Туристический рынок ждут очередные перемены
http://www.gorodnews.ru - Добавил plaster в категорию Pазное
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович недавно заявил о том, что сумма введенных не так давно финансовых гарантий в турбизнесе должна быть скорректирована. С АТОР согласны и депутаты Госдумы. В сентябре туда были внесены сразу два законопроекта, направленные "на повышение уровня финансового обеспечения и усиления защиты интересов потребителей туристических услуг". Разница между ними только в сумме этой ответственности. В первом случае депутаты предлагают увеличить финансовое обеспечение деятельности туроператоров до 100 миллионов рублей, а во втором случае - до 150 миллионов рублей. Ассоциация туроператоров России склоняется к первому варианту и оптимальным размером фингарантий считает 100 миллионов рублей. Напомним, что в прошлом году в закон об основах туристической деятельности в РФ были внесены изменения, которые предусматривали формирование механизма экономической ответственности туроператоров. Обновленный закон предусматривает финансовое обеспечение туроператоров в сфере международного туризма в размере 10 миллионов рублей и 500 тысяч в сфере внутреннего туризма. Именно эти суммы выступают своеобразным гарантом возврата денег каждому туристу, если вдруг туркомпания не выполнит своих обязательств. Их и предлагается увеличить. Возможно, поводом задуматься над изменением сумм гарантии стало произошедшее летом банкротство одного из крупных российских туроператоров "Детур". Объем поданных претензий превысил установленную договором страховую сумму гарантии, и некоторые туристы так и не получили компенсации. Еще перед вступлением в силу закона о фингарантиях (начал действовать с июня прошлого года) специалисты предсказывали, что многие компании не выдержат такого гнета и уйдут с рынка. Так и случилось.
Очередная инициатива приведет к новому переделу российского рынка туриндустрии. Даже действующие фингарантии неподъемны для мелких операторов, а что будет, если они увеличатся в 10 раз? Отрасль ждет процесс укрупнения, уверены многие эксперты. По разным оценкам, количество туроператоров в России может сократиться на четверть или даже на треть. И в первую очередь пострадают мелкие региональные компании. "Сейчас у нас в области туроператоров можно по пальцам пересчитать, а с повышением финансовых гарантий их станет еще меньше", - говорит Татьяна Кулакова, заместитель директора турагентства "Талисман". Новая инициатива, на первый взгляд, преследует благородные цели, и призвана защитить интересы рядового туриста. Ведь, чем выше финансовая ответственность компании, тем больше шансов получить в случае ее банкротства компенсацию. Вот только заплатить за это туристам придется из своего кармана. Если один из законопроектов будет принят, рынок существенно сократится, а это, как прогнозируют эксперты, может привести к повышению цен на туристические путевки. "Конечно, цены на путевки, скорее всего, вырастут, - считает Дмитрий Морозов, директор турагентства "Здравтур". - Произойдет то же самое, что и с недавним подорожанием бензина. Цены на него увеличились, и все туркомпании тут же ввели топливный сбор. Все свои возросшие расходы на фингарантии компании тоже переложат на плечи конечного потребителя". Если же цены на путевки поднимутся, количество клиентов у турфирм уменьшится в разы. Чтобы удержаться на плаву, многим из них придется если не уйти, то перейти на более дешевые турпродукты. "Цены поднимутся, и количество туристов, отправляющихся за рубеж, сократится, - прогнозирует Татьяна Кулакова, заместитель директора турагентства "Талисман". - Станут больше востребованы туры по России. Возможно, туроператоры, которые не в состоянии будут платить фингарантии по международному туризму, начнут заниматься внутренним туризмом". Предлагаемые изменения, прежде всего, выгодны крупным туроператорам.
"Сейчас в распоряжении крупных туроператоров находится около 50 процентов рынка, - подсчитывает Дмитрий Морозов. - Если увеличатся фингарантии, они вытеснят многих мелких игроков и захватят еще 10-20 процентов рынка". В результате оставшиеся магнаты станут диктовать свои цены и условия.
Повысить гарантии можно, но не для всех, считают многие представители турбизнеса. "Для крупных московских операторов с их большими оборотами это повышение, конечно, по плечу, а вот для мелких региональных компаний оно будет просто убийственным", - вот обобщенное резюме смоленских предпринимателей.
"Мне кажется, что нельзя всех причесывать под одну гребенку. Должна быть предусмотрена дифференциация размера гарантий в зависимости от оборота компаний", - считает Морозов из "Здравтура". "На въездной и внутренний туризм повышать гарантии нельзя, - соглашается с коллегой Виктор Воробьев, директор ООО "Смоленсктурист", действительный член национальной академии туризма. - Там обороты не те. Если и повышать фингарантии, то для тех операторов, которые занимаются международным выездным туризмом. Еще лучше было бы страховать конкретный турпродукт. Страховать каждого туриста индивидуально, точно так же, как сейчас страхуют автомобилистов по ОСАГО".
Ситуация довольно типичная: несмотря на недовольство, сопение и ворчание региональных игроков рынка, крупные туроператоры будут лоббировать свои интересы - дескать, в регионах разберемся. Очевидны два последствия нововведения. Первое - цены на путевки наверняка поползут вверх, что, несомненно, обрадует и так небогатых смоленских потребителей. Второе - часть местных смоленских компаний трансмутирует, приспосабливаясь к новым правилам игры. Ничего - время лечит, собака лает, караван идет. Не такое переживали.
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
Добавить комментарий