В июне 2010 года у российской авиации будет юбилей - 100 лет

http://www.rabochy-put.ru - Добавил skull 5907 дней назад в категорию История

В июне 2010 года у российской авиации будет юбилей - 100 лет. Огромный вклад в ее развитие внесли и смоляне. Идея создания музея авиации в Смоленске витает в воздухе уже довольно долго, но пока только витает...



Где же открыть музей?



олках царит полная анархия. В армии даже поговорка есть: «Когда Бог на земле порядок наводил, авиация в воздухе была». На парадах и демонстрациях колонны авиаторов выделяются неумением «тянуть носок» и держать стройный ряд. Зато на аэродроме всегда порядок и строжайшее исполнение инструкций, «написанных кровью». Во время полетов нет различий между командиром и подчиненным: все по-строено на доверии. А встречи с авиаторами доставляют особое удовольствие: это и воспоминания о необычных приключениях настоящих асов, об участии в локальных войнах, о поездках в 60-х годах прошлого века под видом комбайнеров на Кубу, и рассказы о возможностях авиатехники...



Многочисленные отставные авиаторы теперь стали банкирами и преподавателями, инженерами и коммерсантами.



Подполковник в отставке Александр Иванович Школьников не один год прослужил в 401-м истребительном полку. Был начальником политотдела. И вот уже прошло пятнадцать лет с той поры, когда он перестал бороздить воздушный океан на истребителях-перехватчиках МиГ-23. Кстати, одна из этих крылатых машин занимает почетное место среди боевой техники в Музее Великой Отечественной войны. Школьников преподавал в вузе, работал в коммерческих организациях, был президентом финансовой фирмы, но всегда находил время писать историю своего полка и авиации в целом. Все эти годы его не покидает мысль о создании музея авиации в Смоленске.



- Это ненормально, что в городе, где практически каждый третий смолянин связан с авиацией, нет музея авиации, - считает он. - Моя квартира буквально завалена кислородными масками, гермошлемами, различными приборами... Чего только нет! Много интересных документов. При желании можно найти любые экспонаты, хоть самолетную пушку!



- Так в чем же загвоздка?



- Нет помещения для музея.



Ракетно- бомбовый кулак СССР



Обширная сеть аэродромов на Смоленщине формировалась между Первой и Второй мировыми войнами. Наиболее крупными из них стали Смоленск-Северный, Смоленск-Южный, Шаталово и аэродром Двоевка под Вязьмой. Долгие послевоенные годы из-за отсутствия автомобильных дорог на территории области многие районные центры и соседние области связывали со Смоленском воздушные линии гражданского флота.



До Второй мировой в Смоленске размещался штаб 3-го бомбардировочного авиационного корпуса.



В 1937-м здесь базировалась Смоленская авиационная бомбардировочная бригада, участвовавшая в воздушном первомайском параде, в полном составе пролетев над Красной площадью столицы. За считанные месяцы до начала войны, в феврале 1941 года, на аэродроме Смоленск-Северный сформировали 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиаполк, ставший основой 3-й гвардейской дальнебомбардировочной дивизии, а затем и всей дальней авиации страны.



В первые дни войны, в июне 1941 года, с аэродрома Боровское, возле Починка, в воздух поднялись легендарные командиры эскадрилий 207-го дальнебомбардировочного полка капитаны А. С. Маслов и



Н. Ф. Гастелло.



5 мая 2007 года ветераны 46-й воздушной армии Верховного Главнокомандования стратегического назначения, штаб которой размещался в Смоленске с 1946 года и до расформирования армии в 1994 году, отметили 65-летие армии. Со дня создания 46-й воздушной армии и до окончательного разгрома врага ее летчики совершили более 200 тысяч боевых вылетов.



46-я ВА ВГК СН была крупнейшей в мире ракетоносной, тяжелобомбардировочной воздушной армией - мощнейшим ракетно-бомбовым кулаком СССР. В ее состав входили пять авиационных дивизий, четыре отдельных авиаполка, множество воинских частей обеспечения. Соединения и части армии дислоцировались на территории шести союзных республик.



С 1951 по 1991 год небо над Смоленском и западными рубежами столицы СССР закрывал 401-й истребительный авиационный полк авиации противовоздушной обороны, базировавшийся на аэродроме Смоленск-Северный. Отсюда взял старт в отряд космонавтов пилот полка Андриян Николаев. Немаловажную роль в отборе будущего космонавта сыграл и случай посадки управляемого им самолета на «брюхо». Пилот не растерялся в экстремальной ситуации. По рассказам однополчан, Андриян Григорьевич был человеком спокойным, вдумчивым и рассудительным.



И сегодня над древним Смоленском можно услышать гул двигателей воздушных кораблей гвардейского Красносельского, Краснознаменного имени В.С. Гризодубовой военно-транспортного авиационного полка. Сформированное в 1942 го-ду под командованием Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой подразделение крылатых машин прошло славный боевой путь



в небе нашей Родины и продолжает выполнять военные задачи, базируясь на аэродроме Смоленск-Северный.



На вяземском аэродроме Двоевка в 1941 году стояла 303-я авиационная истребительная дивизия под командованием Г. Н. Захарова. А в 1942-м в ее состав вошла эскадрилья, а затем и знаменитый полк «Нормандия - Неман».



Сейчас на Двоевке успешно работает пилотажная группа «Русь» на самолетах Л-39 - одна из трех известных в мире. Кроме вяземских асов, в подмосковной Кубинке базируются «Стрижи» на МиГ-29 и «Русские Витязи» на Су-27.



Это лишь краткий и далеко не полный экскурс в историю авиации Смоленщины.

От первых пилотов - до первых героев



онардо да Винчи. В России первый самолет поднялся в небо в июне 1910 года. А ровно через год на глазах у изумленных смолян над древним городом уже кружила «железная птица». Самолетом «Блерио» управлял русский летчик А.А. Васильев. Еще через год в смоленское небо поднялся А.М. Габер-Влынский. Затем, в 1912 году, - уроженец Смоленска Г. В. Алехнович, ставший командиром тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец».



Самым первым летчиком России был тоже наш земляк, М.Н. Ефимов, родившийся в 1881 году в деревне Аполье Смоленской губернии. Михаил Ефимов первым из русских летчиков получил диплом пилота во Франции. Летчиками стали и два его брата - Владимир и Тимофей.



Военный аэродром в Смоленске, при котором имелся авиапарк, где ремонтировались самолеты и даже выполнялись отдельные конструкторские работы, существовал еще в годы Первой мировой.



В 1916 году здесь разрабатывал и строил свой «четырехплан» известный конструктор В.Ф. Савельев. В апреле того же года знаменитый российский ас Н. Е. Крутень приступил к формированию истребительного авиаотряда.



Смоляне не только одними из первых покорили небо, но и стояли у истоков самолетостроения. С.А.Лавочкин создал не только один из лучших самолетов-истребителей Великой Отечественной войны



Ла-5, но и другие модели этой серии. В.А.Слесарев сконструировал самолет-гигант «Святогор», В.М.Ольховский - самолет «Торпедо»...



В период Великой Отечественной войны в полной мере проявились мужество и отвага наших пилотов. Более 60 летчиков-смолян удостоены звания Героя Советского Союза. В.Д. Лавриненков и А. И. Колдунов стали дважды Героями. Первым Героем, удостоенным «Золотой Звезды» за боевые заслуги, стал наш земляк Б.А.Туржанский. Известный авиационный штурман - смолянин Л.В.Петров участвовал в спасении челюскинцев, за что награжден орденом Ленина.



Грузовые отсеки для космического «Бурана»



Нельзя сбрасывать со счетов и авиапромышленность области, зародившуюся в 20-х годах прошлого столетия. Одними из первых «пациентов» авиаремонтных мастерских стали одномоторные самолеты «Конек-Горбунок».



На смену мастерским пришел Смоленский авиационный завод, в 2006 году отметивший свой 80-летний юбилей. Здесь не только ремонтировали самолеты и двигатели различных типов, но и строили уникальные экспериментальные самолеты. В середине 30-х поднялись в небо построенные на заводе первые советские самолеты с герметической кабиной. Смоленский авиационный выпускал и выпускает спортивные и пассажирские воздушные машины КБ Яковлева. Яркой страницей в летописи завода стал построенный здесь самолет



М-55 «Геофизика», получивший мировую известность. Грузовые отсеки для космического корабля «Буран» также строились на Смоленском авиационном.



Александр Школьников последние два года, оставив доходную работу, штурмует все мыслимые смоленские «крепости», умоляя лишь об одном: дайте помещение для музея авиации. В апреле 2007 года на встрече с ветеранами Вооруженных Сил глава администрации города Владислав Халецкий поддержал предложение о создании музея, распорядился подыскать для него соответствующее помещение.



Музей авиации предложили разместить в запущенном полуподвале площадью около 100 кв.м по улице Большая Советская, 4. Ничего достойнее в целом городе не нашлось? А под музей требуется помещение площадью не менее 450 кв. м. Вот и ходит ас Школьников, как школьник, более полугода по замкнутому кругу.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь