Смоленское дело о шпионаже: оправдана через 71 год

http://www.rabochy-put.ru - Добавил Roch в категорию История

…По проселочной дороге медленно брела женщина. В глазах – слезы. В голове – туман. То и дело оступалась, сбиваясь с пути и по пояс проваливаясь в снег. «Эх, совсем замаялась, бедолага! И куда ее черт понес в метель?» - с горечью подумал разведчик Вася Левшаков, который давно уже заприметил в снежной круговерти закутанную в платок фигурку. «Сидела бы ты лучше дома, целей была…».

Целей – лучше не скажешь. Возможно, не случись этой роковой встречи с партизаном 19 февраля 1942 года, Матрена Ковалева осталась в живых. Не осиротели бы Райка с Надей…

Путники поравнялись. Василий всмотрелся в мокрое от снега лицо: «Куда идешь, красавица?» Молчит, упорно отказывается отвечать на вопросы. Левшаков насторожился – интуиция подсказывала разведчику: что-то не так. Встряхнул за плечо, незнакомка загородилась рукой, слабым, надтреснутым голосом произнесла: «К отцу, в Брынь, за хлебом… Деток нечем кормить» - «В такую непогоду выбралась? Заплутаешь, замерзнешь, осиротишь малышей!»

Пришли в Брыню. Разведчик расспросил жителей деревеньки, известно ли им что-нибудь про Матрену Ковалеву и ее отца. Матрену в деревне помнили. Но Василий не отставал, приняв твердое решение доставить Ковалеву в Некрасы, где располагался штаб полка. Та понуро пошла за ним. И вдруг сломалась, забормотала сквозь глухие рыдания, что послана в Брынь немецким штабом выяснить, есть ли в деревне партизаны…

…Смотришь на пожелтевшие от времени листки, выдранные из школьной тетрадки, заскорузлые обрывки обоев, на которых зафиксирован допрос Матрены особистом, и сердце сжимается от тоски. На бумаге чернильным карандашом, в спешке запечатлена маленькая человеческая трагедия...

20 февраля 1942 года Матрена Ковалева показала, что действительно «проживает в деревне Стайки Пронинского сельсовета. В деревне Брынь Ельнинского района Смоленской области живет ее отец, Константин Самсонов. Немцы узнали, что она взята замуж из Брыни, пришли к ней в дом и сказали, что она должна пойти в Брынь и узнать, что там за пожар, а также наличие и силы партизан. На отказ угрожали расстрелять, сказали, что ее детишки останутся у них. Испугавшись, она пошла в Брынь, но в деревне сразу же была задержана партизанами».

Да и как могло быть иначе? Женщине приставили наган к виску и недвусмысленно дали понять, что расстреляют на месте. Не пожалеют и деток, пятилетнюю Райку и трехлетнюю Надю. Фашисты ушли, забрав девочек с собой. Матрена завыла, сползла по стене. Последнее, что запомнилось Ковалевой, - как Рая забилась, и немец выдернул ее за тонкую ручку из избы…

Матрена Константиновна Ковалева была осуждена по ст. 58-6 ч. 1 УК РСФСР за шпионаж и приговорена военным трибуналом к высшей мере наказания – расстрелу.

Неровные строчки допроса перемежаются крестиками. Неграмотная Матрена так и не смогла прочитать вынесенный ей смертный приговор. Она до последнего верила в справедливость.

Матрену расстреляли в тот же день - 10 апреля 1942 года. Сведений о месте приведения приговора в исполнение и месте захоронения в деле не имеется. Ей было всего 30 лет…

Время расставило точки над «i».

Президиум Смоленского областного суда, рассмотрев кассационное представление первого заместителя прокурора Смоленской области Виктора Лосева об отмене приговора от 10 апреля 1942 года военного трибунала 1-го кавалерийского корпуса Западного фронта в отношении Матрены Ковалевой, осужденной за шпионаж, принял решение в пользу осужденной. Основание отмены приговора и прекращения дела – отсутствие в ее действиях состава преступления.

Виктор Лосев привел убедительные доводы, что «приговор был вынесен по неисследованным материалам дела, без проведения расследования, в отсутствие доказательств вины, без участия прокурора и защитника, с нарушением права на защиту. Никаких доказательств совершения Матреной Ковалевой действий, влекущих уголовную ответственность, кроме собственного полного признания вины, в материалах дела не имеется».

Лес рубят – щепки летят. Вылетела из-под топора острая щепочка, и вонзилась в висок Матрене, выжгла позорное клеймо «шпион, враг народа». А Рая и Надя потеряли самое дорогое на свете - мать. И саму возможность придти на могилку, почтить память родного человека. Что с ними сталось, удалось ли дочкам Ковалевой выжить среди ужасов войны? Мы этого не знаем.

Известно другое – в скором времени в суд поступит несколько аналогичных дел, рассекреченных временем и взывающих к справедливости.



Анастасия Петракова

Рабочий путь

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь