Тушине. В свое время закончил школу асов. Тогда их в каждом полку готовили, по приказу министра обороны, для участия в войне в Корее. Асы - летчики дерзкие, ловкие и смелые. Для нас разработали дополнительную программу, включавшую не только сложный пилотаж, но и высший. Сложный пилотаж - это пикирования, горки, перевороты, петля Нестерова. А высший - двойные фигуры, когда после первой сразу выходишь на вторую. Потом война закончилась, и мы в Корею не попали. Зато меня взяли в парадный расчет.



Как-то Хрущев дал задание показать массовость советской авиации. И мы показали - в небо поднялись 18 девяток самолетов! А до этого пилотировали четверками, шестерками.



ЧП за все время случилось только одно: у Бори Рябцева из нашего полка отказал во время парада двигатель самолета. Тогда он повернул от города и разбился вместе с машиной уже за Москвой. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Все мы подписывали документ, где обязывались в случае отказа двигателя направить свой самолет в Москву-реку...

Сорок пять по парам



- Потом наш полк отправился в Андреаполь и стал готовиться к приезду Маршала Советского Союза Батицкого и всех командующих авиацией стран Варшавского Договора: Чехословакии, Польши, ГДР и др. Мы должны были показать взлет полка в минимальное время, перехватить цель и в кратчайшие сроки произвести посадку. Руководство полетом доверили мне. Полк взлетел за восемь с половиной минут, а это 45 самолетов, потом вышел на рубеж, перехватил цель и сел. Вместе со всеми манипуляциями полет занял минут сорок, потому что истребители больше не летают - горючего не хватит.

Сам себе командир



- В 1960 году я переехал в Смоленск. Служил в должности командира, потом заместителя командира полка противовоздушной обороны, лучшего во всем Советском Союзе. Все 45 летчиков были первого класса! Мы занимались охраной рубежей днем и ночью, в любую погоду. И находились, что называется, в состоянии боевой готовности «номер два». Это значит, что самолеты стоят, средства запуска подсоединены, пушки заряжены, ракеты подвешены, все готово к бою. Дается команда: «Готовность номер один». Через пять минут летчик должен запустить двигатель, вырулить на полосу и взлететь. Как-то раз мы с командиром полка дали готовность, взлет и перехват условной цели. А зима, летчики в небо поднимаются мало. Дней 20 не полетал, и все - потерял навыки. И пришлось нам с командиром самим собственные команды выполнять.

Из школы - в бой



- Я отдал работе в школе 29 лет. И подготовил за это время 1300 допризывников к службе в Вооруженных Силах. У нас в Заднепровском районе были самые подготовленные в городе ребята. Имелся даже свой «полигон» в Красном Бору, на базе воинской части. Мальчишки занимались строевой подготовкой, отрабатывали «темы»: солдат в обороне, солдат в дозоре, солдат в разведке и так далее. Мы так готовили, что хоть сейчас надевай в форму и - в бой.

Американские шарики



- А еще мы перехватывали шары, которые запускали американцы. На высоте примерно 10 - 12 тысяч метров есть струйные течения, проще говоря, порывы ветра скоростью 300 километров в час. Американцы примерно на эту высоту запускали воздушные шары с разведаппаратурой - не со своей территории, конечно, а с восточных или западных границ, где размещались натовские войска. А наши истребители должны были их уничтожить. Но шары летели очень высоко, и, как ни «карабкайся», подняться было очень сложно. Это сейчас у истребителей нет «потолка».

Мужчины в капроне



- У летчиков-истребителей были специальные высотные компенсирующие костюмы. Они имели шнуровку и резервуары по бокам. Такой «наряд» врач подгонял индивидуально каждому по фигуре, чтобы ткань прилегала плотно-плотно. Если в воздухе кабина разгерметизируется, то, чтобы кровеносные сосуды не полопались от высокого давления, и надевается такой костюм. А резервуары по бокам наполняются кислородом, сжимают все мышцы, и разрыва кровеносных сосудов не происходит. Второе назначение - защита от нарушения циркуляции крови при максимальных перегрузках. Проще говоря, чтобы в глазах не темнело. Костюм сделан из специального капрона, на голову надевают гермошлем, к которому подается кислород.

Веселый космонавт



- Летчик-космонавт Андриан Николаев - из нашего полка. Однажды к нам приехала специальная комиссия, которая должна была отобрать лучшего летчика, но толком нам ничего не объясняли, сказали, что дело секретное, речь идет о выполнении каких-то особых правительственных заданий. Мы - командиры эскадрилий - собрались и стали думать: кого отправить? Я предложил кандидатуру Андриана Николаева. Во-первых, он холостяк. Во-вторых, человек, посадивший без шасси самолет, у которого отказал двигатель. И члены комиссии нам заявили: «Раз он такой положительный, давайте нам его». Он был очень хороший летчик, напористый. Да и человек хороший, очень любил анекдоты рассказывать.

«Дедушка-летчик»



- В 1944 году меня призвали в армию. Сразу после того, как закончил девятый класс. Наш год - 1927-й - единственный, который был призван в возрасте 17 лет. А у меня дядя был летчиком, и я мечтал об авиации. Поэтому, когда пришла разнарядка, я сразу ему сказал: хочу летать. Жизнь у курсантов была сложная, да еще времена голодные - война. Поэтому жевали все, что только можно. В карауле незаконно ходили по полям и картошку собирали. Сварим ведро и съедим за ночь втроем.



Учебные нагрузки были большие. Это сейчас пять лет учатся, а тогда всего за один год ты должен был пройти программу, «получить лейтенанта» и - на фронт.



Сначала я учился в штурманском училище. После окончания войны его расформировали. Мы с товарищем решили пойти учиться дальше, уже на штурмовиков. Рассуждали так: самолет падает и разбивается, но кабина целая и летчик живой.



Поехали на учебу в г. Чкалов (Оренбург). Полгода там пробыли, а потом нас отправили в Тамбовское училище. Опять шесть месяцев проучились, уже начали летать, и тут - приказ расформировать наше учебное заведение. На этот раз попали в Кащинское училище, где готовили летчиков-истребителей. Так был я курсантом шесть лет. У нас с товарищами даже песня была: «Дедушка-летчик все зовут меня, на голубых погонах нет лычек у меня».



Марсианский Новый год



- Когда шла война, курсанты Новый год не праздновали вообще - не было никаких елок в казарме и прочих радостей. Даже не кормили дополнительно.



А года с 1947-го стали в гарнизонных клубах ставить елки, танцы устраивать. Но в Новый год в увольнение отпускали не всех: как-то мы с приятелем оказались в числе «невезучих». В клубе танцы, елка мигает, а у нас - казарма напротив, и так на праздник хочется! Решили идти в самоволку, но договорились с дневальным: как только кто-то из начальства появится - командир или проверяющий, выставить баян на окно в Ленинской комнате. Так весь вечер и протанцевали, на окно поглядывая, - баян, к счастью, на подоконнике так и не появился.



Когда офицером стал, каждый год ходил на новогодние вечера. Я очень любил переодеваться, кого-нибудь изображать. Как-то к Новому году я сделал себе костюм марсианина, с антенной на каске. И ходил по нашему городку на Покровке. Захожу в очередную квартиру, издаю нечленораздельные звуки, а потом разворачиваю плакат: «Мы, марсиане, поздравляем землян с Новым годом». На следующий день все в городке обсуждали появление инопланетянина на улицах города. И очень удивлялись, когда выяснялось, что пришельцем был я.

Моя семья



- У меня большая семья: жена, трое детей, шесть внуков и два правнука. Пошли ли они по моим стопам? Сын - тоже летчик. Подполковник, командир эскадрильи, летал на современных истребителях. А так у меня одни девочки.



Правнуки еще совсем маленькие - девочка только что родилась, мальчику - годик. Поэтому они еще не определились с карьерой.



В свободное время я люблю рыбачить. Еще увлекаюсь автотехникой. Обожаю путешествовать на машине. У меня была такая, знаете, восьмиместная машина ЗИМ - считалась правительственной. Правда, жена разделяет не все мои увлечения, но одного в поездки никогда не отпускает.



- Хочу поздравить всех смолян и жителей Смоленской области с Новым годом и Рождеством. Желаю, чтобы все были счастливы. Здоровьица всем и праздничного настроения! И самое главное - не терять веру в то, что мы будем жить лучше. Наверняка!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь