Коммунальные войны

http://www.smolgazeta.ru - Добавил baskin в категорию Общество

Как не дать нагреть себя на отоплении, как начисляются ОДН, и когда же в Смоленске вырастет качество ЖКХ-услуг.



Не секрет, качество «коммуналки» по-прежнему оставляет желать лучшего. Многие смоляне давно махнули на это рукой, исправно платят по квитанциям и отмалчиваются, но есть такие, которые борются за свои права. И в этом им помогает Смоленская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Потребитель». С председателем правления этой организации Сергеем САВУКОМ и побеседовал корреспондент «СГ».

А у вас моют подъезды?



– Больше всего обращений к нам по проблемам ЖКХ. Ежедневно приходят смоляне, которые недовольны тем, какого качества предоставляются услуги, – говорит Сергей Иванович. – Тарифы высокие, но ничего не делается по улучшению качества работы. На мой взгляд, должностные лица предприятий ЖКХ не хотят выполнять свои функциональные обязанности. Они больше заняты кабинетной работой, не знают положения дел по своим ведомствам и филиалам. Когда люди обращаются с жалобами, грозят подать в суд, то слышат малоутешительные ответы: мол, жалуйтесь, всё равно ничего не изменится. Между тем за содержание и ремонт мы платим немало. Приведу пример по своему дому, он девятиэтажный, большой – 280 квартир. Ежегодно жильцы за содержание и ремонт жилья платят более двух миллионов рублей. Но если не потребуешь, чтобы лампочки в подъезде вкручивали, когда перегорят, то и не вспомнят. Но почему я должен ходить в ЖЭУ-8 и напоминать об исполнении того, что заложено в тариф?!



– А что ещё должны делать управляющие организации, чтобы обеспечить нам нормальные условия проживания?



– Ежедневно проводить влажную уборку до третьего этажа, еженедельно протирать плафоны, стеновые панели, поручни в подъездах. Не реже одного раза в две недели мыть и дезинфицировать мусоропроводы. Но ведь нигде не установлены смесители для их мытья – всюду стоят заглушки. Поэтому должны сделать тариф меньше. Но нет, деньги всё равно берут. В летний период мусор должен вывозиться ежедневно, а он не вывозится неделями. Это всё входит в содержание и ремонт, за которые мы платим.

Несчастные крыши



– Сергей Иванович, но те проблемы, о которых вы рассказали, – мелочь по сравнению с теми, которые имеются у жителей домов. Протекающие кровли – вот беда!



– Это правда. Мягкие рулонные кровли не реже чем раз в три года должны красить либо наплавлять мастику и посыпать крупнозернистым песком – делать защитный слой. Но этого не делается, отчего ускоряется износ кровли, она начинает протекать. А ведь все эти работы тоже входят в тариф. Они рекомендованы постановлением № 170 Госстроя.



– Может, потому, что это носит рекомендательный характер, и не исполняется?



– Но в таком случае нарушаются СНиПы, предусматривающие эти работы. И несоблюдение их приводит к тому, что в Смоленске сплошь и рядом протекает кровля. Кроме того, то и дело происходит подтопление подвалов, потому что вовремя не ремонтируется отмостка в соответствии с ведомственными строительными нормами. А раз не ремонтируется, то она разрушается, как и изоляционные материалы коммуникаций горячего, холодного водоснабжения, отопления. Фактически должны проводиться плановые общедомовые осмотры не реже чем два раза в год. Их должны делать работники обслуживающих организаций. После этого составляются акты, а на их основании – графики и планы по выполнению работ. Графики и планы должны быть по каждому жилому дому, но даже их нет, не то что выполнения работ.

Платят вдвойне



– Люди жалуются, что в домах нет общедомовых приборов учёта, а за общедомовые нужны (ОДН) деньги берут. Как в таком случае рассчитываются эти платежи?



– Есть дома четырёхквартирные, восьмиквартирные, которые не оборудованы общедомовыми приборами учёта, но ОДН начисляются. Это незаконно. Как их начисляют – тайна за семью печатями. Но бывает, что берут вдвойне. Жителям дома по улице Котовского, 5а, начисляют по тарифу за горячую и холодную воду, а после этого по показаниям общедомовых счётчиков расходы делят на всех и берут ОДН. Это незаконно. Надо брать либо по тарифам, либо по счётчикам. На мой взгляд, есть недобросовестность и по выставлению оплаты за ОДН. Берут разницу между суммой индивидуальных приборов учёта и общедомовых, затем разбрасывают её на всех. Кто-то из потребителей своевременно не заплатил по своему счётчику, чуть опоздал, но его платёж уже поделён на всех, и получается двойная оплата. Контроля за этим нет, вот и платим.

Часто можно услышать, что потребители неточно снимают показатели индивидуальных приборов учёта, занижают их, чтобы меньше платить. А разве потребитель должен предоставлять эти показания? Верховный суд РФ признал требование предоставлять показания индивидуальных приборов учёта безосновательным и незаконным: потребитель обязан всего лишь не препятствовать снимать показания.

Молчание – знак согласия



– С жильцов порой берут, как вы говорите, двойную плату, почему же они терпят и платят?



– Не всегда. Некоторые обращаются с жалобами в жилищную инспекцию, получают ответы, что происходящее незаконно. Но перерасчёты так и не делаются. Вот только что наша организация помогла оформить исковое заявление в суд…



– Допустим, суд встанет на сторону потребителей. Достаточно много смолян выигрывают суды по капитальному, текущему ремонту домов. Но решения судов не исполняются...



– Это правда, скажу, что только в моей практике около 40 судебных решений не исполнено – в основном по капитальному и текущему ремонту.



– О капитальном ремонте даже говорить, на мой взгляд, бесполезно. Но текущий-то разве нельзя проводить в установленные законом сроки? Неужели тех денег, которые мы платим, недостаточно?



– Текущий ремонт должен проводиться не реже чем каждые три – пять лет. Покраска панелей, цоколя здания, установка недостающих поручней в подъездах и т. д. Не делается – надо обращаться в суд. Да, решения судов исполняются не сразу, но всё-таки исполняются, надо ждать. Если просто молчать и продолжать исправно платить за содержание и ремонт, то это – помогать обогащаться обслуживающим и управляющим организациям. Они один раз в год должны отчитываться перед жильцами, на что израсходованы и куда планируют израсходовать полученные денежные средства. Но этого не делается.

Утечки и суды



– Аварии, порывы в системах горячего и холодного водоснабжения не по вине потребителя происходят довольно часто, – продолжает Сергей Иванович, – но оплачиваем их мы. Насколько мне известно, ни в одном случае утечки воды обслуживающая организация не взяла траты на себя. Фактически происходит незаконное взыскание средств с потребителя. Подобное случается и с отоплением: дома обогреваются в осенне-зимний период плохо, а люди платят по тарифу в полном объёме. Для примера возьмём дом № 7 по ул. Бакунина в Смоленске. С 2006 года жительница этого дома Наталья Ивановна Осадчая в какие только инстанции не обращалась, но результат нулевой. Температура в её квартире ниже нормативной – всего лишь 14 градусов, есть соответствующие акты. Мы помогли ей оформить исковое заявление в суд. Но почему обслуживающая организация, зная, что услуга предоставляется ненадлежащим образом, не снижает тариф, не делает перерасчёт? Обслуживающие и управляющие организации ссылаются на то, что потребитель должен в письменном виде обратиться с требованием проведения перерасчёта и приложить акт о некачественном предоставлении услуги. Но не может же сам потребитель составить акт, его обязаны оформить после проверки работники ЖЭУ. А они этого не делают. Им выгодно без акта: деньги идут, а услуга не предоставляется. Хотя все обслуживающие организации при обращении граждан должны дать им письменный ответ в течение трёх дней, даже если обращение было устным.



– Да они об устных забывают через минуту, раз уж на письменные не реагируют…



– Это происходит потому, что нет должного контроля над деятельностью обслуживающих организаций. Например, дом по ул. Папанина, 12, (12 квартир) ОАО «Жилищник» бросило на произвол судьбы, вообще отказалось обслуживать. А некоторые дома обслуживают даже две организации. Например, по ул. Щорса – ООО «ЖЭУ-18» и ОАО «Жилищник». Но «Жилищник» управляет только теми помещениями, которые сданы в аренду станции «Скорая помощь». А общедомовое имущество обслуживает ООО «ЖЭУ-18» (оно не относится к «Жилищнику»). На крыше дома размещены антенны связи «Скорой помощи», повреждена кровля, но ни одна из двух обслуживающих организаций ремонт делать не собирается. Фактически решения по аренде нежилых помещений в жилых домах должны приниматься общим собранием собственников, но происходит произвол. Управляющие компании сами сдают в аренду помещения и получают деньги, которые им по закону не принадлежат, – эти средства должны идти на нужды дома. В доме по ул. Лавочкина, 54б, управляющая компания ООО «Жилищный сервис» без согласия жильцов произвела захват общедомовых помещений. Жильцы просят вернуть – тщетно. Сейчас подаём иск в суд. Считаю, что смолянам, уставшим от писания жалоб, хождений по инстанциям, надо подавать в суды на некачественные услуги ЖКХ. Как правило, суды становятся на сторону потребителей. Таким образом мы сможем защитить свои права и победить произвол управляющих компаний!



Ольга Чулкова

Смоленская газета
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь